Формирование композиционного мышления учащихся на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования
Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование композиционного мышления учащихся на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования
Аннотация. научная статья по художественному образованию и педагогике, автор статьи — Рыбкина Анастасия Алексеевна. В статье раскрываются аспекты, связанные с формированием навыков композиционного мышления учащихся на занятиях ИЗО в системе дополнительного образования. Рассматривается исторический аспект данной темы. Анализируются оригинальные методы, нацеленные на эффективное проведений уроков ИЗО.
Ключевые слова: дидактические методы/ методика преподавания/ композиция/ динамические пособия/ композиционные принципы/ целостность/ художественный образ.
Рисование, как часть изобразительной деятельности занимает большое место в жизни ребёнка, оно для него, по мнению Сухомлинского В.А.,- средство познания мира, самопознания и самовыражения.
Уже с раннего возраста, по содержанию замысла детский рисунок становится сюжетным. Ребёнок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях. Но ему ещё многое нужно освоить - например, доступные приёмы построения общей композиции рисунка: научиться располагать предметы-изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трёхмерном пространстве. Эти приёмы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет, но они являются незаменимыми в обучении дошкольников.
Прежде чем перейти к методам формирования композиционного мышления, следует проанализировать что такое композиция. Термин «композиция» является производным от латинского слова composition, что означает «сочинение, расположение, составление».
Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением; важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. В хорошей композиции нет ничего лишнего, не должно создаваться впечатление, что что-то нужно добавить или, наоборот, убрать – всё должно быть гармонично.
Сочинение художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения. Поэтому в художественных учреждениях композиция по значимости и сложности не уступает таким дисциплинам как рисунок и живопись.
Любой предмет, любая форма, которая заинтересовала и которую хочет изобразить художник своими средствами, каждое прикосновение к бумаге – это композиция. Без композиционного мышления творческий человек не может создать серьезное произведение искусства, выразить свое отношение к процессам, проходящим в этом мироздании.
Чувство композиции у человека формировалось постепенно. Уже древний художник подмечал, что в природе существуют определённые прочные закономерности, такие как смена времён года, симметричность в построении растений, и перенимал их. Так, хаотичное, беспорядочное расположение объектов на плоскости сменилось строгим порядком. Позже появились орнаментальные композиции, закономерности которых были либо подражанием природе, либо обуславливались утилитарными и ритуальными особенностями изображения.
Каждая последующая эпоха отличалась от предыдущей в решении композиционных задач, однако, считается, что первые серьёзные научные композиционные поиски появляются в монументальных фресках художников Раннего Возрождения.
Творцам этого периода удалось достичь больших успехов в композиции, поскольку искусство Ренессанса развивалось в тесной взаимосвязи с теорией и практическим применением композиционных правил в изобразительном искусстве на основе знания таких наук как перспектива, пластическая анатомия, математика.
Одним из первых, кто теоретически подкрепил и попытался дать определение композиции был Леон Батиста Альберти. Он писал: «Под композицией я понимаю то разумное основание живописания, благодаря которому части складываются в живописное произведение». В своём труде «Три книги о живописи» он описывает методику как правильно вести работу над художественным произведением от компоновки до завершения. Он считал, что самое важное и трудное в композиции для художника – это передача движения – основа жизни и искусства, форма существования материи. Без движения немыслима гармония, движение выражает время, а, самое главное – жизненность, которую можно передать через время и движение, не случайно есть знаменитая фраза Аристотеля «Движение – это жизнь». Также Альберти назвал семь направлений движения объекта в пространстве: вверх, вниз, вправо, влево, приближаясь, удаляясь, по кругу.
Леонардо да Винчи в своих сочинениях уделял большое внимание выражению статики и динамики в художественном произведении. Он доказал, что в изобразительном искусстве необходимо учитывать законы зрительного восприятия человека. Зная определённые композиционные приёмы, можно направлять взгляд человека и усиливать движение в картине.
Интересны критические размышления из «Дневника» Э.Делакруа, который с помощью структурного анализа произведений известных художников, отмечал некоторые композиционные правила, которые использовали они в своих работах. Он считал, что в картине необходимо делать правильные акценты, так как перегрузка деталей второстепенной важности дробит общий строй произведения и теряется мысль автора.
В XVIII веке композиция вводится как учебная дисциплина. Последующие годы зарубежные и отечественные художники-педагоги обобщали и систематизировали знания, выводили чёткие законы и искали наиболее выразительные композиционные схемы. Некоторые приёмы композиции стали классическими, но время шло вперёд, и появлялись новые подходы в построении сюжета, которые отражали суть настоящего, тенденции развития общества. Например, художники XIX-XX веков, наоборот, стремились избавиться от жёстких канонических схем и использовать свободные композиционные приёмы. Так или иначе, творческий опыт художников многих поколений послужил фундаментом современного предмета «композиция».
В процессе художественной практики сформировались закономерности, правила, приёмы и средства построения композиции. Они взаимосвязаны и действуют на всех этапах разработки композиционного решения. Уникальное соотношение разных средств позволяют художникам создавать индивидуальные и оригинальные произведения.
Как правило, композиция начинается с выбора определённого формата. И тут важна масса, как она будет соотноситься с краями изобразительной плоскости. В зависимости от размера холста или бумаги будет меняться ритмическая организация внутри поверхности. Сюжет определяет формат. Например, если это морской берег, то такой пейзаж предполагает вытянутую прямоугольную горизонтальную композицию, а если это портрет человека в полный рост, то, соответственно, наиболее удачным будет вытянутый вертикальный формат.
Мастера прошлого говорили о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник и круг), а основные направления линий стягиваются к центру.
Правильный выбор композиционной схемы помогает решить многие задачи, так, например, расположив правильно элементы картины, можно показать события, имеющие протяжённость во времени, начало и завершение сюжета (фризовые композиции с ярусным расположением).
В теоретических основах композиции как один из главных аспектов выделяют основные законы композиции: цельности, контрастов, жизненности и подчиненности всех средств композиции идейному замыслу, а также закон новизны.
Рассмотрим каждый закон композиции подробнее.
Цельности или неделимости – первый и важнейший закон композиции.
Суть закона заключается в невозможности восприятии ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.
Не менее значимым композиционным законом является закон контрастов. Если кратко охарактеризовать сущность данного закона, то она заключается в резком различии, противоположности сторон. Если речь идет о изобразительном искусстве, то в первую очередь это контраст цвета, тона, величин предметов. При наличии контрастов тона или цвета линий и фона в линейных рисунках, даже при низком уровне рисующего, наверняка предается форма изображаемого предмета, пусть и неточно. Рассматривая живописные и, в особенности, графические произведения искусства, можно сделать вывод, что основным контрастов выступает тоновой контраст. На основе этого выступают и действуют другие виды контрастов, а именно - контрасты форм, размеров, линий, идейные и сюжетные контрасты.
Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу обязывает художника создавать цельное по восприятию, замыслу и идейному содержанию художественное произведение. Через композицию художник выражает свое отношение к изображаемому, дает нравственную и эстетическую оценку. Без применения данного закона произведение искусство превращается в пустое копирование действительности, а значит ремесло.
Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что художественный образ - это всегда новое в искусстве, как по содержанию, так и по форме.
Наиболее глубоко термин художественный образ раскрыт в работе Шорохова Е.В. "Композиция". Художественный образ - это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать на чувства и умы людей
Те композиционные приемы, которые были сформулированы великими мастерами и исследователями прошлого, современному педагогу необходимо донести до учеников.
Переходя к педагогическому аспекту необходимо рассмотреть, часто встречающиеся, композиционные ошибки в работах детей начального уровня подготовки. В частности это различного рода фризовые композиции, отсутствие приема загораживания, отсутствие тональных отношений, прямой линейной перспективы, а также линии горизонта в пейзажных композициях.
По итогу, ребенок должен овладеть определенными принципами построения композиции на листе. Данный вопрос неоднократно поднимался в трудах различных исследователей, что говорит о его актуальности. Так, Игнатьев С.Е. в своей работе «Закономерности изобразительной деятельности» выделяет композиционные принципы, которыми должен овладеть ребенок в ходе учебной деятельности:
- Правильный выбор положения листа бумаги.
- Гармоническое заполнение поверхности бумаги.
- Связь между изображаемыми объектами.
- Элементы ритмичности.
- Наличие художественного замысла.
- Элементы симметричности.
- Упорядоченность пространственной ориентации:
а) загораживание;
б) расположение на одной линии;
в) наличие границы земли и неба.
На этой системе должны базироваться критерии оценивания детских работ.
Стоит отметить, что на организованность и выразительность композиции рисунков детей положительно влияют и другие законы и принципы изобразительного искусства, Например, умение относительно правильно показывать пропорции основных частей объектов изображения, определять величину и положение предметов по отношению друг к другу и к размеру листа бумаги. Важную роль играет и способность детей применять линейную перспективу в своих рисунках.
Существуют определенные педагогические приемы и методы, благодаря которым материал будет максимально доступен и усвоен детьми. Достигнуть данную цель поможет применение на уроке наглядного материала, в частности динамический пособий. Данные пособия могут нести в себе не только познавательную функцию, но и игровую.
Для грамотной работы с детьми необходимо применять дидактические принципы и методы обучения, а так же учитывать возрастные особенности школьников. Особую роль при проведении уроков, нацеленных на формирование композиционных навыков играет принцип наглядности, выражающийся в объяснительно-иллюстративном методе проведения уроков. Для его реализации необходимо применение поэтапных, динамических пособиях, демонстрации репродукций работ старых мастеров.
Проблемный метод изложения материала также стимулирует внимание и работу детей на уроке. Он включает ряд вопросов, наводящих на проблему, ответы на которые дети ищут посредством вербального общения с учителем.
В совокупности, применяемые методы при грамотном объяснении педагога дают положительные результаты при формировании композиционных навыков у детей.