ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В современном обществе формирование толерантности имеет особую значимость, выступая, как ценностная установка и как норма социального поведения. Воспитание в духе толерантности стоит рассматривать в виде обязательного элемента в формировании толерантного сознания. Формирование толерантности в младшем школьном возрасте посредством инновационных образовательных технологий способствует развитию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, которые основаны на моральных ценностях .
Ключевые слова: инновация, младший школьный возраст, моральные ценности, образовательные технологии, образовательный процесс, толерантность,
Толерантность подразумевает под собой уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности [3].
Психологами и педагогами разрабатываются программы формирования толерантности, которые предназначены для детей разных возрастов. При этом образовательное пространство само по себе содержит возможности достижения данной цели. Разрабатывая программу формирования толерантности в младшем школьном возрасте необходимо учитывать ее структуру, состоящую из мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов. На основании этого она должна включать четыре блока: информационный блок – знакомство с основными приемами по обмену информацией, блок, ориентированный на овладение способами позитивного взаимодействия и создание позитивной установки, перцептивный блок – выработка умений понять и принять себя и других и мотивационно-ценностный блок – усвоение ценностных ориентаций, принятие толерантности как ценности.
Для младшего школьного возраста формирование толерантности должно быть направлено, прежде всего, на ориентацию личности в понимании своего места в жизни, своей уникальности и ценности, на приобщение к системе культурных ценностей общечеловеческой культуры и выработку толерантного отношения к ним и к их носителям, на формирование сопереживания и уважения достоинства другого человека.
Для формирования толерантности младших школьников необходимо использовать такие образовательные технологии, как проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, коллективный способ обучения, технология развивающего обучения и пр. Образовательные технологии по развитию толерантности включают в себя игры, упражнения, этюды, направленные на формирование толерантного восприятия других людей, отличающихся по какому-либо признаку, а также умения взаимодействовать с ними. Благодаря проведению образовательных технологий младшие школьники освоят возможности оптимальной установки контакта с окружающими, научат отказываться от нежелательных контактов, освоят необходимость толерантного взаимодействия и реагирования в ситуациях критики и конфликтных ситуаций, научаться принимать и оказывать помощь при необходимости [1].
Можно предложить в рамках образовательных технологий такие упражнения, как:
- Упражнения на создание благоприятной атмосферы м положительной мотивации на коммуникации:. «Визитная карточка или давайте знакомиться», « Корабль и ветер» и пр.
- Упражнения на развитие умений сопереживать и понимать состояние окружающих, развитие эмпатии: «Пять добрых слов», «Нравится - не нравится» и пр.
- Упражнения на развитие чувства собственного достоинства и умение уважать достоинство других: «Какие качества задуманы», «Мы», «Вспомним хорошие поступки» и пр.
- Упражнения на обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций: «Толковый словарь», «Разыграй конфликт», «Упрямое зеркало» и пр.
- Упражнения на развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию: «Не в своих санях», «В поход», «Чудесные зонтики», «Поделись с ближним» и пр.
- Упражнения на приучение детей к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество: «Магазин зеркал», «Рассказ по картинке», «Воздушный шарик» и пр. [2].
Таким образом, младший школьный возраст считается сензитивным периодом для формирования толерантности. Формирование толерантности в младшем школьном возрасте должно осуществляться не только в семье, но и в стенах образовательного учреждения посредством образовательных технологий. Образовательные технологии содержат потенциальные условия формирования толерантности у младших школьников, поскольку посредством них можно сформировать эталоны толерантного поведения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.