Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

Конференция: CLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Щерба В.А. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(169). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(169).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

Щерба Вероника Артуровна
магистрант, Башкирский Государственный Педагогический Университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Хасанова Рита Фандависовна
научный руководитель, канд. пед. нау. доцент, Башкирский Государственный Педагогический Университет имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматривается определение понятия «профиль обучения» в рамках иноязычного образования, основания для выделения профилей обучения и образовательных программ, их особенности функционирования на базах различных образовательных организаций. 

Abstract. The article contains the definition of the concept of «learning profile» in the framework of foreign language education, the grounds for the allocation of learning profiles and educational programs, their features of functioning on the bases of various educational organizations.

 

Ключевые слова: профиль обучения, образовательная программа, дошкольный профиль, школьный профиль, нефилологический профиль, курсовая форма.

Keywords: learning profile, educational program, preschool profile, school profile, non-philological profile, course form.

 

Функционирование системы обучения как совокупности основных компонентов учебного процесса по иностранному языку осуществляется в рамках определенного профиля обучения.

Профиль обучения - это вид обучения, разработанный для изучения иностранных языков, в зависимости от особенностей учебного заведения и потребностей обучающихся в нем студентов. Именно профиль обучения определяет содержание, цели и задачи обучения, требования к знаниям и компетенциям владения иностранным языком, которые должны быть достигнуты в процессе обучения.

Основаниями для выделения профилей обучения и образовательных программ, реализуемых в разных типах учебных заведений, можно считать следующие: 1) наличие в соответствии с государственным образовательным стандартом плана обучения иностранным языкам и другим дисциплинам; 2) наличие программы по иностранному языку; 3) наличие учебных материалов; 4) наличие определенного метода обучения иностранному языку в рамках определенного профиля обучения [7, с. 199-214].

В современной образовательной среде сформировались и развились дошкольный, школьный, филологический, нефилологический, курсовой и дистанционный профили обучения иностранным языкам. Проанализируем четыре уровня образовательных организаций.

  1. Дошкольный профиль

Дошкольный профиль является первым звеном государственной системы  образования, в него входят дети до 6-7 лет. В дошкольных учреждениях производится воспитание, развитие детей, а также их подготовка к обучению в школе. Обучение иностранному языку организуется в игровой форме, где усваивается лексический минимум, фразы, изучаются стихотворения и песни. Игры являются основой психического созревания ребенка, так как дошкольник знакомится с учебным процессом. Целью уроков является развитие разговорной тематической речи в рамках базового лексического набора. Занятия в большинстве случаев несут факультативный характер.

  1. Школьный профиль

Основной целью изучения иностранного языка в школе является развитие иноязычной социокультурной компетенции обучающихся. Это умение предполагает формирование коммуникативной компетенции. Иностранный язык является также средством диалога культур, следовательно, формирование социолингвистической компетенции является краеугольным камнем обучения школьника. Изучение иностранных способствует общему речевому развитию и соответственному улучшению уровня владения первым языком, что говорит о реализации на занятиях практической, общеобразовательной и развивающей целей обучения.

Цель занятий на начальной ступени обучения:

- формирование основополагающих умений в чтении, говорении, аудировании и письме;

- формирование общих языковых понятий, как в родном, так и в изучаемом языке;

- введение в культуру стран изучаемого языка;

- создание условий общения максимально близких к реальной речевой ситуации и психологической подготовки к ним [3].

На второй ступени обучения иностранным языкам целью становится продолжение развития коммуникативных навыков. Обучение иностранному языку имеет своей целью:

- формирование базовых навыков коммуникативной ко мпетенции по всем четырем направлениям;

- развитие диалога культур школьников;

- формирование культурной идентичности в зарубежной среде;

- подготовка школьников к языковому самообразованию [3].

На третьей ступени обучение ориентируется на постоянное поступательное улучшение приобретенных речевых навыков и умений, вырабатывается стратегия межпредметного языкового образования [3].

  1. Нефилологический профиль

Владение иностранным языком студентом неязыкового профиля подготавливает его к языковой компетентности в рамках избранной им профессии.

Обучение иностранному языку в нефилологическом вузе обладает своей спецификой.

1. Преобладание практики в процессе занятий.

2. Преемственность обучения.

3. Небольшое количество аудиторных часов [5, с.34].

Проблемой студентов неязыковых направлений является ограниченное количество выделяемых программой часов на изучение выбранного языка. Из-за этого приоритетным является овладение навыками письменной коммуникации, например, реферирование, конспектирование. Поэтому объем активного словаря варьируется у данных студентов в пределах 1000 языковых единиц.

Программы неязыковых вузов формируют следующие требования к уровню владения языком: читать тексты на изучаемом языке и уметь извлекать требуемую информацию в устной и письменной формах; уметь формулировать мысль по заданной теме и обличать ее в монологическое высказывание, при этом сумев ответить на заданные по теме вопросы; уметь составлять письменные планы, конспекты и оформлять их по заданному образцу; слышать, понимать и извлекать информацию из прослушанных аудиозаписей [8].

  1. Курсовая форма (на базе центра дополнительного образования)

Высокий спрос на данную форму обучения объясняется её интенсивной формой и высокой результативностью, тесной связью обучения языку с овладением информацией страноведения, ориентацией курса на интересы и способности учащихся.

Курсы различаются по длительности и направлены на различные уровни подготовки студентов. Занятия носят либо комплексный характер, либо избирательный.

В зависимости от потребностей учащихся образование может предназначаться для одного или нескольких областей общения, например, бытовых, социокультурных, учебных, профессиональных, общественных и политических, а также проецировать специфику языка в повседневном или деловом общении [6].

Занятия по курсовому профилю обычно имеют четкий коммуникативный характер, предусматривают широкий доступ к элементам интенсивных методик. В условиях недостатка речи носителей языка преподаватели пытаются максимально воссоздать ее на занятиях с использованием технических средств, ролевых игр, а также привлекают самих носителей языка для работы. Преобладание устной формы работы на занятиях является важной особенностью обучения, которая привлекает большинство учащихся, стремящихся активизировать знание языка.

Таким образом, мы рассмотрели 4 уровня образовательных организаций и выявили особенности обучения иностранному языку обучающихся разных возрастных групп.

 

Список литературы:
1. Бахтина Е.Ю. Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду // Иностранные языки в школе . – 2000.- 6.- с. 44
2. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе. // Иностранный язык в школе,1990. - № 6.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя.- 2-е издание, перераб. и доп.- М.: АРКТИ, 2003-192 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранных языков в школе. - М. : Просвещение, 1991-222 с.
5. Коваль, М.Б. Педагогика внешкольного учреждения./ М.Б. Коваль.- Оренбург: Изд-во ОГПУ. 1993.- С.34.
6. Дополнительное образование: опыт и перспективы развития / Под науч. ред. С.В. Сальцевой. - М., 1997. - 135 с.
7. Методика преподавания русского языка как иностранного. Для зарубежных филологов-русистов (Включенное обучение)/Под ред. А.Н. Щукина.- М., 1990. Этапы и профили обучения. С. 199-214.
8. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М., 2004, 475 с.