Статья:

ИННОВАЦИОННОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Багауов А.Ф. ИННОВАЦИОННОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/115002 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИННОВАЦИОННОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Багауов Айдар Фархатович
магистрант ФГБОУ ВО Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, РФ, г. Казань
Калимуллина Ольга Анатольевна
научный руководитель,

 

INNOVATION IN THE MANAGEMENT OF MODERN EDUCATIONAL SYSTEMS

 

Aydar Bagauov

Undergraduate Volga state University of physical culture, sports and tourism, Russia, Kazan

 

Аннотация. Статья раскрывает особенности инновационного управления образовательной системой. Показано, что инновационнаяя система включает : повышение инновационности организации; применение инновационных образовательных технологий и инновационных технологий управления; разработку и продвижение социальных и технологических инноваций. Описан ряд инновационных образовательных технологий. Раскрыта сущность инновационности. Описана сбалансированная система показателей как инновационная технология.

Abstract. The article reveals the features of innovative management of the educational system. It is shown that the innovation system includes: increasing the innovativeness of the organization; application of innovative educational technologies and innovative management technologies; development and promotion of social and technological innovations. A number of innovative educational technologies are described. The essence of innovation is revealed. The balanced scorecard is described as an innovative technology.

 

Ключевые слова: образование, управление, информационные технологии.

Keywords: education, management, information technology.

 

Введение

Развитие образования служит решению задач социально-экономического развития страны и является одним из важнейших приоритетов Российской Федерации. Чтобы сохранить свои позиции на внутреннем и мировом рынках России, необходимо поддерживать высокий уровень отечественного образования. Для решения этой проблемы важно обеспечить эффективное управление образовательными учреждениями. Экономические условия страны побуждают университеты к коммерциализации образовательной и научной деятельности и к способности создавать и использовать результаты научно-технического творчества. Образовательные и научные продукты, выпускаемые вузом, должны быть инновационными и конкурентоспособными.

Модернизация и оптимизация управления высшим образованием требует анализа опыта и практических рекомендаций для высших учебных заведений с целью выбора наиболее эффективных и оптимальных решений для реализации разработанной стратегии, как неотъемлемой части комплекса мер по участию России в Болонский процесс вхождения российских вузов в международное образовательное пространство [2]. Необходимость совершенствования мер по модернизации управления высшими учебными заведениями в университетской среде, информационно-методической поддержки специалистов и административно-управленческого персонала, модернизирующих процессы управления, а также повышения квалификации специалистов и управленческого персонала в области современного университетского менеджмента требуют соответствующего обоснования. Такое обоснование возможно на основе изучения практики и опыта существующих управленческих решений с использованием ИКТ. Информационные и коммуникационные технологии - это широкое понятие, которое включает системы, процессы и людей, участвующих в коммуникации посредством технологий [1]. Информационные и коммуникационные технологии означают технологические средства и ресурсы, используемые для обеспечения связи, создания, распространения, хранения и управления информацией [4]. Можно выделить основные направления инновационного менеджмента в сфере образования: - в университете должна быть своя инновационная политика, в которой должны участвовать все преподаватели университета; - необходимо понимать роль университета в инновационном процессе: университет создает и увеличивает свою инновационность. В университете применяются инновационные методы и технологии. Вуз ведет исследовательскую деятельность, получает и оформляет результат в форме, пригодной для последующей коммерциализации; в то же время университет должен продавать разработки, а не товарные продукты; - в вузе действует координирующий орган, отвечающий за инновационную политику. вуз осуществляет прием и использование информационных образовательных ресурсов для учебных задач; вуз развивает технологии получения и передачи знаний в образовательных и управленческих процессах. В процессе обучения и управления информационные образовательные модели и информационные образовательные технологии основаны на использовании информационных единиц как компонентов технологий и основы информационных ресурсов. [3]

Ошибочно сводить управление инновациями только к созданию технологических инноваций. Более важным показателем является инновационность образовательной организации как основа для получения инноваций и инновационных методов в образовании. Инновации включают в себя инновационный потенциал и инновационные ресурсы. Следует различать инновационный потенциал и инновационные ресурсы. Определим инновационный потенциал как интегральную оценку: состояние элементов инновационной ресурсной базы, совокупность методов и средств получения инновационных ресурсов и последующих инноваций [6]. Оценка инновационного потенциала - это количественная мера возможности создания инновационных ресурсов и осуществления инновационной деятельности на основе имеющихся инновационных ресурсов. Инновационный потенциал служит основой для получения ресурса. Инновационные ресурсы - это источники и предпосылки для получения инноваций, которые могут быть реализованы с использованием существующих технологий и социально-экономических отношений. Инновационный ресурс - это совокупность существующих отношений, средств и возможностей для создания инноваций. Инновационный ресурс служит основой для внедрения инновации. Инновационный потенциал также рассматривается как совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и другие ресурсы, необходимые для реализации инновационной деятельности [1]. Таким образом, уровень инновационности определяет качество инновационного менеджмента и состояние инновационной активности образовательной организации. Инновации также определяют конкурентоспособность образовательной организации [2].  Передача знаний в образовательных и управленческих процессах связана с двумя технологиями: извлечением знаний [7] и управлением знаниями. В наши дни технологии, использующие знания, приобретают все большую актуальность. Среди наиболее актуальных проблем - изучение теоретических основ представления знаний как для хранения в базах данных и базах знаний, так и для использования в образовательных технологиях. Поэтому актуальны общие технологии извлечения знаний. Методы, используемые в теории обучения, активно основаны на знаниях. Следовательно, восприятие знаний как обучения является пограничной областью между науками, развивающимися вне сферы образования, и теми методами, которые характерны для образовательных систем. Обычно методы обучения - это процедуры, основанные на использовании проверенной информации, хранящейся в базе данных. Под управлением знаниями понимаются любые процессы и принципы, связанные с созданием, приобретением, приобретением, обменом и использованием знаний или опыта. В некоторых определениях подчеркивается, что это процесс приобретения коллективного опыта для его полного использования компанией, где он может быть полезен для достижения максимальной отдачи. Коллективный опыт или «ресурсы знаний» определяются как основные компетенции, обычная практика или основное искусство. В некоторых определениях подчеркивается, что управление знаниями основано на использовании людей, процессов или технологий, позволяющих организации оптимизировать обмен и сохранение знаний. В современной литературе управление знаниями трактуется как новая функция управления, заключающаяся в целенаправленном формировании, обновлении и применении знаний для повышения эффективности образовательного учреждения и образовательных процессов. В этом же контексте управление знаниями определяется как новый тип управленческой деятельности, направленный на интенсивное использование нематериальных активов [2, 3] в качестве основных ресурсов экономики знаний и стимулирование инноваций с целью максимального повышения эффективности экономики и индивидуальное предприятие и формирование на этой основе реальных конкурентных преимуществ. Суть управления знаниями в образовании заключается в целевом воздействии субъектов управления на развитие человеческого капитала компании с целью расширения воспроизводства новых знаний и образовательных информационных продуктов, обеспечивающих университету стратегические конкурентные преимущества. Можно отметить ряд ключевых аспектов, вытекающих из интерпретации сущности управления знаниями. Во-первых, руководство образовательного учреждения должно обладать такими управленческими знаниями и компетенциями, которые были бы адекватны требованиям воспроизводства качественного человеческого капитала. Эти субъекты управления или лидеры в области воспроизводства корпоративных знаний должны обладать такими управленческими навыками, которые послужили бы лидерской основой для высокоэффективного функционирования их управленческого капитала. Во-вторых, если объектом соответствующего управленческого воздействия является человеческий капитал, представленный сложным и противоречивым единством человеческих личностей и характеров, то ожидаемое высокое качество этого управления должно быть функцией целевых воздействий на соответствующие социокультурные, социокультурные -психологические, социологические и другие гуманитарно-экономические аспекты и направления коллективной корпоративной деятельности. Следовательно, конечный продукт образовательного учреждения, действующий в форме образовательной услуги, является не только функцией прямых профессиональных знаний и компетенций руководителей и сотрудников университета, но и неотъемлемым результатом социальных, институциональных и другие знания данного университета. Следовательно, существующие подходы к управлению образовательными знаниями тесно связаны с когнитивной моделью человеческого капитала предприятия [6].

 

Список литературы:
1. Болбаков Р.Г. Анализ когнитивности в науке и образовании // Перспективы науки и образования. 2014. №4. С.15-19.
2. Гусаковский М. А. Инновационная образовательная программа университета и система качества // сб. Межд. научно-практической конференции «Управление качеством высшего образования в условиях перехода к двухступенчатой системе подготовки кадров»: Минск, 6-7 июня 2007 г. Мн.: БГУ, 2007. С. 44-48.
3. Зайцева О.В. Информатизация образования и интеллектуальный капитал // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 12. С. 105-109.
4. Илюшина Е.О., Шадрин А.Д. Инноватика, качество, стандартизация, образование // Качество. Инновации. Образование. 2008. № 9. С. 2-10.
5. Майоров А. А., Куприянов А. О., Шкуров Ф. В., Атаманов С. А., Григорьев С. А., Дубов С.С. Виртуальное обучение при повышении квалификации специалистов // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 2. С. 102-111.
6. Ожерельева Т.А. Управление образовательными инновациями // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 4. С. 104-108.
7. Цветков В.Я., Скуратов А.К., Захаревич Е.Е., Захарова О.К., Дербенева О.Ю., Попова И.А., Рузанова Н.С., Костюкевич С.Х. Солдатеноко И.С., Информационные технологии в университетском управлении. Сборник аналитических материалов по проекту ICT4UM. Тверь, Тверской госуниверситет, 2009. 309с.