Статья:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Зацарина К.П. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(51).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Зацарина Ксения Павловна
студент, ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Павленко Вероника Геннадьевна
научный руководитель, доцент кафедры теории и методики лингвистического образования и межкультурной коммуникации, канд. филол. наук, ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Сформированность умений иноязычного говорения являются одним из показателей владения иностранным языком. В настоящее время в современном обществе возрастает потребность в улучшении качества подготовки учащихся по иностранному языку в целом и владению разговорными навыками на иностранном языке, в частности.

Актуальность данной работы заключается в необходимости более детального изучения особенностей реализации ключевых принципов, специфики и методологических факторов целостной работы с детьми старшего школьного возраста в процессе развития иноязычного говорения с использованием технологии развития критического мышления. Особый интерес в исследовательском дискурсе представляют такие мероприятия, которые отражают форму планирования и воплощения говорения и коммуникативного взаимодействия в учебном коллективе, стимулируют выработку личностных и предметных результатов обучения и, в первую очередь, коммуникативного типа универсальных учебных действий. В этом ключе особенно важным является аспект воплощения сетевых организаций в пространстве современного образовательного процесса, их интеграция с основными типами внеклассной работы, с формами коммуникативного взаимодействия, распространенными в основной школе и актуализированными следованием ключевым принципам системно-деятельностного подхода.

Организационная основа уроков, направленных на развитие коммуникации, речевой деятельности и речетворчества школьников, отражена в представлении о возможностях интегрировать современные методы и приемы в воспитательное пространство школы. Школьные коллективы, которые нуждаются в дополнительном стимулировании коммуникативных навыков, развития коммуникативных универсальных учебных действий, отражают внутренний запрос в дополнительном изучении концептуально-методологических, организационных и содержательных аспектов работы по накоплению языковых навыков в целом и умений говорения в частности.

Проблема развития иноязычного говорения на основе ТРКМ на сегодняшний день имеет недостаточную степень изученности. Нерешенным и в известном смысле спорным является вопрос об интеграции иноязычного говорения в рамках технологий, реализуемых через когнитивный компонент. Неизмеримо важную роль в развитии иноязычного говорения занимает возможность актуализации говорения на основе технологии развития критического мышления в открытой форме взаимодействия учащихся и педагога.

Согласно Е.О. Божовичу, «критическое мышление – это способность среди обилия решений выбирать самое оптимальное, при этом аргументировано опровергать неверное, подвергать сомнению эффективные, но не эффективные решения» [1].

Для того, чтобы учащийся мог успешно воспользоваться критическим мышлением и применить его на практике, ему необходимо развить определённые качества, которые выделила Д. Халперн в своей работе «Психология критического мышления».

Такими качествами являются: 1) «готовность к планированию»; 2) «гибкость»; 3) «настойчивость»; 4) «готовность исправлять свои ошибки»; 5) «осознание»; 6) «поиск компромиссных решений» [4].

Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Итак, технология развития критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов:

1) Стадия вызова, целью которой является формирование личного интереса для получения информации;

2) Следующий шаг – осмысление, на котором происходит непосредственная работа с новой информацией;

3) Последний этап – рефлексия, которая строится на обсуждении данной темы [3].

Перед педагогом стоит задача раскрыть специфику данной технологии в процессе формирования иноязычного говорения школьников. В планировании урока по развитию говорения через ТРКМ важно задавать себе вопросы: 1) «Какова цель?»; 2) «Что известно?»; 3) «Какие навыки мышления позволят достичь поставленной цели?»; 4) «Достигнута ли поставленная цель?» [4].

 Основные структурно-функциональные сходства в моделях развития говорения и ТРКМ:

1) языковая личность универсальна;

2) отражает уровень владения языком;

3) обладает набором индивидуальных черт;

4) подвержена воздействию внутренних и внешних факторов;

5) изменяется под воздействием языкового коллектива;

6) языковая личность – понятие полидисциплинарное;

7) языковая личность – транслятор языкового материала;

8) активно проявляет себе в реальной речевой деятельности;

9) многомерна и многогранна;

10) существует во многих пространствах [6].

Существует несколько способностей, включённых в критическое мышление, которые могут быть развиты посредством говорения на уроках иностранного языка, а именно:

1) способность оценивать достоверность доказательств;

2) способность отличать факты от мнений;

3) способность различать аффективные и информативные коннотации слов, концептов и словосочетаний;

4) способность распознавать предвзятость автора (или оратора);

5) способность распознавать выводы писателя (или оратора) [5].

Развитие навыков аудирования и чтения происходит успешнее, если в обучение включено развитие критического мышления, а именно саморегулируемое обучение, взаимодействие в парах и поддержка преподавателя [2]. Доказано, что успешному развитию аудирования и чтения на иностранных языках способствует внедрение развития критического мышления. В связи с тем, что преподаватели предоставляют учащимся модели, примеры и возможности для выполнения все более сложных задач, школьники сами могут лучше понять основные концепции и идеи, лежащие в основе содержания чтения и аудирования. Учащиеся также могут использовать аутентичные тексты, что способствует вовлеченности и заинтересованности в данной теме [6].

Таким образом, специфика предмета «Иностранный язык» дает возможность для развития говорения через основы формирования критического мышления. Целью является прежде всего формирование коммуникативных умений, которые являются важным инструментом для развития критического мышления, с одной стороны, в то время как качественная коммуникация выступает результатом развитости умения мыслить критически, с другой стороны, это позволяет гармонично сочетать обучение иностранному языку с развитием критического мышления.

 

Список литературы:
1. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании// Иностранные языки в школе. – 2012. – №6. – С.2-12. 16.
2. Коржуев А. В., Попков В. А., Рязанова Е. Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. – 2012. – № 5. C. 55–58. 20.
3. Корнилова В.Ф. Индивидуализация обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 2013. – №8. – С.93–99. 21.
4. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Изд-во «Питер»,2000. – 512с. 41.
5. Языковая концепция регионального существования человека и этноса: материалы II Всероссийской конференции, посвященной памяти профессора И.А. Воробьёвой: к 75-летию со дня рождения (Барнаул, 7-9 октября 2004г.). – Барнаул: Издательство Алт. гос. ун-та, 2005. – 377 с. 46.
6. Goksoy S. Reasons of the problems that academicians experience in management of teaching and learning process. Journal of Pedagogical Research № 2, 2018, pp. 55-62. 51.