Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Колкова А.И. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119420 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Колкова Алеся Игоревна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Хилько Ольга Владимировна
научный руководитель, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Отмечается значимая роль учреждения дошкольного образования в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Установлено, что психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития – это процесс, выступающий целостной деятельностью, при котором должны быть учтены основные взаимосвязанные компоненты: постоянный мониторинг психолого-педагогического статуса воспитанника и динамики его психофизического развития (развития познавательных процессов), проектирование психолого-педагогических и социальных условий, направленных на познавательное и личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проектирование специальных психолого-педагогических и социальных  условий, направленные на  оказание помощи воспитанникам, которые имеют трудности в развитии познавательной сферы, требующие коррекции.

 

Ключевые слова: познавательные процессы, дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение, деятельность ДОО.

 

Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что в настоящее время в системе современного образования остро стоит вопрос о повышении его качества. Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на формирование и развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям современной жизни, умеющей принимать нестандартные решения.

Первой ступенью системы непрерывного образования является дошкольное образование. Поэтому приоритетной задачей дошкольного образования выступает такая организация педагогического процесса, который способствует максимальной реализации личностного потенциала и интересов воспитанников детского сада. В дошкольной педагогике до недавнего времени вопросам развития познавательных процессов в дошкольном возрасте практически не уделялось никакого внимания, при этом учеными признается, что познавательные процессы оказывают влияние на получение новых знаний ребенком дошкольного возраста, на способность к учению, к исследовательской деятельности.

Познавательное развитие дошкольников – выступает эволюционным процессом и включает несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, переходящие от низшей к высшей в й специально организованной совместной деятельности [5]. На развитие познавательных процессов оказывают влияние конкретные условия взаимодействия с окружающей действительностью: временные и природные изменения, регион, особенные планеты, которые ставят перед личностью определенные требования, что делает психику регулятором поведения организма. В психолого-педагогической литературе указывается, что в дошкольном возрасте проблематика динамики и средств развития процессов познания реализуется неоднозначно. Эффективными средствами развития процессов познания у детей дошкольного возраста выступают уровень сформированности навыков и умений, которые помогают преодолевать гетерохронность познавательного развития и проблемы в процессе обучения.

Актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения познавательного развития ребенка дошкольного возраста определяется направленностью и заинтересованностью системы дошкольного образования на интеллектуально-личностное, нравственное развитие, формирование общей культуры, предпосылок к учебной деятельности, через сохранение здоровья воспитанников дошкольной организации. От уровня развития познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста, которая определяет уровень развития школьной зрелости, зависит дальнейшая успешность ребенка на последующих этапах обучения в школе. Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов базируется на учете специфики возраста ребенка-дошкольника (неравномерность созревания высших психических функций, индивидуализация вариантов онтогенеза: адаптация и компенсация).

Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития – это процесс, выступающий целостной деятельностью, при котором должны быть учтены 3 основные взаимосвязанные компонента [4]:

1. Постоянный мониторинг психолого-педагогического статуса воспитанника и динамики его психофизического развития (развития познавательных процессов) в процессе организации педагогической среды ДОУ. С самого начала пребывания дошкольников в образовательном учреждении собирается анамнез и информация об особенностях его развития, раскрывающий все стороны его психофизического становления с учетом имеющейся динамики, что показывает эффективность   образовательной деятельности и самого психолого-педагогического сопровождения.

2. Проектирование психолого-педагогических и социальных условий, направленных на познавательное и личностное развитие ребенка дошкольного возраста. Полученные результаты мониторинга являются базой для разработки индивидуальных траекторий развития ребенка дошкольного возраста, его личностной успешности.  Составляющая обозначенных нами условий кроется в том, что выстроенный таким образом образовательный процесс не является статичной единицей, а выступает как целостный, трансформируемый механизм, учитывающей запросы ребенка и его родителей.

3. Проектирование специальных психолого-педагогических и социальных условий, направленные на оказание помощи воспитанникам, которые имеют трудности в развитии познавательной сферы, требующие коррекции [6].

Обозначим основные направления (виды) работы, которые включены в психолого-педагогическое сопровождение по развитию познавательного развития дошкольников [3]:

- профилактика;

- диагностика (групповая и индивидуальная);

- консультирование (групповое и индивидуальное);

- развивающая работа (групповая и индивидуальная);

- коррекционная работа (групповая и индивидуальная);

- психолого-педагогическое просвещение и образование: способствующее формированию педагогической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

- экспертиза (образовательных программ, проектов, пособий, предметно-развивающей среды, профессиональной деятельности сотрудников дошкольной организации).

Эффективность психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у дошкольников зависит от ориентации деятельности воспитателя ДОО на зону актуального развития индивидуальных и личностных особенностей дошкольников которая направлена на распознавание и формирование перестройки межфункциональных связей в процессе познания мира и их позитивной направленности. Развитие межфункциональных связей в познавательном развитии может идти несколькими направлениями, основу которых составляют характерные моменты индивидуально-личностного развития; с опорой на стилевые характеристики деятельности познания; с опорой на систему адаптации к окружающему миру.

Психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов дошкольников может быть реализовано при помощи специально разработанной программы, которая включает развивающие занятия, направленные на формирование умений в классификации предметов с учетом определенных признаков, формирование навыков сравнения предметов с опорой на образ, умений в установлении связей между явлениями и предметами, формирование мнемических способов и творческого воображения.

Содержание программ, которые обеспечивают развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте, ориентировано на развитие следующих категорий личности:

- возрастные показатели по распределению и устойчивости внимания;

- компенсация низкого объема кратковременной памяти и иных мнемических свойств, которые позволяют преодолевать неравномерность в развитии процессов мышления;

- умения в установлении связей между предметами и явлениями;

- творческое воображение, способствующее компенсации неравномерности в развитии познавательных процессов у дошкольников и слабое речевое развитие.

Программа психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов предусматривает разработку педагогом-психологом рекомендаций по возрастному и индивидуально-типологическому развитию воспитанников, которые способствуют повышению профессиональной компетенции педагогов ДОО. Педагог-психолог оказывает консультативно-методическую помощь педагогическим кадрам ДОО, принимает участие в педагогических советах, консилиумах, методических объединениях, которые посвящены проблемам в развитии дошкольников. Программа может включать разнообразные виды игр (дидактические, тренинговые, игры-упражнения), которые может использовать педагог, организуя совместную деятельность с дошкольниками: (индивидуально, с подгруппой, коллективно).

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов дошкольников может быть реализовано при помощи специально разработанной программы, которая включает развивающие занятия, направленные на формирование умений в классификации предметов с учетом определенных признаков, формирование навыков сравнения предметов с опорой на образ, умений в установлении связей между явлениями и предметами, формирование мнемических способов и творческого воображения.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения развития познавательных процессов у дошкольников зависит от ориентации деятельности воспитателя ДОО на зону актуального развития индивидуальных и личностных особенностей дошкольников которая направлена на распознавание и формирование перестройки межфункциональных связей в процессе познания мира и их позитивной направленности.

 

Список литературы: 
1. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательно - исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. URL: https://moluch.ru/archive/116/31981/ (дата обращения: 12.03.2022).
2. Алферов, А. Д. Психология развития школьника [Текст] : учеб. пособие / А. Д. Алферов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 68 с.
3. Андреева, С. Н. Возрастная психология / С. Н. Андреева. Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Йошкар-ола, МарГУ. - 2011. - 188 с.
4. Горбунова, А. И. Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся [Текст] / А. И. Горбунова. – М.: Просвещение, 2009. – 350с.
5. Гризик, Т. И. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т. И. Гризик // Дошкольное воспитание – 1998. – № 10. – С. 22.
6. Игнатьева, И. Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал. 2016. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-samostojatelnoi-poznavatelnoidejatelnosti-doshkolnikov.html (дата обращения: 11.03.2022).
7. Коршунова, Н. Учебно-познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности [Электронный ресурс] // Информационное интернет-издание. 2015. URL: https://www.syl.ru /article/ 169516/new_uchebno-poznavatelnaya-deyatelnostaktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.03.2022).