Статья:

ЦИФРОВЫЕ ПРОЕКТЫ, КАК СОВРЕМЕННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ТРЕНД В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Конференция: CI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Макашина З.А., Петрова Н.А. ЦИФРОВЫЕ ПРОЕКТЫ, КАК СОВРЕМЕННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ТРЕНД В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам CI междунар. науч.-практ. конф. — № 10(101). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВЫЕ ПРОЕКТЫ, КАК СОВРЕМЕННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ТРЕНД В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Макашина Злата Александровна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад №123, РФ, г. Иркутск
Петрова Наталья Андреевна
воспитатель, МБДОУ детский сад №123, РФ, г. Иркутск

 

Книга или планшет? Как думаете, что выберет современный ребенок? Ответ очевиден! Конечно же — планшет!

Цифровые технологии активно внедряются в образовательный процесс, включая сферу повышения интереса к чтению среди детей дошкольного возраста, особенно тех, кто испытывает трудности с речью. Рассмотрим три цифровых проекта, которые помогают развивать интерес к книгам у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: «буктрейлеры», электронные журналы и телевидение.

Буктрейлер представляет собой короткий видеоролик, созданный специально для привлечения внимания ребенка к определенной книге. Такие ролики включают в себя яркие визуальные образы, динамичные сюжеты и элементы интриги, которые стимулируют любопытство и желание познакомиться с содержанием книги подробнее [2]. Для детей с речевыми трудностями буктрейлеры становятся отличным инструментом вовлечения в образовательный процесс, поскольку визуальная составляющая позволяет лучше воспринимать сюжет, не полагаясь исключительно на устную речь.

Преимущества использования буктрейлеров:

  • повышение мотивации к знакомству с литературными произведениями;
  • развитие способности визуально представлять события и персонажей;
  • улучшение понимания текста благодаря сочетанию изображений и звукового сопровождения [2].

Примеры успешного внедрения буктрейлеров показывают значительное повышение уровня заинтересованности детей, а также улучшение коммуникативных навыков, поскольку дети начинают чаще обращаться к взрослым с просьбой почитать книгу, показанную в трейлере.

Электронные журналы предлагают интерактивные возможности взаимодействия с текстом, изображениями и звуковыми эффектами. Это создает условия для развития читательских навыков и стимулирует познавательную активность детей с тяжелыми нарушениями речи. Современные цифровые издания часто содержат специальные инструменты адаптации для особых нужд пользователей, такие как озвучивание текста, упрощение шрифта и адаптированные интерфейсы [5; 6].

Использование электронных журналов помогает решить ряд проблем, характерных для традиционных бумажных изданий:

  • возможность индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • адаптация материала под уровень восприятия конкретного ребенка;
  • создание комфортной среды чтения, способствующей развитию самостоятельности и уверенности в себе.

Таким образом, электронные журналы являются важным элементом поддержки процесса формирования читательской культуры у дошкольников с особенностями речевого развития.

Современное телевизионное вещание включает специализированные программы и передачи, направленные на развитие навыков чтения у маленьких зрителей. Например, российские детские телеканалы создают контент, ориентированный именно на помощь детям с проблемами речи в освоении литературы. Такие программы часто используют игровые форматы, мультфильмы и викторины, привлекающие внимание малышей и помогающие закрепить полученные знания.

Среди преимуществ телевидения выделяются следующие:

  • широкий охват аудитории;
  • простота интеграции образовательных материалов в повседневную жизнь семьи;
  • возможность выбора интересных и полезных передач для каждого ребёнка индивидуально.

Особенно эффективно использование телепередач совместно с родителями, что усиливает положительный эффект от просмотра и способствует формированию устойчивого интереса к литературе.

Такого рода подходы доказали свою эффективность в развитии читательского интереса у дошкольников и способствуют расширению возможностей самовыражения и коммуникации у детей с особыми потребностями.

Новый облик и коммуникативные привычки подрастающего поколения – это реальность. Примите ее и сделайте своим союзником!

Авторам данной статьи, педагогам, работающим в группе для детей с особенностями речевого развития, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно чтением художественной литературы, поскольку она играет огромную роль в речевом развитии ребёнка. В связи с чем, возникла необходимость поиска эффективных, целесообразных методов и приёмов по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг.

Группа, в которой авторы осуществляют свою профессиональную деятельность, является активным участником проекта «КнигаБум» с 2019 года. В рамках этого проекта авторами стали создаваться буктрейлеры, то есть короткие видеоролики, основанные на сюжетах книг, в которых содержатся самые яркие и узнаваемые моменты, визуализируя таким образом содержание.  

Создавая буктрейлер, ребенок с ТНР развивает коммуникативные компетенции, стимулирует познавательную и речевую активность, учится контролировать правильное произнесение звуков в собственной речи, самореализуется и приобретает бесценный навык работы в команде! Форма наших буктрейров-игровая. Ребята с интересом включились в работу, каждый получил возможность проявить свой талант и примерить на себя актуальные творческие профессии.

Качественным результатом нашей работы стала победа этого буктрейлера в проекте «КнигаБум»! Автор – Марина Тараненко – прислала нам в подарок свою новую книгу с автографом и пожеланиями успеха нашим ребятам!

В МБДОУ № 123 один из авторов данной статьи, как учитель-логопед, с 2020 года реализует издательский проект «ЛОГОритм».

Задачей было не только привлечь детей к чтению журнала, заинтересовать их, сделать обучение игровым, но и вовлечь в этот процесс семью.

Наш журнал стал новой и интересной формой взаимодействия и сотрудничества семьи и педагога.

 «ЛОГОритм» — это:

1. Наличие обратной связи (предоставление возможности родителям задать вопрос, либо обозначить тему дальнейших публикаций на страницах журнала;

2. Объективность информации (не навязывание своего мнения);

3. Универсальность. Нет «привязки» к конкретному дошкольному образовательному учреждению.

4. Информирование достаточно большой аудитории.

5.Оптимизация. Позволяет доносить информацию в доступной форме.

«ЛОГОритм» разделен на несколько рубрик. Каждый найдет для себя что-то интересное. Скучать не придется ни детям, ни родителям!

В настоящее время авторы пришли к тому, что лучше делать журнал в формате интернет-страницы.

Преимущества:

  • при создании используется только одна программа-браузер;
  • доступность просмотра с любого устройства (компьютер, телефон);
  • меньшее количество шагов до получения результата;
  • богатые возможности для украшения странички.

Однако было решено: не останавливаться на достигнутом результате и в 2023 году авторами статьи был введен новый цифровой проект в нашу мультимедийную семью — собственное телевидение «Малыш ТВ»!

Важной особенностью данного проекта является то, что основное внимание уделяется не только результату, но и самому процессу. Организация детского телевидения — это хорошая возможность развить у детей связную речь, коммуникативные навыки. Работа над созданием передачи даёт возможность раскрыть творческий потенциал ребёнка, развить речь и эффективно взаимодействовать  со сверстниками и взрослыми.

Потенциал нового проекта также позволяет поддерживать интерес к книге и чтению – это каллобарация буктрейлера и электронного журнала

Вышеприведенные авторские проекты еще молоды, однако они «взрослеют» вместе с нашими воспитанниками. И уже сейчас можно уверенно говорить о том, что подобная форма работы дает положительные результаты.

1. Данный вид работы направлен на информирование достаточно большой аудитории.

На данный момент все три продукта имеют широкую аудиторию, поскольку авторы статьи регулярно транслируют их посредством соцсетей. Авторские ролики пополнили Всероссийский банк буктрелеров Проекта «КнигоБум».

2. Знакомим коллег с нашими проектами, выступая на мероприятиях различного уровня, делимся опытом!

3. Цифровые продукты авторов оптимизируют время общения педагога и родителя, позволяя систематизировать знания родителей, донося информацию в доступной форме.

Каждый из рассмотренных проектов имеет свою специфику и преимущества, однако объединяет их общая цель — привлечение внимания детей к процессу чтения и создание условий для преодоления трудностей, возникающих вследствие тяжелых нарушений речи. Использование современных технологий открывает новые перспективы для педагогов и родителей, позволяя создавать увлекательные и эффективные методики обучения.

Эти подходы доказали свою эффективность в развитии читательского интереса у дошкольников и способствуют расширению возможностей самовыражения и коммуникации у детей с особыми потребностями.

 

Список литературы:
1. Белинская Ю.П. Практическое руководство по созданию видеоконтента для продвижения книг. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2023. — 192 с.
2. Васильченко, А.А. Буктрейлеры : теория и практика. — М.: Либерея-Бибинформ, 2021. — 248 с.
3. Марковцева, Н.Г. Электронные издания: специфика проектирования и реализации. — М.: МГУКИ, 2022. — 256 с.
4. Нестерович, Т.В. Технология создания мультимедийных продуктов / Т.В. Нестерович, Е.Н. Олейникова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2022. — 312 с.
5. Семенов, Р.И. Цифровая библиотека: новые горизонты книгоиздания / Р.И. Семенов. — Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2021. — 320 с.
6. Филиппова, Д.Б. Основы цифровой культуры и креативных индустрий / Д.Б. Филиппова. — Саратов : Саратовский гос. ун-т, 2022. — 272 с.
7. Хромова, О.С. Создание аудиовизуальных проектов: теория и практика / О.С. Хромова. — Екатеринбург : УРФУ, 2023. — 288 с.