Статья:

Коррекция агрессивного поведения и конфликтов старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(149)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гузанова П.С. Коррекция агрессивного поведения и конфликтов старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 13(149). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/149/89654 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррекция агрессивного поведения и конфликтов старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

Гузанова Полина Сергеевна
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Агрессивное поведение детей – это предмет повышенного внимания современной дошкольной психологии, задачей которой как науки является педагогическое и психологическое воздействие на агрессивное поведение детей дошкольного возраста с целью полноценной эффективной коммуникации детей и использования агрессивного поведения и умение управления им как одного из факторов развития личности.

Педагогика в этом случае будет направлена в первую очередь на то, чтобы конфликтная ситуация при ее возникновении не перерастала в острый или затяжной конфликт, где будет больше поводов для проявления агрессивного поведения, а разрешалась позитивными путями, способствующими формированию положительных паттернов поведения – умению эмпатии, умению коммуницирования, умению договариваться и решать возникший конфликт интересов [4, с.54].

Впоследствии дети, с которыми проведена работа по формированию навыка умения позитивно разрешать конфликты и управлять агрессивным поведением будут формироваться в полноценно, гармонически развитую личность, способную интегрироваться в современный социум и стать его полноправным членом, способным эффективно управлять агрессивным поведением, разрешать их и использовать их как инструмент развития личности, группы и ситуации.

Сейчас внимание социума как никогда направлено на коммуникативную сторону личности: общение и умение коммуницировать – необходимое условие реализация и самореализации индивидуума. В таких условиях умение управления агрессивным поведением в процессе осуществления коммуникации приобретает значение важнейшего условия эффективного существования и деятельности человека в обществе.

Именно поэтому формирование развитие навыка управления агрессивным поведением, конфликтами и их разрешения, а также своевременное выявление и исправление агрессивного поведения и паттернов агрессивного поведения в конфликтной ситуации от негативных к позитивным – это залог будущего ребенка как полноценного члена общества [3, с.17].

ДОО в своей деятельности призвано осуществлять таковое развитие, и не последнее место среди воспитательных и образовательных задач занимает подготовка детей к школе как переходу на качественно новый этап коммуникации и познания мира. Правильное взаимодействие со сверстниками, основанное на бесконфликтном поведении и умении разрешать конфликты позитивно – условие для нормализации резкого перехода ребенка в качественно новую для него среду.

На сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности проблемы комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с целью коррекции агрессивного поведения.

Исследование проводилось на базе ГБДОУ Детский сад №84. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Были исследованы 15 детей (8 мальчиков и 7 девочек).

Нами была выдвинута основная гипотеза: на этапе старшего дошкольного возраста дети обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками с психологической, интеллектуальной и социологической точек зрения для умения самостоятельного разрешения конфликтов, однако дети с более высокой степенью агрессивности и конфликтности менее успешно и менее конструктивно разрешают конфликты, поэтому им необходима помощь в развитии бесконфликтного поведения личности.

Согласно наблюдению за игровой деятельностью детей в течение недели (частотность наблюдения – 1,5 часа свободного игрового времени в день), мы можем сказать, что приблизительно каждая вторая/третья игра заканчивается конфликтом.

Всего было проанализировано 38 конфликтов, возникших в ходе игр. Примерно равное количество конфликтов по причинам конфликта из-за распределения ролей или из-за несоблюдения правил находится на первом месте. Меньше конфликтов по поводу распределения игровых ресурсов, остальные причины менее распространены.

При рассмотрении способов разрешения конфликтов нами были выделены 6 основных способов разрешения конфликтов детьми старшего дошкольного возраста:

  1. Физическая агрессия. При этом способе разрешения конфликтов дети пытаются разрешить конфликт при помощи грубой физической силы – с помощью драки, кидания предметов в оппонента и т. п.
  2. Воздействие через третье лицо – при этом способе разрешения конфликта ребенок обращается либо к лидеру игры, либо к воспитателю, чтобы спор разрешило третье лицо. Особенно часто такой способ использовался при разрешении конфликта по правилам игры.
  3. Воздействие поведением – при этом способе воздействия ребенок не оказывает физического воздействия на оппонента, но старается применить приемы психологического воздействия, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу – либо кричит, топает, плачет, проявляет признаки истерики, либо обижается, замыкается, прекращает игру и общение.
  4. Воздействие указанием – при этом способе разрешения конфликта ребенок старается убедить оппонента правильности своих действий, старается указать на его неправоту, на то, как следует сделать правильно.

При этом методе разрешения конфликта дети не стараются переубедить оппонента, а именно указывают на правильные с их точки зрения действия и поведение.

  1. Иногда такой способ разрешения конфликтов перетекал в воздействие поведением, но в рамках исследования засчитывалась именно начальная тактика разрешения конфликта.
  2. Воздействие угрозами – при этом способе разрешения конфликта ребенок предупреждает оппонента об отрицательных последствиях дальнейшего продолжения конфликта («обижусь», «не буду дружить», «воспитателю/родителям пожалуюсь», «побью» и т. п.). Как правило, такой тип разрешения конфликта не приводил к его разрешению, но дети и не приводили угрозы в жизнь.
  3. Воздействие аргументами – при этом способе разрешения конфликтов дети старались объяснить оппоненту, почему он неправ.

Дети в основном старались аргументировать свое решение в ходе конфликта, вторым наиболее распространенным способом стало указательное поведение.

Далее мы продолжили диагностику наличия агрессии и состояние эмоциональной сферы детей с помощью методики М. Панфиловой «Кактус».

На листе бумаги детям предлагается нарисовать кактус, таким, какой ребенок его себе представляет.

По итогам анализа рисунков и беседы выявлено, что у 6 детей, которые показывают высокий уровень агрессии, рисунок кактуса показывает наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены, что говорит об агрессивности детей.

У 7 детей со средним уровнем конфликтности выявлена такая черта, как импульсивность – это видно по отрывистым линиям, сильному нажиму.

Дети с низким уровнем конфликтности использовали очень яркие, сочные цвета ¾ это признак оптимизма.

Итак, в целом мы можем сказать, что уровень конфликтности и агрессивности детей несколько выше нормы, а способы разрешения конфликтов преимущественно направлены на указание, аргументирование также распространено, но его процент не выше, чем совокупные показатели других способов разрешения конфликтов.

Поэтому мы поставили задачу разработки и применения игр, в процессе которых дети снизят уровень агрессии и конфликтности, и будут направлены на аргументирование как наиболее позитивную тактику разрешения конфликтных ситуаций.

В ходе работы воспитателем был проведен комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующих профилактике конфликтов и развитию умения управления ими и решения их наиболее рациональными методами:

1. Игры на бытовые сюжеты:

  • «Моя семья»

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей:

  • «Поликлиника»

3. Игры на тематику профессий:

  • «Гараж» и «Ателье».

Тематика сюжетно-ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью и коммуникативной активностью. Каждая сюжетно-ролевая игра подготавливалась и проводилась поэтапно:

1. Выбор игры.

2. Педагогическая разработка плана игры.

3. Ознакомление детей с планом игры и правилами игры, и совместная их доработка.

4. Создание воображаемой ситуации.

5. Определение участников

6. Распределение ролей и атрибутов

7. Начало игры.

8. Сохранение игровой ситуации.

9. Завершение игры.

Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагог предусматривал обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей, акцент на взаимодействии, коммуникации, эмпатии.  Большое внимание педагог уделял развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Повторное наблюдение за игровой деятельностью детей показало, что у всех детей, которые были объектом наблюдения, наблюдается прогресс в сторону развития среднего и высокого уровней развития игровой деятельности.

Замысел игры всегда возникает по их инициативе, но они также могут принять предложения от сверстников. В их игре отображаются разнообразные события окружающей действительности, даже фантастические, сказочные. После программы приблизительно каждая третья игра заканчивается конфликтом. Общий уровень конфликтности детей за день снизился на 8,3% при повышении частотности возникновения игр, наблюдается и снижение конфликтов из-за всех причин, кроме распределения ролей, эта причина стала ведущей среди всех причин возникновения конфликтов.

Такие методы разрешения конфликта, как агрессия и психологическое воздействие практически прекратились, указательное поведение, угрозы и воздействие через третье лицо также сильно уменьшились, а количество аргументированного разрешения конфликта, напротив, увеличилось, что можно считать положительной тенденцией.

Далее мы повторили диагностику наличия агрессии и состояние эмоциональной сферы детей с помощью методики М. Панфиловой «Кактус».

По итогам анализа рисунков и беседы выявлено, что у 2 детей, которые показывают высокий уровень конфликтности после повторно проведенного исследования, рисунок кактуса по-прежнему показывает наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены, что говорит об агрессивности детей.

У 4 детей со средним уровнем конфликтности импульсивность рисунка стала менее выражены – присутствуют отрывистые линии, сильный нажим, но менее выраженные, чем в начале исследования. Остальные дети в этот раз использовали очень яркие, сочные цвета – это признак оптимизма, девочки использовали украшения для кактуса, чего не было выявлено в начале исследования.

Соответственно, можно говорить о том, что разработанная методика способствует профилактике конфликтов.

 

Список литературы
1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск: Наука, 2010 . -190 с. 
2. Волкова Е. Т. Готов ли ребенок к школе. Дошкольное воспитание. -2011. -№12.
3. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста. Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - 2006. - №4.
4. Коломенский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. -Минск, 2011. -148 с.
5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. -СПб.: Речь, 2010. -320 с.