Статья:

Формирование композиционного мышления учащихся на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Рыбкина А.А. Формирование композиционного мышления учащихся на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(14).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование композиционного мышления учащихся на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования

Рыбкина Анастасия Алексеевна
магистрант Института Изящных Искусств МПГУ, РФ, Москва
Жуков Денис Александрович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Института Изящных Искусств МПГУ, РФ, Москва

 

Аннотация. научная статья по художественному образованию и педагогике, автор статьи — Рыбкина Анастасия Алексеевна. В статье раскрываются аспекты, связанные с формированием навыков композиционного мышления учащихся на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования. Рассматривается исторический аспект данной темы. Анализируются оригинальные методы, нацеленные на эффективное проведений уроков ИЗО.

Ключевые слова: дидактические методы/ методика преподавания/ композиция/ динамические пособия/ композиционные принципы/ целостность/ художественный образ.

 

Рисование, как часть изобразительной деятельности занимает большое место в жизни ребёнка, оно для него, по мнению Сухомлинского В.А.,- средство познания мира, самопознания и самовыражения.

Уже с раннего возраста, по содержанию замысла детский рисунок становится сюжетным. Ребёнок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Но ему ещё многое нужно освоить - например, доступные приёмы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трёхмерном пространстве. Эти приёмы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет, но они являются незаменимыми в обучении дошкольников.

Прежде чем перейти к методам формирования композиционного мышления, следует проанализировать что такое композиция. Термин «композиция» является производным от латинского слова composition, что означает «сочинение, расположение, составление».

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. В хорошей композиции нет ничего лишнего, не должно создаваться впечатление, что что-то нужно добавить или, наоборот, убрать – всё должно быть гармонично.

Сочинение художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения. Поэтому в художественных учреждениях композиция по значимости и сложности не уступает таким дисциплинам как рисунок и живопись.

Любой предмет, любая форма, которая заинтересовала и которую хочет изобразить художник своими средствами, каждое прикосновение к бумаге – это композиция.  Без композиционного мышления творческий человек не может создать серьезное произведение искусства, выразить свое отношение к процессам, проходящим в этом мироздании.

Чувство композиции у человека формировалось постепенно. Уже древний художник подмечал, что в природе существуют определённые прочные закономерности, такие как смена времён года, симметричность в построении растений, и перенимал их. Так, хаотичное, беспорядочное расположение объектов на плоскости сменилось строгим порядком. Позже появились орнаментальные композиции, закономерности которых были либо подражанием природе, либо обуславливались утилитарными и ритуальными особенностями изображения.

Каждая последующая эпоха отличалась от предыдущей в решении композиционных задач, однако, считается, что первые серьёзные научные композиционные поиски появляются в монументальных фресках художников Раннего Возрождения.

Творцам этого периода удалось достичь больших успехов в композиции, поскольку искусство Ренессанса развивалось в тесной взаимосвязи с теорией и практическим применением композиционных правил в изобразительном искусстве на основе знания таких наук как перспектива, пластическая анатомия, математика.

Одним из первых, кто теоретически подкрепил и попытался дать определение композиции был Леон Батиста Альберти. Он писал: «Под композицией я понимаю то разумное основание живописания, благодаря которому части складываются в живописное произведение». В своём труде «Три книги о живописи» он описывает методику как правильно вести работу над художественным произведением от компоновки до завершения. Он считал, что самое важное и трудное в композиции для художника – это передача движения – основа жизни и искусства, форма существования материи. Без движения немыслима гармония, движение выражает время, а, самое главное – жизненность, которую можно передать через время и движение, не случайно есть знаменитая фраза Аристотеля «Движение – это жизнь». Также Альберти назвал семь направлений движения объекта в пространстве: вверх, вниз, вправо, влево, приближаясь, удаляясь, по кругу.

Леонардо да Винчи в своих сочинениях уделял большое внимание выражению статики и динамики в художественном произведении. Он доказал, что в изобразительном искусстве необходимо учитывать законы зрительного восприятия человека. Зная определённые композиционные приёмы, можно направлять взгляд человека и усиливать движение в картине.

Интересны критические размышления из «Дневника» Э.Делакруа, который с помощью структурного анализа произведений известных художников, отмечал некоторые композиционные правила, которые использовали они в своих работах. Он считал, что в картине необходимо делать правильные акценты, так как перегрузка деталей второстепенной важности дробит общий строй произведения и теряется мысль автора.

В XVIII веке композиция вводится как учебная дисциплина. Последующие годы зарубежные и отечественные художники-педагоги обобщали и систематизировали знания, выводили чёткие законы и искали наиболее выразительные композиционные схемы. Некоторые приёмы композиции стали классическими, но время шло вперёд, и появлялись новые подходы в построении сюжета, которые отражали суть настоящего, тенденции развития общества. Например, художники XIX-XX веков, наоборот, стремились избавиться от жёстких канонических схем и использовать свободные композиционные приёмы. Так или иначе, творческий опыт художников многих поколений послужил фундаментом современного предмета «композиция».

В процессе художественной практики сформировались закономерности, правила, приёмы и средства построения композиции. Они взаимосвязаны и действуют на всех этапах разработки композиционного решения. Уникальное соотношение разных средств позволяют художникам создавать индивидуальные и оригинальные произведения.

Как правило, композиция начинается с выбора определённого формата. И тут важна масса, как она будет соотноситься с краями изобразительной плоскости. В зависимости от размера холста или бумаги будет меняться ритмическая организация внутри поверхности. Сюжет определяет формат. Например, если это морской берег, то такой пейзаж предполагает вытянутую прямоугольную горизонтальную композицию, а если это портрет человека в полный рост, то, соответственно, наиболее удачным будет вытянутый вертикальный формат.

Мастера прошлого говорили о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник и круг), а основные направления линий стягиваются к центру.

Правильный выбор композиционной схемы помогает решить многие задачи, так, например, расположив правильно элементы картины, можно показать события, имеющие протяжённость во времени, начало и завершение сюжета (фризовые композиции с ярусным расположением).

В теоретических основах композиции как один из главных аспектов выделяют основные законы композиции: цельности, контрастов, жизненности и подчиненности всех средств композиции идейному замыслу, а также закон новизны.

Рассмотрим каждый закон композиции подробнее.

Цельности или неделимости – первый и важнейший закон композиции.

Суть закона заключается в  невозможности  восприятии ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

Не менее значимым композиционным законом является закон контрастов. Если кратко охарактеризовать сущность данного закона, то она заключается в резком различии, противоположности сторон. Если речь идет о изобразительном искусстве, то в первую очередь это контраст цвета, тона, величин предметов. При наличии контрастов тона или цвета линий и фона в линейных рисунках, даже при низком уровне рисующего, наверняка предается форма изображаемого предмета, пусть и неточно. Рассматривая живописные и, в особенности, графические произведения искусства, можно сделать вывод, что основным контрастов выступает тоновой контраст. На основе этого выступают и действуют другие виды контрастов, а именно - контрасты форм, размеров, линий, идейные и сюжетные контрасты.

Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, замыслу и идейному содержанию художественное произведение. Через композицию художник выражает свое отношение к изображаемому, дает нравственную и эстетическую оценку. Без применения данного закона произведение искусство превращается в пустое копирование действительности, а значит ремесло.

Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ - это всегда новое в искусстве, как по содержанию, так и по форме.

Наиболее глубоко термин художественный образ раскрыт в работе Шорохова Е.В. "Композиция". Художественный образ - это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать на чувства и умы людей

Те композиционные приемы, которые были сформулированы великими мастерами и исследователями прошлого, современному педагогу необходимо донести до учеников.

Переходя к педагогическому аспекту необходимо рассмотреть, часто встречающиеся, композиционные ошибки в работах детей начального уровня подготовки. В частности это различного рода фризовые композиции, отсутствие приема загораживания, отсутствие тональных отношений, прямой линейной перспективы, а также линии горизонта в пейзажных композициях.

По итогу, ребенок должен овладеть определенными принципами построения композиции на листе. Данный вопрос неоднократно поднимался в трудах различных исследователей, что говорит о его актуальности. Так, Игнатьев С.Е. в своей работе «Закономерности изобразительной деятельности» выделяет композиционные принципы, которыми должен овладеть ребенок в ходе учебной деятельности:

  1. Правильный выбор положения листа бумаги.
  2. Гармоническое заполнение поверхности бумаги.
  3. Связь между изображаемыми объектами.
  4. Элементы ритмичности.
  5. Наличие художественного замысла.
  6. Элементы симметричности.
  7. Упорядоченность пространственной ориентации:

а) загораживание;

б) расположение на одной линии;

в) наличие границы земли и неба.

На этой системе должны базироваться критерии оценивания детских работ.

Стоит отметить, что на  организованность и выразительность композиции рисунков детей положительно влияют и другие законы и принципы изобразительного искусства, Например, умение относительно правильно показывать пропорции основных частей объектов изображения, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру листа бумаги. Важную роль играет и способность детей применять линейную перспективу в своих рисунках.

Существуют определенные педагогические приемы и методы, благодаря которым материал будет максимально доступен и усвоен детьми. Достигнуть данную цель поможет применение на уроке наглядного материала, в частности динамический пособий. Данные пособия могут нести в себе не только познавательную функцию, но и игровую.

Для грамотной работы с детьми необходимо применять дидактические принципы и методы обучения, а так же учитывать возрастные особенности школьников. Особую роль при проведении уроков, нацеленных на формирование композиционных навыков  играет принцип наглядности, выражающийся в объяснительно-иллюстративном методе проведения уроков. Для его реализации необходимо применение поэтапных, динамических пособиях, демонстрации репродукций работ старых мастеров.

Проблемный метод изложения материала также стимулирует внимание и работу детей на уроке. Он включает ряд вопросов, наводящих на проблему, ответы на которые дети ищут посредством вербального общения с учителем.

В совокупности, применяемые методы при грамотном объяснении педагога дают положительные результаты при формировании композиционных навыков у детей.

 

Список литературы:
1. Бурмистрова С.В. Особенности предпечатной подготовки в станковой графике// Журнал «Новые технологии». - №2 - 2010 - 154-157 с.
2. Ванслов В. В. Проблемы композиции: Сборник научных трудов  М. : Изобразит. искусство, 2000. 292 с.
3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства М.: Изобразительное искусство, 1985. 580 с.
4. Игнатьев СЕ. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. — 208
5. Каракаш Т. К. В мире искусства. М.: Искусство в школе, 2001- С. 185
6. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе М.: Просвещение, 1977.  208с.
7. Подласый И.П. Педагогика Т.1.  М.: ВЛАДОС, 1999. 464 с.
8. Пьянкова Н.И.  Изобразительное искусство в современной школе  М.: Просвещение, 2006.  176 с 
9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе Учебник. М.: Агар, 2000 . 251  с.
10. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 207 с: ил.