Типичные ошибки школьников при решении дробно-рациональных неравенств на примере заданий из ЕГЭ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Типичные ошибки школьников при решении дробно-рациональных неравенств на примере заданий из ЕГЭ
Перед тем, как анализировать типичные ошибки школьников при решении дробно-рациональных неравенств на примере заданий из ЕГЭ, дадим определение дробно-рациональному неравенству.
Определение 1. Дробно-рациональным неравенством называется неравенство вида
, где P(x), Q(x) – многочлены.
Примечание: Дробно-рациональное неравенство может быть записано и в другом виде, как
или
или ![]()
Типичные ошибки, допускаемые школьниками при решении дробно-рациональных неравенств рассмотрим на конкретных примерах из ЕГЭ-2019
1)
[1, c.18]
Правильным решением неравенства будет следующее решение: исходное неравенство равносильно неравенству
. Данное неравенство решается методом интервалов. Верное решение данного неравенства представлено на рис.1.

Рис. 1. Верное решение неравенства ![]()
В процессе решения данного неравенства могут быть допущены следующие ошибки:
- корни многочленов неправильно нанесены на ось (см. на рис. 2)
![]()
Рис. 2. Ошибки в решении дробно-рационального неравенства: обе точки нанесены как выколотые
- сокращены переменные х (грубая ошибка). В результате чего школьник придет к уравнению
, решением которого будут все действительные числа.
- школьник может посчитать, что решение данного неравенства сводится к решению 2-х линейных неравенств, составляющих систему, т.е.
![]()
- школьник может предположить, что для решения данного неравенства следует решить неравенство
![]()
и при этом нанести на ось выколотый корень уравнения х=0. То есть, в результате данной ошибки получим следующее решение:
.
Окончательно, ученик придет к тому, что
![]()
2)
[1, c.38]
Правильным решением данного дробно-рационального неравенства является его преобразование к неравенству
.
Это неравенство является квадратным и решается методом интервалов. На ось наносится выколотый кратный корень x=3
Решением неравенства будут все числа, кроме х=3 или совокупность интервалов (-∞; 3) U (3; +∞)
В процессе решения данного неравенства могут быть допущены следующие ошибки:
- ученик может свести данное неравенство к следующему неравенству
.
То есть в данном случае, школьник потерял кратный корень, превратив исходное квадратное неравенство в линейное.
- ученик неправильно раскрыть формулу сокращенного умножения, в результате чего придет к следующему неравенству
.
Затем на оси будут нанесены корни х=3 и х=-3. В итоге, школьник придет к тому, что решением неравенства может быть интервал (-3;3) или совокупность интервалов (-∞; -3) U (3; +∞)
3)
[1, c.76]
Рассмотрим правильное решение неравенства. Так как дробь неотрицательна, то необходимо рассмотреть два случая
1 случай:
![]()
2 случай:
![]()
Учтем, что между данными случаями необходимо поставить или, т.е. рассмотренные системы неравенств объединить в совокупность.
Рассмотрим решение 1 случая.
![]()
Рассмотрим решение двух неравенств системы раздельно.
(1)
Решение данного неравенства равносильно решению системе неравенств:

Решим каждое из неравенств системы отдельно:
![]()
![]()
![]()
D=81-56=25
x1= (9-5)/4=1;
x2=(9+5)/4=14/4=7/2=3,5
Решением неравенства
будет интервал ![]()
Теперь решим неравенство ![]()
D=81-72=9
x1= (9-3)/4=6/4=3/2;
x2=(9+3)/4=12/4=3
Решением неравенства
будет совокупность интервалов ![]()
Окончательным же решением исходного неравенства будет пересечение найденных областей: ![]()
Рассмотрим решение неравенства (2) 1 случая.
![]()
Решение неравенства эквивалентно системе неравенств:
![]()
Решением же системы 1 случая является пересечение найденных решений неравенств (1) и (2), а именно пересечение промежутков
и
. Окончательным решением системы 1 случая является промежуток ![]()
Рассмотрим решение системы 2 случая
![]()
Рассмотрим решение двух неравенств системы раздельно.
![]()
Решение данного неравенства равносильно решению системе неравенств:

Решим каждое из неравенств системы отдельно:
![]()
![]()
![]()
D=81-56=25
x1= (9-5)/4=1;
x2=(9+5)/4=14/4=7/2=3,5
Решением неравенства
будет интервал ![]()
Теперь решим неравенство ![]()
D=81-72=9
x1= (9-3)/4=6/4=3/2;
x2=(9+3)/4=12/4=3
Решением неравенства
будет совокупность интервалов ![]()
Окончательным же решением неравенства
будет пересечение найденных областей:
. Таким образом, решением неравенства
будет промежуток ![]()
Рассмотрим решение второго неравенства 2 случая.
![]()
Решение неравенства эквивалентно системе неравенств:
![]()
Решением же системы 2 случая является пересечение найденных решений неравенств, а именно пересечение промежутков
и
. Окончательным решением системы 2 случая является промежуток
.
Решением же исходного неравенства является объединение решений 1 и 2 случая, т.е. объединение промежутков
.
Рассмотрим типичные ошибки школьников при решении данного неравенства:
- Данное неравенство школьник может свести к неравенству
,
выколов на оси точку х=8.
Далее ученик придет к такому неравенству
,
которое он правильно преобразует, т.е.
![]()
![]()
![]()
- Искомое неравенство школьник может свести к системе неравенств
(1)
Далее каждое из неравенств системы школьником могут решаться отдельно и при этом первое неравенство ученик может неправильно преобразовать, например,
и т.д.
- Искомое неравенство школьник может свести к следующему неравенству
(
) ![]()
Данное неравенство может быть сведено к системе неравенств (1).
Затем первое неравенство системы (1) школьник преобразует, как
![]()
Второе неравенство системы
![]()
школьник преобразует, как
![]()
То есть в результате система
![]()
будет преобразована к системе
![]()
В этом случае, ошибка состоит в том, что ученик не учел, что подлогарифмируемые выражения должны быть положительны, т.е. неравенство
![]()
должно быть преобразовано в систему неравенств ![]()
А неравенство
![]()
должно быть также преобразовано к системе неравенств,
![]()
Помимо рассмотренных ошибок в решении данного неравенства, ошибки могут возникнуть в расчетах, в неправильном переносе слагаемых из одной части в другую, в не изменении знака неравенства в случае его умножения на -1.
Вывод
Итак, при решении школьниками дробно-рациональных неравенств на ЕГЭ ими допускаются следующие основные ошибки:
- ошибки в вычислениях;
- ошибки в преобразованиях (неравенство преобразовано не к равносильному неравенству или системе неравенств, не изменены знаки слагаемых при их переносе из одной части в другую, не изменен знак неравенства при умножении всего неравенства на отрицательное число);
- незнание свойств логарифмической и показательной функции, неумение решать квадратные уравнения и неравенства;
- неправильно сокращены слагаемые;
- неправильно нанесены точки на ось (например, точка должна быть выколотой, а она изображается, как закрашенная).
Для предупреждения ошибок при решении дробно-рациональных неравенств во время подготовки к ЕГЭ рекомендуется: выполнять самопроверку, взаимопроверку решений, выполнять такие задания, как написать правильное решение и решение с ошибкой, проанализировав последнее.

