Статья:

Процесс адаптации и факторы влияющие на уровень адаптации студента к профессиональному обучению в образовательной организации высшего образования

Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гошева М.С. Процесс адаптации и факторы влияющие на уровень адаптации студента к профессиональному обучению в образовательной организации высшего образования // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(33).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Процесс адаптации и факторы влияющие на уровень адаптации студента к профессиональному обучению в образовательной организации высшего образования

Гошева Мария Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО СГУ имени Питирима Сорокина, РФ, г. Сыктывкар
Есева Ольга Васильевна
научный руководитель,

 

Ключевые слова: адаптация, студент первого курса, профессиональное обучение.

 

Адаптация - процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям.

Одна из важных задач при подготовке квалификационных кадров в системе профессионального образования - это формирование у выпускников способности эффективно и бесконфликтно вливаться и адаптироваться к быстроменяющемуся рынку труда, и к производственным условиям в частности, а также функционировать и поддерживать благоприятную среду в трудовом коллективе. В связи с этим возрастает роль начального этапа обучения в вузе, который представляет собой важный период в процессе развития личности будущего специалиста.

Данную задачу образовательная организация начинает реализовывать с момент поступления студент на первый курс вне зависимости от выбранной специальности.

От качества и уровня адаптации студента к профессиональному обучению зависит уровень его обучения и в дальнейшем готовности к реализации профессиональной деятельности. [2, с. 236].

Для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы и сложности, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения в вузе, и которые влияют на уровень его адаптации к профессиональному обучению. [1, с. 55].

При определении таких сложностей в процессе адаптации студента первого курса стоит отметить, что они делятся на два вида: субъективные (зависящие главным образом от самих студентов) и объективные (в большей степени зависящие от внешних факторов).

Таким образом, мы выделили следующие факторы влияющие на уровень адаптации студентов к профессиональному обучению:

  1. Объективные
  • заметно возросший объем учебной нагрузки по сравнению со школьной программой;
  • сложность усвоения новых учебных дисциплин (узконаправленных по новой осваиваемой студентов профессии);
  • изменение режима обучения и неравномерная учебная нагрузка в течение недели;
  • изменение информационного поля (формирование расписания, расположения аудиторного фонда вуза, разные источники информации);
  • выстраивание новой системы отношений с преподавателями.
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • сложность в ориентировании в стенах университета (инфраструктура вуза может включать в себя несколько учебных корпусов и иных объектов по всей территории города);
  1. Субъективные
  • сложности в отношениях с товарищами по учебе;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать и систематизировать полученную информацию, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и иной литературой;
  • налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из проживания в «домашних» условиях в общежитие университета;
  • неопределенная мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней.

Таким образом, при формировании системы наставничества в образовательной организации с целью адаптации студентов к профессиональному обучению, необходимо учитывать все факторы влияющие на этот процесс, и комплексно выстраивать программу работы со студентами первого курса.

 

Список литературы:
1. Ангифиногенова О.И. Особенности адаптации студентов – первокурсников к условиям обучения в университете//Новые исследования. – 2018.-Т.1. - №26.-С.55-59.
2. Зарипов Р.Н., Зарипова И.Р. Адаптация студентов в технологическом вузе: психолого-педагогический аспект// Вестник казанского технологического университета. - 2011.-№24.- С.236 – 242.