Процесс адаптации и факторы влияющие на уровень адаптации студента к профессиональному обучению в образовательной организации высшего образования
Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Процесс адаптации и факторы влияющие на уровень адаптации студента к профессиональному обучению в образовательной организации высшего образования
Ключевые слова: адаптация, студент первого курса, профессиональное обучение.
Адаптация - процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям.
Одна из важных задач при подготовке квалификационных кадров в системе профессионального образования - это формирование у выпускников способности эффективно и бесконфликтно вливаться и адаптироваться к быстроменяющемуся рынку труда, и к производственным условиям в частности, а также функционировать и поддерживать благоприятную среду в трудовом коллективе. В связи с этим возрастает роль начального этапа обучения в вузе, который представляет собой важный период в процессе развития личности будущего специалиста.
Данную задачу образовательная организация начинает реализовывать с момент поступления студент на первый курс вне зависимости от выбранной специальности.
От качества и уровня адаптации студента к профессиональному обучению зависит уровень его обучения и в дальнейшем готовности к реализации профессиональной деятельности. [2, с. 236].
Для решения вопроса успешной адаптации вчерашних школьников в новых условиях необходимо выявить наиболее типичные проблемы и сложности, с которыми сталкивается большинство студентов в первый год своего обучения в вузе, и которые влияют на уровень его адаптации к профессиональному обучению. [1, с. 55].
При определении таких сложностей в процессе адаптации студента первого курса стоит отметить, что они делятся на два вида: субъективные (зависящие главным образом от самих студентов) и объективные (в большей степени зависящие от внешних факторов).
Таким образом, мы выделили следующие факторы влияющие на уровень адаптации студентов к профессиональному обучению:
- Объективные
- заметно возросший объем учебной нагрузки по сравнению со школьной программой;
- сложность усвоения новых учебных дисциплин (узконаправленных по новой осваиваемой студентов профессии);
- изменение режима обучения и неравномерная учебная нагрузка в течение недели;
- изменение информационного поля (формирование расписания, расположения аудиторного фонда вуза, разные источники информации);
- выстраивание новой системы отношений с преподавателями.
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- сложность в ориентировании в стенах университета (инфраструктура вуза может включать в себя несколько учебных корпусов и иных объектов по всей территории города);
- Субъективные
- сложности в отношениях с товарищами по учебе;
- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать и систематизировать полученную информацию, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и иной литературой;
- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из проживания в «домашних» условиях в общежитие университета;
- неопределенная мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней.
Таким образом, при формировании системы наставничества в образовательной организации с целью адаптации студентов к профессиональному обучению, необходимо учитывать все факторы влияющие на этот процесс, и комплексно выстраивать программу работы со студентами первого курса.