Теоретический анализ формирования гуманных отношений у дошкольников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)
Теоретический анализ формирования гуманных отношений у дошкольников
Аннотация. В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания гуманных чувств и отношений к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыта значимость необходимости формирования нравственности и гуманности у подрастающего поколения, в таких нормативных документах, как РФ «Об образовании» в РФ и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Представлены характеристики основных понятий: гуманизм, гуманность, чувства, отношения, гуманные отношения. Также на основе анализа работ психологов и педагогов, нами было определено, что наиболее сензетивным периодом для становленияформирования нравственной личности, которая умеет устанавливать доброжелательные отношения, является старший дошкольный возраст.
Ключевые слова: дошкольный возраст, игра, гуманизм, гуманность, чувства, отношения, гуманные отношения, взаимоотношения.
В статье мы предлагаем использовать следующий методический аппарат:
Гуманизм - (от латинского humans - человеческий, человечный) признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманность - человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.сюжетная игра
Взаимоотношения - взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Отношение, идущее от людей к людям, "навстречу друг другу".
Отношение - это позиция личности ко всему, что ее окружает и к самой себе.
Чувства - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. В этом смысле чувства связаны с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном (например, чувство любви к человеку, к Родине).
Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных знаний и впечатлений. Она соответствует наглядно-образному мышлению, эмоциональности, активности.
В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Известный психолог Л.С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства. Но она же учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью[2].
Проблема гуманных отношений занимает в педагогике и психологии огромное место. Основным направлением развития современного общества- его гуманизация, нравственное совершенствование общества в целом. Гуманные отношения - представляют собой отношение к другому как к себе самому через отношение к совместной деятельности.
Закладывать основу отношений нужно в дошкольном возрасте. Сензитивным периодом для становления доброжелательности, справедливости, отзывчивости, сорадости, сопереживания и содействия является старший дошкольный возраст. В настоящее время, гуманистическая направленность образования отражена в РФ " Об образовании" в РФ в "Программе воспитания и обучения в детских садах" в которой выделен раздел " Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений". Обусловлено необходимостью гуманности, как одной из главных человеческих ценностей.
Гуманность рассматривается в педагогике как качество личности, представляет собой совокупность нравственно-психических свойств личности, выражающих сопереживательное отношение к человеку как к высшей ценности.
По мнению С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк, выявлению и формированию этических представлений и гуманных отношений детей, воспитанию их чувств, способствует наблюдение за общением детей в процессе деятельности: внимательны ли дети друг к другу, когда они вместе играют, трудятся, занимаются, идут на прогулку[ 4].
Исследователь О.В. Вакуленко понимает под гуманным отношением особый вид практических, общественных отношений на основе нравственных норм, взглядов, принципов, которые возникают в процессе деятельности, проходя через сознание людей и выражаются совокупностью связей и зависимостей [3].
Для развития гуманных отношений С.А. Газлева рекомендует использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло.
Развитие гуманных отношений является одной из составляющих социально-коммуникативного развития. Которое в свою очередь направленно на формирование: воспитывать уважительное отношение к окружающим; учить заботиться о младших, помогать и защищать их; самостоятельно находить общие интересные занятия; играть и трудится сообща в группе; формировать умение сорадости и сопереживания к другим сверстникам.
Педагоги и психологи ( Л.С. Выготский, С.А. Козлова, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, и др.) доказали, что оптимальным для воспитания гуманности является старший дошкольный возраст. В данном возрасте дети способны на обобщение своих отношений и их анализ.
Необходимость приобщения дошкольников к гуманным отношениям обусловлена их восприимчивостью, чувствительностью, переживания другого, и к эмоциональному отклику на состояния. [1]
По мнению Е.О. Смирновой к старшему дошкольному возрасту отношение у сверстников меняется. К концу дошкольного возраста усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника, сопереживание другому становиться более адекватным, злорадство, зависть, конкурентность проявляется реже [6].
Анализируя по данной проблеме различные работы Р.С. Буре, Б.Т. Лихачева, К. А. Орловой и другие, мы можем констатировать, что: гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознание и сопереживание к человеку как к высшей ценности [1].
Согласно Н.А. Шинкаревой между детьми разного пола ограничен опыт взаимодействия и сотрудничества. Отдаленным результатом того может быть неподготовленность взрослого человека к выполнению социальной роли, в различных социальных институтах, неумения общаться и сотрудничать с различными представителями [7].
Следует согласиться с Н.А. Шинкаревой, что особенно действенным средством воспитания любой культуры являются прогрессивные национальные традиции и обычаи. Для детей дошкольников, это игровая, социально-коммуникативная деятельность, там где дети взаимодействуют друг с другом.