Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кузнецова С.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 13(236). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/236/124941 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кузнецова Светлана Дмитриевна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Симигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В современном обществе формирование толерантности имеет особую значимость, выступая, как ценностная установка и как норма социального поведения. Воспитание в духе толерантности стоит рассматривать в виде обязательного элемента в формировании толерантного сознания. Формирование толерантности в младшем школьном возрасте посредством инновационных образовательных технологий способствует развитию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, которые основаны на моральных ценностях .

 

Ключевые слова: инновация, младший школьный возраст, моральные ценности, образовательные технологии, образовательный процесс, толерантность,

 

Толерантность подразумевает под собой уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности [3].

Психологами и педагогами разрабатываются программы формирования толерантности, которые предназначены для детей разных возрастов. При этом образовательное пространство само по себе содержит возможности достижения данной цели. Разрабатывая программу формирования толерантности в младшем школьном возрасте необходимо учитывать ее структуру, состоящую из мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов. На основании этого она должна включать  четыре блока: информационный блок – знакомство с основными приемами по обмену информацией, блок, ориентированный на овладение способами позитивного взаимодействия и создание позитивной установки, перцептивный блок – выработка умений понять и принять себя и других и мотивационно-ценностный блок – усвоение ценностных ориентаций, принятие толерантности как ценности.

Для младшего школьного возраста формирование толерантности должно быть направлено, прежде всего, на ориентацию личности в понимании своего места в жизни, своей уникальности и ценности, на приобщение к системе культурных ценностей общечеловеческой культуры и выработку толерантного отношения к ним и к их носителям, на формирование сопереживания и уважения достоинства другого человека.

Для формирования толерантности младших школьников необходимо использовать такие образовательные технологии, как проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, коллективный способ обучения, технология развивающего обучения и пр. Образовательные технологии по развитию толерантности включают в себя игры, упражнения, этюды, направленные на формирование толерантного восприятия других людей, отличающихся по какому-либо признаку, а также умения взаимодействовать с ними. Благодаря проведению образовательных технологий младшие школьники освоят возможности оптимальной установки контакта с окружающими, научат отказываться от нежелательных контактов, освоят необходимость толерантного взаимодействия и реагирования в ситуациях критики и конфликтных ситуаций, научаться принимать и оказывать помощь при необходимости [1].

Можно предложить в рамках образовательных технологий такие упражнения, как:

  1. Упражнения на создание благоприятной атмосферы м положительной мотивации на коммуникации:. «Визитная карточка или давайте знакомиться», « Корабль и ветер» и пр.
  2. Упражнения на развитие умений сопереживать и понимать состояние окружающих, развитие эмпатии: «Пять добрых слов», «Нравится - не нравится» и пр.
  3. Упражнения на развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других: «Какие качества задуманы», «Мы», «Вспомним хорошие поступки» и пр.
  4. Упражнения на обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций: «Толковый словарь», «Разыграй конфликт», «Упрямое зеркало» и пр.
  5. Упражнения на развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию: «Не в своих санях», «В поход», «Чудесные зонтики», «Поделись с ближним» и пр.
  6. Упражнения на приучение детей к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество: «Магазин зеркал», «Рассказ по картинке», «Воздушный шарик» и пр. [2].

Таким образом, младший школьный возраст считается сензитивным периодом для формирования толерантности. Формирование толерантности в младшем школьном возрасте должно осуществляться не только в семье, но и в стенах образовательного учреждения посредством образовательных технологий. Образовательные технологии содержат потенциальные условия формирования толерантности у младших школьников, поскольку посредством них можно сформировать эталоны толерантного поведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Список литературы:
1. Гуторина С. Ю. Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника / С. Ю. Гуторина // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 651 – 652. 
2. Изосимова, Д. В. Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Д. В. Изосимова, И. В. Дуда // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 158 – 159. 
3. Ильинская С. Г. Толерантность / С. Г. Ильинская. – М.: Праксис, 2018. – 288 c.