Статья:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гилёва Н.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149243 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Гилёва Надежда Сергеевна
магистрант, Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК), РФ, г. Новосибирск
Гейцман Людмила Эвальдовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК), РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. Стать посвящена вопросам формирования педагогических условий подготовки учителя начальной школы. Автор обосновывает ряд педагогических условий, которые важны для современного специалиста и помогут организовать педагогический процесс в соответствии с современными требованиями. В работе описана важность реализации описанных педагогических условий в образовательно-воспитательной вуза.

 

Ключевые слова: учитель, начальная школа, младшие школьники, педагогические условия, подготовка учителя.

 

Для качественной подготовки будущего учителя начальной школы к профессиональной деятельности необходимы специальные педагогические условия, включающие в себя целостную систему воспитания и обучения в вузе. Современные школьники отличаются от предыдущих поколений отношением к учебе, мировоззрением, здоровьем. По статистике, здоровье младших школьников значительно ухудшилось за последние десятилетия. У младших школьников распространены проблемы с психологическим здоровьем, проблемы с осанкой и опорно-двигательным аппаратом, зрением (очень часто встречается близорукость у младших школьников), нарушения работы щитовидной железы, несоответствие физического развития возрастным нормам, несбалансированное питание, проблемы с лишним весом, вредные привычки [1].

Современные педагоги должны быть готовы к таким трудностям.

Для этого необходимо создать специальные условиях их профессионального становления. В данной работе под педагогическими условиями профессионального становления учителя начальной школы понимаем комплекс мер, реализуемых в учебном заведении, т.е. вузе или педагогическом колледже, которые влияют на формирование профессиональных компетенций, овладение теоретическими знаниями и практическими навыки, формирование системы ценностей, необходимых педагогу.

В связи с этим одним из условий является создание в вузе такой образовательной и воспитательной среды, которая поможет будущим учителям начальной школы осознать необходимость внедрения в обучение здоровьесберегающих технологий. Для этого студентов необходимо ознакомить с нормативными документами, определяющими внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс общеобразовательных учреждений образования [2].

Теоретическая подготовка студентов педагогических специальностей способствует не только формированию теоретической базы, но и помогает научиться выполнять профессиональные функции, способствует развитию профессионального самосознания. Параллельно формируются навыки реализации компетентностного подхода по реализации здоровьесберегающего подхода.

Следующее педагогическое условие – использование на занятиях текстов, направленных не только на теоретическую подготовку, но и воспитание в них ценностей, любви к детям, повышение готовности работы в школе. Текст выступает средством проблематизации содержания подготовки будущего учителя начальной школы, он должен быть источником культурных и профессиональных смыслов. Это условие предполагает разные уровни осмысления текстов: познания, переживания и преобразующую деятельность, в процессе которой предусмотрено применение приемов символизации, моделирования, схематизации [2].

Другим важным педагогическим условием подготовки будущего учителя является организация педагогической практики: исследовательской, преддипломной. Именно педагогическая практика является важнейшим звеном в профессиональном становлении учителя и формировании профессиональной подготовки к выполнению профессиональных обязанностей и взаимодействию с учениками, развитию творческого потенциала [4].

Важным педагогическим условием является психологическая подготовка студентов. Многие преподаватели вуза не имеют практического опыта работы в школе, поэтому все знания, получаемые студентами, теоретические. В результате будущие учителя оказываются не готовы к реальной картине в школе, не знают, как работать с современными школьниками. Поэтому важно, чтобы методику в вузе преподаватели, которые работали и работают с современными школьниками, знают особенности их мышления, поведения.

Также будущие учителя начальной школы должен понимать, что работать с деть очень сложно. От них потребуется высокая стрессоустойчивость, активность, дружелюбие и целеустремленность.

Последнее описываемое условие – внедрение интерактивных форм и методов в образовательную среду вуза. Несмотря на то, что интерактивные технологии давно не инновация в преподавании, в вузах все еще основные средства обучения – лекция и семинар. Они очень ограничены в использовании инноваций и интерактива. Необходимо пересмотреть организацию обучения будущих учителей начальной школы. Необходимо трансформировать формы обучения так, чтобы можно было использовать разные методы обучения, которые потом будущие специалисты смогут использовать в своей профессиональной деятельности. Сегодня студенты только в теории знакомятся с инвазионными педагогическими технологиями, лишь небольшая часть преподавателей вуза используют на практике. Затем выпускники приходят в школу и пытаются внедрить полученные теоретические знания в свои уроки.

Таким образом, существует ряд педагогических условий, которые отвечают за подготовку учителей начальной школы. Все эти условия должны быть созданы и реализованы в образовательно-воспитательной среде вуза.

 

Список литературы:
1. Бусыгина А.Л. Организационно-педагогические условия подготовки учителей начальных классов к формированию у обучающихся умения прогнозировать// Молодой ученый. – 2017. – № 15.2 (149.2). – С. 36-39.
2. Дволучанская В.А. Педагогические условия подготовки будущего учителя начальной школы к организации взаимодействия с младшими школьниками // Московский педагогический журнал. – 2020. – №4. – С. 61-69.
3. Аппаева Я.Б., Зулаева Ц.А., Маслова С.В., Утнасонов Д.О. Педагогические условия формирования педагогической направленности будущих учителей начальных классов // КПЖ. – 2018. – №3 (128). – С.37-41.
4. Алпатова М.П. Педагогические условия, обеспечивающие профессионально-личностную подготовку будущих учителей начальных классов//Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – №3 (129).