Статья:

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Конференция: CII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Мельник Е.О., Иванов Е.В. ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам CII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(102). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Мельник Елена Олеговна
аспирант, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, Великий Новгород
Иванов Евгений Вячеславович
д-р пед. наук, профессор, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, Великий Новгород

 

CHILDREN'S PUBLIC ASSOCIATIONS AS A MEANS OF PREVENTING ADOLESCENT ANTI-SOCIAL BEHAVIOR: ANALYSIS OF DOMESTIC RESEARCH AND DEVELOPMENT PROSPECTS

 

Melnik Elena Olegovna

Postgraduate Student, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Russia, Veliky Novgorod

Ivanov Evgeny Vyacheslavovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University, Russia, Veliky Novgorod

 

Аннотация. Асоциальное поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам. Детские общественные объединения участвуют в профилактике асоциального поведения подростков через привлечение учащихся к общественно значимой деятельности.

Abstract. Asocial behavior can be characterized as the interaction of a child with micro-society, disrupting its development and socialization due to the lack of consideration of the environment of the features of its individuality and manifested in behavioral opposition to established moral and legal norms. Children's public associations participate in the prevention of adolescent asocial behavior through the involvement of students in socially significant activities.

 

Ключевые слова: асоциальное поведение; детские общественные объединения; подростковый возраст; отечественные исследования; профилактика.

Keywords: antisocial behavior; children's social associations; adolescence; domestic research; prevention.

 

Проблема асоциального поведения подростков остается актуальной как в России, так и за её пределами. Старший подростковый возраст (примерно 14–18 лет) является переломным этапом развития личности, когда происходят существенные изменения в системе отношений подростка с миром и самим собой [1, 2]. В этот период формируются ценностные ориентации и поведенческие установки, которые во многом определят дальнейшую социальную траекторию молодого человека. Асоциальное (девиантное) поведение понимается как совокупность действий, нарушающих принятые нормы и правила, но не всегда подпадающих под уголовно наказуемые деяния. Исследователи отмечают, что естественная для подростков тяга к новому и рискованному при отсутствии конструктивных возможностей самореализации может создать почву для девиаций [10]. С другой стороны, при надлежащей организации среды подростки способны направить свою энергию в созидательное русло. Актуальность поиска эффективных методов профилактики обусловлена как сохраняющейся статистикой правонарушений несовершеннолетних, так и социально-экономическими вызовами. Ежегодно десятки тысяч подростков вступают в конфликт с законом; например, в 2023 году число преступлений, совершённых несовершеннолетними в РФ, снизилось на ~11,5% по сравнению с предыдущим годом, однако проблема по-прежнему остаётся острой [13]. Представители МВД России связывают позитивную динамику как с влиянием пандемии, так и с реализацией межведомственных программ профилактики подростковой преступности. Это подчёркивает необходимость системной профилактической работы. В условиях современных социокультурных изменений и рисков актуально переосмыслить роль детских общественных объединений в профилактике асоциального поведения. Данные объединения, выступая институтом социально-воспитательной работы с молодёжью, могут предлагать подросткам альтернативные формы досуга, самореализации и общения, препятствуя тем самым втягиванию в девиантные субкультуры.

Целью данной статьи является анализ отечественных исследований и опыта деятельности детских общественных объединений по профилактике асоциального поведения подростков, а также определение перспектив развития этой деятельности. Новизна обзора состоит в обобщении современных подходов и результатов (в том числе за последнее десятилетие), что позволит выявить эффективные практики и факторы успеха профилактической работы. Задачи исследования включают уточнение понятия асоциального поведения подростков и его причин, рассмотрение типологии и функций детских объединений, обзор успешных практик профилактики в отечественном опыте, анализ проблем, с которыми сталкиваются детские организации, и определение перспективных направлений их развития.

Понятие асоциального поведения подростков и необходимость профилактики

Асоциальное поведение подростков трактуется специалистами по-разному, нередко отождествляясь с девиантным поведением или рассматриваясь как часть более общего феномена девиации [5]. В контексте нашей темы под асоциальным будем понимать устойчивые поведенческие проявления, противоречащие общепринятым нормам (правовым, нравственным, социальным), но не всегда образующие состав преступления. Критериями такого поведения являются систематичность проступков, причинение вреда себе или окружению, сопротивление попыткам коррекции со стороны взрослых. Подросток, демонстрирующий асоциальные тенденции, может нарушать дисциплину в школе, совершать правонарушения (драки, мелкие кражи, вандализм), избегать социальных обязанностей, пренебрегать нормами поведения в коллективе. Причины подобных отклонений многофакторны: это и влияние семейного неблагополучия, и дефекты воспитания, негативная среда обитания (асоциальная компания сверстников), индивидуально-психологические особенности, а также кризисные явления самого подросткового возраста [4]. Л.И. Божович подчёркивала, что именно в подростничестве “ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе”, возникает стремление к самоутверждению и независимости. Если это стремление не получает позитивного выхода, подросток может уйти в протестные или деструктивные формы поведения.

Профилактика асоциального поведения представляет собой систему мер, направленных на предупреждение отклонений до их укоренения. Современное определение профилактики включает комплекс социальных, медицинских, педагогических и организационных мероприятий, пресекающих возникновение и развитие различных форм девиаций [9]. Проще говоря, профилактика должна устранять ключевые причины и условия, вызывающие асоциальные проявления, или нейтрализовать их влияние. Важность профилактики обусловлена тем, что она работает на опережение: вместо того чтобы потом исправлять поведение подростка средствами наказания или коррекции, лучше предотвратить формирование устойчивых асоциальных привычек. С.А. Беличева, разработавшая концепцию превентивного воспитания, указывала, что ранняя профилактика девиантного поведения гораздо эффективнее последующей реабилитации правонарушителей. В подростковой среде профилактика особенно результативна, когда носит деятельностный характер и опирается на включение самих подростков в социально позитивную активность.

Детские общественные объединения – одно из важнейших звеньев системы профилактики. Эти объединения представляют собой добровольные, самоуправляемые сообщества детей и подростков, создаваемые для совместной деятельности, общения, развития и защиты интересов своих членов под определённым педагогическим сопровождением взрослых. Согласно законодательству РФ, детские и молодёжные общественные объединения являются участниками системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наряду с государственными органами [12]. Иными словами, государство признаёт, что детские организации могут вносить значимый вклад в профилактику правонарушений. Такие объединения обладают рядом особенностей: наличие устава и чётких целей, добровольность участия, коллегиальность принятия решений, общественно полезная направленность деятельности, опора на инициативу самих детей. В истории нашей страны детское общественное движение прошло длительный путь – от скаутских и юношеских организаций начала XX века, через массовое пионерско-комсомольское движение советского периода, до многообразия постсоветских детских и молодёжных организаций. Распад единой пионерской организации в 1990-е привёл, с одной стороны, к появлению множества новых объединений по интересам, а с другой – к количественному преобладанию неформальных групп (уличных компаний, фанатских объединений, подростковых группировок), нередко с асоциальной окраской. В последние годы в России предпринимаются усилия по возрождению и поддержке детских объединений: так, в 2015 г. было учреждено Российское движение школьников, а с 2022 г. стартовало единое движение детей и молодежи «Движение первых», задачами которого являются патриотическое воспитание, волонтерство, творческое развитие и т.д. Государственная поддержка подобных инициатив свидетельствует о понимании их профилактического потенциала.

Таким образом, детские общественные объединения можно рассматривать как социально-педагогический инструмент, позволяющий удовлетворить потребности подростков в самовыражении, общении, признании – в конструктивной форме. Далее рассмотрим конкретнее, каким образом деятельность таких объединений способствует профилактике асоциального поведения, и какие подходы доказали свою эффективность.

Роль и возможности детских общественных объединений в профилактике

Детские общественные объединения действуют в различных формах – школьные кружки и клубы, дворовые центры, волонтерские отряды, скаутские организации, спортивные секции, творческие студии, молодежные парламенты и т.п. Несмотря на различие тематик, все они выполняют сходные социально-воспитательные функции, важные для профилактики негативного поведения:

  • Организация содержательного досуга. Альтернативой безнадзорности и бесцельному времяпрепровождению является вовлечение подростков в общественно полезные и развивающие дела. Как показывают исследования, значительная часть современной молодежи предпочитает проводить свободное время пассивно (гаджеты, интернет-развлечения), и лишь немногие заняты саморазвитием. В таких условиях детские объединения предлагают структурированную занятость: регулярные занятия, мероприятия, проекты. Это структурирование свободного времени дисциплинирует подростков и отвращает от асоциальных занятий (брожения по улице, употребления ПАВ и пр.). Например, участие в спортивных секциях или волонтерских акциях заполняет досуг подростка позитивной активностью, оставляя меньше места для деструктивных проявлений.
  • Формирование ценностей и норм. В процессе участия в объединении подростки осваивают социально одобряемые ценности – товарищество, уважение, ответственность, дисциплину, взаимопомощь. Воспитывающий эффект оказывает сама группа сверстников, объединенная благой целью, особенно под руководством наставника. Л.С. Выготский отмечал, что становление личности подростка происходит через поэтапное осознание себя и своих отношений с окружающими. Детская организация создаёт микросреду, в которой эти отношения выстраиваются на здоровой основе. Совместная деятельность по правилам приучает уважать нормы и законы, мягко нормализуя поведение подростка. Так, участие в скаутском отряде или школьном ученическом совете учит соблюдать устав, следовать договорам – эти навыки переносятся затем и во внешнюю жизнь.
  • Предоставление значимых ролей и ответственности. В объединении у подростка появляется социально одобряемая роль – активист, волонтер, капитан команды, лидер проекта. Исполнение этой роли удовлетворяет потребность подростка в самоутверждении, признании и принадлежности к группе, что в противном случае он мог бы искать в компании с девиантными наклонностями. Получая опыт ответственности (за мероприятие, за команду, за порученное дело), подросток учится контролировать своё поведение, прогнозировать последствия своих поступков. Например, будучи избран председателем совета обучающихся, подросток уже не захочет портить свой авторитет хулиганскими выходками. Поддерживая положительный статус в группе, он невольно отказывается от асоциальных шаблонов поведения.
  • Поддержка и наставничество. Хотя детские объединения основываются на самодеятельности, роль взрослого наставника (педагога, тренера, руководителя клуба) остаётся существенной. Взрослый выступает организатором, консультантом, примером для подражания. В отличие от формального школьного учителя, в рамках неформального объединения наставник выстраивает более доверительные, партнёрские отношения с подростками. Это создаёт эффект «значимого взрослого» – авторитетного и понимающего, к которому подросток может обратиться за советом. Наличия такого авторитета часто не хватает трудным подросткам в семье. Поддержка со стороны наставника и всего коллектива объединения способствует психологической защищённости подростка, снижает чувство отчуждения, которое нередко лежит в основе агрессивного или противоправного поведения.
  • Развитие социальных навыков. В коллективной деятельности подростки учатся коммуникации, сотрудничеству, конфликторазрешению, лидерству – тем навыкам, которые необходимы для успешной социальной адаптации. Нередко правонарушения совершает молодежь с низким уровнем социальной компетентности, не умеющая иначе реализоваться. Детское объединение служит тренировочной площадкой социального взаимодействия. К примеру, в школьной службе примирения старшеклассники обучаются медиации – и успешно применяют её, разрешая конфликты между сверстниками, что предупреждает драки и буллинг. Приобретаемые навыки эмпатии, самоконтроля, ответственности прямо противостоят склонности к насилию и безответственности, свойственной асоциальному поведению.

Таким образом, через вовлечение подростков в разнообразную позитивную деятельность детские общественные объединения решают одновременно задачи досуга, воспитания и социальной профилактики. Подросток получает возможность удовлетворить значимые потребности – в общении, самоуважении, успехе, новизне – в приемлемой форме и под присмотром, что значительно снижает вероятность ухода в асоциальные формы поведения. Эффективность этого подхода подтверждается, в частности, исследованиями в области добровольчества: участие в волонтерской деятельности формирует у молодежи чувство социального долга, эмпатию и стремление быть полезным, что статистически связано с более низким уровнем противоправного поведения [10]. Вовлечение самих подростков группы риска в волонтерство не только приносит пользу обществу, но и корректирует их собственное поведение, укрепляя просоциальные установки.

Следует подчеркнуть, что профилактический эффект достигается лишь при правильной организации деятельности объединения. Если объединение существует формально, а подростки остаются пассивными или интерес к работе навязан исключительно «сверху», значимых результатов не будет. Важен личностно-ориентированный подход: учёт интересов самих подростков, добровольность участия, атмосфера сотрудничества, творчества. В современных моделях активной профилактики акцент делается на субъект-субъектном взаимодействии: подросток выступает не объектом педагогических воздействий, а полноправным участником, «соавтором» профилактической работы [8]. Например, школьные службы медиации строятся на принципе «равный – равному», когда специально обученные подростки помогают ровесникам уладить конфликты без административных взысканий. Такой формат демонстрирует высокую результативность: по данным внутришкольного мониторинга, в школах, где действует служба примирения, число повторных конфликтных ситуаций снизилось на 20–35%. Поддержка социальных инициатив подростков признана одним из наиболее эффективных средств профилактики и коррекции девиантного поведения [8].

Суммируя, детские общественные объединения создают для подростка среду позитивной социализации, альтернативную уличной среде. Если подросток удовлетворён своей ролью и статусом в позитивном сообществе, у него значительно меньше причин проявлять протестное или незаконное поведение. Ниже мы рассмотрим конкретные примеры и эмпирические данные, полученные в отечественной практике, подтверждающие эту концепцию.

Отечественный опыт и эффективные практики профилактики

В российской педагогике и социальной работе накоплен значительный опыт привлечения молодежи к общественно полезной деятельности для профилактики правонарушений. Рассмотрим несколько направлений и примеров успешных практик:

1. Волонтёрские движения и социальное проектирование. Последнее десятилетие ознаменовалось бурным ростом молодежного волонтёрства в РФ – от школьных волонтёрских отрядов до крупных акций (таких как движение добровольцев чемпионата мира, поисковые отряды «Лиза Алерт» и др.). Исследования показывают, что участие подростков в волонтёрских инициативах способствует снижению факторов риска девиантного поведения. Во-первых, волонтёрство даёт подростку чувство собственной значимости и полезности, повышает самооценку. Во-вторых, в процессе добровольческой деятельности молодёжь сталкивается с реальными социальными проблемами (помощь пожилым, экологические акции, благотворительность) и учится сопереживать, что формирует нравственный иммунитет против агрессивности и эгоизма. В-третьих, волонтёрские группы часто включают тренинги личностного роста, командообразования – это развивает навыки общения и самоконтроля. Например, проект П.А. Кучеренко и соавт. описывает работу нескольких волонтёрских организаций, привлекавших трудных подростков к регулярной добровольческой деятельности (помощь инвалидам, благоустройство, антинаркотические кампании). Отмечено, что проблемные подростки, вовлечённые в волонтёрство, демонстрировали снижение агрессивности и улучшение учебной мотивации, а некоторые из них впоследствии выбрали социальные профессии. Социальное проектирование – сходное по сути направление, когда подростки разрабатывают и реализуют собственные мини-проекты, направленные на пользу школе или местному сообществу (например, мероприятия против буллинга, экологические субботники, помощь детям-сиротам). Подобные проекты, помимо прямой пользы, дают участникам опыт ответственного поведения, командной работы и достижение позитивного результата, что укрепляет просоциальные тенденции.

2. Школьные службы медиации (примирения). Как уже отмечалось, программы «равный обучает равного» весьма эффективны в профилактике конфликтов и правонарушений в ученической среде. По данным Центра судебно-правовой реформы, с начала 2000-х годов в России создано уже более 1000 школьных служб примирения. Принцип работы таких служб: старшеклассники-волонтёры проходят специальное обучение методам восстановительной медиации (умение выслушать стороны, помочь им прийти к соглашению), после чего помогают одноклассникам и младшим учащимся разрешать споры мирным путём. Там, где эта практика прижилась, снизилось количество драк, случаев травли и повторных нарушений дисциплины. Мы уже приводили показатель: до 1/3 конфликтов не повторяется, если в их урегулировании участвовали подготовленные медиаторы из числа сверстников. Кроме того, сами участники службы медиации приобретают ценные soft skills – эмпатию, стрессоустойчивость, умение договариваться – и реже попадают в ситуации правонарушений. Школьная служба примирения – пример того, как детское объединение при школе напрямую выполняет профилактическую функцию, разгружая при этом административно-карательные механизмы (меньше постановок на учёт, исключений и пр.).

3. Ученическое самоуправление и подростковые клубы по месту жительства. Вовлечение подростков в управление делами коллектива – ещё один способ профилактики. Школьные советы старшеклассников, молодежные парламенты дают активистам легитимную возможность влиять на события, выражать мнение, инициировать полезные дела. Подросток-лидер, реализуя себя конструктивно, уже не станет искать самовыражения через асоциальные выходки. Примером может служить движение школьных команд «ЮИД» (юные инспекторы движения), где подростки пропагандируют правила дорожной безопасности среди сверстников. Ребята гордятся своей миссией и сами намного реже нарушают правила. Дворовые клубы и центры по месту жительства (например, при домах культуры, подростковых клубах) также доказали свою эффективность для профилактики правонарушений, особенно в неблагополучных районах. В таких клубах подростки группы риска могут бесплатно заниматься спортом, техническим творчеством, музыкой под руководством энтузиастов-педагогов. Как отмечают специалисты, регулярная занятость в позитивном коллективе даже вне школы оттягивает подростков из уличной среды и снижает уровень детской преступности в микрорайоне [6]. Успешность дворовых клубов во многом зависит от поддержки местных властей: наличие стабильного расписания секций, минимальной материальной базы и сотрудничества с инспекторами ПДН (по делам несовершеннолетних) усиливает эффект. Например, в ряде регионов реализуются программы, в рамках которых подросткам из клубов предоставляют легальные подработки и стажировки – это повышает их вовлечённость и ответственность.

4. Патриотические и военно-спортивные объединения. Традиционным направлением детских организаций в России является военно-патриотическое воспитание (клубы юных патриотов, «Юнармия», поисковые отряды). Помимо патриотических целей, такие объединения выполняют профилактическую функцию: дисциплина, распорядок, физические нагрузки и товарищество, характерные для военно-спортивных игр, помогают многим «трудным» подросткам обрести смысл и порядок в жизни. Исследования отмечают снижение правонарушений среди участников военно-патриотических клубов – ребята перестают хулиганить, потому что гордятся званием юнармейца, чувствуют себя причастными к важному делу. Важно, чтобы методы таких организаций были педагогически грамотными, без излишней муштры и агрессии, иначе есть риск, что агрессивные установки лишь усилятся. Но в большинстве случаев спортивно-патриотические игры (например, военно-спортивная игра «Зарница») удовлетворяют подростковую потребность в авантюре и соревновании в контролируемой обстановке, отвлекая от уличных рисков.

Помимо перечисленных, существуют и другие формы: творческие объединения (театральные студии, ансамбли) развивают эмоциональную сферу подростков, дебатные клубы учат решать споры словом, школьные волонтёрские движения вовлекают даже младших подростков в помощь одноклассникам (напр. шефство над первоклассниками, экологические патрули). Все они тем или иным способом работают на опережение правонарушений, укрепляя личностные ресурсы подростка.

Обобщая российский опыт, можно выделить несколько ключевых факторов успешности профилактических программ с участием детских объединений: во-первых, активная роль самих подростков (участие в планировании, лидерство, ответственность за результаты); во-вторых, разнообразие и интересность деятельности, позволяющие каждому найти себе дело по душе и избежать скуки; в-третьих, регулярная обратная связь и поощрение достижений – признание успехов подростков, публичное одобрение их вклада формирует положительную мотивацию; в-четвёртых, компетентное наставничество и межведомственное взаимодействие – программы работают устойчиво, если взрослые (педагоги, психологи, полиция) помогают детям, не подавляя их инициативу, и при необходимости подключают профессиональную помощь. Напротив, если взрослая опека доминирует, а дети остаются в позиции исполнителей без права голоса, эффект бывает краткосрочным – подростки быстро теряют интерес или воспринимают деятельность как продолжение принудительного воспитания. Отдельно отмечается специфика городских и сельских условий: в крупных городах чаще можно найти квалифицированных волонтёров-наставников, спонсоров, простор для проектов, тогда как в сельской местности ценным ресурсом являются более тесные связи между людьми, большая видимость каждого подростка в сообществе. В селе «все на виду», и отклоняющееся поведение быстрее замечается, а участие в традиционных мероприятиях (сельские праздники, трудовые акции) формирует у подростков чувство общности. Поэтому модели профилактики могут различаться: где-то упор на индивидуальную работу с каждым подростком, где-то – на мощные коллективные движения. В целом, отечественный опыт демонстрирует, что детские общественные объединения при правильной поддержке способны значительно снизить распространённость асоциальных проявлений. Это достигается не прямым запретом или наказанием, а созданием таких условий, при которых у подростка формируется устойчивая внутренная мотивация следовать социальным нормам.

Проблемы и перспективы развития профилактической работы через детские объединения

Несмотря на очевидные преимущества, в практике деятельности детских объединений имеется ряд проблем и ограничений:

  • Недостаток ресурсов и поддержки. Многие инициативы держатся на энтузиазме отдельных педагогов или активистов и не получают достаточного финансирования, помещения, методической помощи. Например, дворовые клубы в некоторых регионах закрывались из-за отсутствия средств или по причине низкой оценки их значимости. Увлечённые подростки оказывались снова на улице. Для устойчивости объединений необходима институциональная поддержка – включение их работы в муниципальные и государственные программы, грантовая поддержка, материально-техническое обеспечение.
  • Формализм и имитация деятельности. В ряде школ и организаций детские объединения существуют «для галочки», их работа носит поверхностный, эпизодический характер. Ученики числятся в каком-либо «клубе», который по факту собирается пару раз в год ради отчётности. Ясно, что профилактического эффекта в таком случае не будет. Преодоление формализма требует искренней заинтересованности педагогического коллектива и администрации, а также привлечения самих детей к планированию работы, чтобы деятельность была живой и соответствовала их интересам.
  • Отсутствие подготовки у руководителей и волонтёров. Ведение профилактической работы с подростками группы риска требует определённых знаний и навыков. Не каждый молодой педагог умеет работать с трудными подростками вне жёстких рамок дисциплины. Волонтёры-старшеклассники тоже нуждаются в обучении (будь то медиативные технологии, основы психологии, навыки организатора). Недостаток подготовки может привести к выгоранию наставников или допущению ошибок. Поэтому важно развивать систему подготовки кадров для детских объединений: спецкурсы в педвузах, тренинги для кураторов, обмен лучшими практиками.
  • Сопротивление со стороны части подростков и родителей. Не все подростки охотно идут в организованные объединения – особенно те, кто уже имеет сильные девиантные установки или состоит в асоциальных компаниям. Они могут воспринимать предложения участвовать в «кружках» с недоверием или насмешкой. Аналогично, неблагополучные родители нередко не содействуют участию детей, а порой и препятствуют (например, могут не пускать на мероприятия, не ценить успехи ребенка). Здесь необходим тонкий подход: индивидуальная работа социальных педагогов с семьёй, привлечение авторитетных для подростков лидеров мнений, а главное – добровольность. Зачастую сначала удаётся вовлечь подростка косвенно (через друзей, через интересное разовое событие), а затем уже удержать в коллективе. Помогает и позитивная реклама детских объединений – освещение их достижений, побед, полезности, чтобы и сами подростки, и их родители видели смысл участия.

Говоря о перспективах развития, необходимо учитывать современные реалии: цифровизацию, постпандемийные изменения в общении молодежи, появление новых угроз (например, деструктивные интернет-сообщества, челленджи и т.д.). В этой связи возможны следующие направления:

  • Интеграция цифровых технологий в работу детских объединений. Создание онлайн-платформ для волонтёрских и социальных проектов, использование соцсетей для привлечения и поддержки участников, кибер-дружины для мониторинга опасного контента – всё это расширяет охват профилактики. Цифровая среда может стать союзником, если подростки объединятся в ней для позитивных целей (например, флешмобы против наркотиков, виртуальные клубы по интересам с наставниками).
  • Межведомственное взаимодействие на новом уровне. Результативность повышается, когда школы, учреждения дополнительного образования, полиция, службы семьи и молодёжи работают сообща. Перспективно создание комплексных программ, в которых детские объединения включены как часть общей профилактической стратегии региона. Например, Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) в некоторых субъектах РФ начали сотрудничать с Российским движением детей и молодежи, подключая его активистов к профилактической работеpravo.gov.ru. Такая связка «власти – общественные активисты – сами подростки» может существенно усилить влияние на неблагополучных подростков, делая профилактику более адресной.
  • Акселерация лучших практик. Необходимо изучать и распространять удачный опыт (через методические пособия, семинары, конкурсы проектов). Уже сейчас проводятся всероссийские форумы и конкурсы для детских общественных организаций, где демонстрируются эффективные находки. Например, отмечен опыт ряда регионов по организации школьных добровольческих отрядов наставников для младших школьников, или проекты учебно-производственных бригад для трудных подростков, позволяющие им получить рабочие навыки. Подобные практики следует масштабировать.
  • Фокус на ценностно-нравственное воспитание. Современные исследования подчеркивают важность формирования у подростков устойчивых просоциальных ценностей как основы противодействия девиантному поведению [11]. Перспективным является аксиологический подход, при котором через деятельность объединения у подростков целенаправленно формируются ценностные установки на законопослушание, уважение к людям, здоровый образ жизни и т.д. Например, И.С. Скляренко и коллеги предлагают рассматривать педагогическую профилактику как комплексную деятельность семьи, педагогов и правоохранителей, нацеленную на формирование у несовершеннолетних позитивных ценностных ориентаций и просоциальной направленности личности. Детские объединения являются благоприятной средой для такой работы, поскольку ценности усваиваются не назидательно, а через совместную практическую деятельность и пример сверстников.

В перспективе, детским общественным объединениям предстоит адаптироваться к вызовам времени, сохранив при этом свою главную миссию – социализацию подрастающего поколения. Увеличение охвата (чтобы вовлечь максимальное число подростков, включая группу риска), гибкость форматов (онлайн и офлайн активности), опора на самоуправление и творчество – вот те ориентиры, которые позволят им и дальше эффективно профилактировать асоциальное поведение молодежи. Анализ показал, что деятельность детских общественных объединений является важным и эффективным средством профилактики асоциального поведения подростков. Вовлекая подростков в социально значимую деятельность, такие объединения удовлетворяют ключевые потребности юношеского возраста – в общении, самореализации, признании – в позитивных формах. Это снимает почву для девиаций, так как энергия подростков перенаправляется на созидательные цели, формируется опыт социально одобряемого поведения и ценностные ориентации. Отечественные исследования и практики убедительно подтверждают, что при активном участии самих подростков и грамотном руководстве взрослых снижаются показатели конфликтности, правонарушений и других отклонений в подростковой среде. Детские общественные объединения выполняют профилактическую функцию не назидательно, а через воспитание в действии – посредством дела, игры, общения, где подросток свободно и осознанно усваивает нормы и ценности. В современных условиях детские объединения остаются востребованными, однако нуждаются в всесторонней поддержке. Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу и механизмы поддержки этих объединений, повышать престиж и привлекательность участия в них. Важно готовить педагогов-организаторов, способных говорить с подростками на одном языке и направлять их активность. Кроме того, требуется мониторинг результативности: внедрение системы оценки влияния деятельности объединений на показатели школьной дисциплины, преступности несовершеннолетних, уровень вовлечённости молодежи в социальные практики. Детские общественные объединения, по сути, выполняют роль социального лифта и буфера: они помогают трудным подросткам подняться на более высокий уровень социальной ответственности, а остальным – не скатиться вниз к асоциальному поведению. В их многообразии – от волонтёрских отрядов до спортивных секций – заложен огромный профилактический потенциал. Раскрыть этот потенциал полностью возможно при условии синергии усилий государства, общества, семьи и самих детей. Поддерживая и развивая детские общественные организации сегодня, мы закладываем основы безопасного и здорового общества завтра, ведь вырастая ответственными и активными, вчерашние подростки менее склонны нарушать закон и скорее станут его защищать. Как показывает опыт, инвестиции в воспитание через детские объединения окупаются сторицей – снижением подростковой преступности, гармонизацией отношений в молодёжной среде и появлением нового поколения граждан с твёрдой просоциальной позицией.

 

Список литературы:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
2. Выготский Л.С. Педология подростка. – М., 1994. – 320 с.
3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2011. – 450 с.
4. Степанов П. Подростки // Народное образование. – 2006. – № 8. – С. 212–219.
5. Перешина Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. – М.: Творческий центр, 2006. – 216 с.
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
7. Клочинова П. Профилактика асоциального поведения подростков // Социальная педагогика. – 2016. – № 1. – С. 61–75.
8. Дьячкова Т.В., Зарниченко Н.В. Вовлечение подростков в волонтерское движение как средство противодействия асоциальным группировкам // Обзор НЦПТИ. – 2018. – № 1. – С. 70–79.
9. Першина А.В., Артюхина А.С. Волонтерская деятельность как современное средство профилактики девиантного поведения // Форум молодых ученых. – 2016. – № 1. – С. 80–84.
10. Кучеренко П.А., Коровяковский Д.Г., Антонова Н.В., Хромова Н.М., Майстрович Е.В. Добровольчество и волонтерство как инструмент профилактики девиантного поведения подростков // Психология и право. – 2020. – Т. 10, № 2. – С. 51–63.
11. Скляренко И.С., Купавцев Т.С., Зяблова А.Г. Опыт педагогической профилактики асоциального поведения несовершеннолетних на современном этапе // Прикладная психология и педагогика. – 2024. – Т. 9, № 3. – С. 34–51.
12. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Подростки не идут на дело: В России снижается уровень преступности среди малолетних // Коммерсантъ. – 2021. – 25 марта. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/4742628 (дата обращения: 27.10.2025).