Статья:

Проблема обеспечения качества подготовки студентов среднего профессионального уровня в условиях Северо-Осетинского государственного педагогического института

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Масалкова Е.С. Проблема обеспечения качества подготовки студентов среднего профессионального уровня в условиях Северо-Осетинского государственного педагогического института // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема обеспечения качества подготовки студентов среднего профессионального уровня в условиях Северо-Осетинского государственного педагогического института

Масалкова Елена Сергеевна
магистрант Северо-Осетинского государственного педагогического института, РФ, г. Владикавказ
Течиева Виктория Заурбековна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, РФ, г. Владикавказ

 

Аннотация: в статье рассматриваются условия повышения качества подготовки студентов среднего профессионального уровня в Северо-Осетинском государственном педагогическом институте. Раскрываются различные подходы к определению понятий «качество образования» и «педагогическая технология». Рассмотрено учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса, гарантирующие реализацию образовательных программ среднего профессионального образования педагогического направления подготовки.

Определены перспективы совершенствования и развития систем обеспечения качества среднего профессионального образования в СОГПИ с учетом приоритетов государственной политики в области качества среднего профессионального образования.

Abstract. The article deals with the problems of improving the quality of education of students in secondary vocational education in the North Ossetian state pedagogical Institute. Various approaches to definition of concepts "quality of education" and "pedagogical technology"are revealed. Educational-methodical and information support of educational institution in which programs of preparation of specialists of a pedagogical profile are realized is considered.

The prospects of improvement and development of quality assurance systems of secondary vocational education in the SSPI, taking into account the priorities of the state policy in the field of quality of secondary vocational education.

 

Ключевые слова: качество образования, педагогическая технология, среднее профессиональное образование, обеспечение качества образования.

Keywords: quality of education, pedagogical technology, secondary vocational education, quality assurance of education.

 

Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации является обеспечение качества образования, в том числе профессионального.

Семантика понятия «качество образования» представлена достаточно широко, однако, в настоящее время в педагогике существуют разночтения в его определении. По мнению В.П. Панасюка: «Качество образования – это такая совокупность свойств, которая обусловливает его способность удовлетворять социальные потребности в формировании и развитии личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств» [6, с.].

В работе С.Е. Шишова и В.А. Кальнея качество образования трактуется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности [9].

По нашему мнению, категория «качество образования» наиболее емко и глубоко определяется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», суть которого понимается как: «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1, с]».

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основано на формировании содержания образования, исходя «от результата», а системным компонентом стандартов становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников (общие компетенции, профессиональные компетенции), иначе говоря, ФГОС нового поколения предусматривают модульно-компетентностный подход в образовании[8]. Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда.

Модернизация профессионального образования в условиях глобальных перемен во всех сферах жизни общества направлена на реализацию социального заказа качественной профессиональной подготовки специалистов [4].

Высокая профессиональная подготовка становится условием социальной гарантии в любых экономических ситуациях и обеспечивает успешную самореализацию будущего специалиста.

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» осуществляет многоуровневую профессиональную подготовку специалистов в системе среднего (колледж) и высшего (бакалавриат и магистратура) образования с выходом на уровень аспирантуры и дополнительного образования[5]. 

В Институте наряду с традиционными формами образовательной деятельности (лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа студентов), используются современные интерактивные методы обучения: тренинги, круглые столы, дискуссии, диспуты, деловые и ролевые игры, проектная деятельность и др.

Институт осуществляет учебный процесс с телекоммуникационной системой сопровождения образования: в процедуре лекционных курсов, семинарских и других занятий используются мультимедийные проекторы, компьютерная, аудио-видеотехника. На практических и семинарских занятиях практикуется разбор конкретных ситуаций, направленных на выработку творческого мышления, профессиональных навыков и умений студентов.

Подготовка специалистов среднего звена с заданными современными условиями параметрами невозможна без эффективного взаимодействия с производством. Реализация программы практики осуществляется в образовательных учреждениях РСО-Алания. Учебная и производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки. Базами учебной и производственной практики являются образовательные учреждения разных видов и другие организации, которые соответствуют необходимым условиям для организации и проведения практики.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного учреждения, в котором реализуются программы подготовки специалистов среднего звена направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы подготовки специалистов среднего звена планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Образовательное учреждение обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам программы подготовки специалистов среднего звена начального общего образования. Образовательное учреждение имеет доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭИОС).

Учебная практика реализуется в рамках профессиональных модулей (ПМ) ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО по избранной специальности.

Формирование устойчивых взаимосвязей образования с производством способствует подготовке конкурентоспособных специалистов и является определяющей частью системы обеспечения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.

Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально - комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. На современном этапе в педагогической практике активно используется понятие педагогической технологии.

Понятие «педагогическая технология» представлено тремя аспектами: 1) научным: педагогические технологии-часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2)процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3)процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения [2].

Таким образом, обязательными условиями качества подготовки студентов среднего профессионального образования можно рассматривать: кадровое обеспечение; содержание и программно-методического обеспечение процесса обучения; организацию обучения.

 

Список литературы:
1. Закон об образовании РФ. [Электронный ресурс].- URL: http://zakonobobrazovanii.ru/glava-1/statya-2.
2. Зверева Н.А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - С. 161-164. 
3. Ибрагимов Г.И. Качество среднего профессионального образования в современных  условиях / Г.И. Ибрагимов // Педагогика. - 2014. - №  6. - С. 75-81.
4. Модернизация и проблемы среднего профессионального образования / Н.О. Веселовская, М., 2013.- 112 с.
5. Отчет по самообследованию СОГПИ [Электронный ресурс]. - http://sogpi.org/Portals/0/Documents/Othet_o_samoobsledovanii_2018.pdf?ver=2018-04-25-144425-523 (дата обращения 28.11.2018).
6. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. – СПб.: КАРО, 2013. – 384 с.
7. Современная специфика развития профессионального образования. / Н.В. Наливайко, О.В. Наурузбаева . - 2016. №1. - С. 112 – 113.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. [Электронный ресурс].- URL: www. adu.ru. – (дата обращения 5.05.2014).
9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2012. -320 с.