ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Стать посвящена вопросам формирования педагогических условий подготовки учителя начальной школы. Автор обосновывает ряд педагогических условий, которые важны для современного специалиста и помогут организовать педагогический процесс в соответствии с современными требованиями. В работе описана важность реализации описанных педагогических условий в образовательно-воспитательной вуза.
Ключевые слова: учитель, начальная школа, младшие школьники, педагогические условия, подготовка учителя.
Для качественной подготовки будущего учителя начальной школы к профессиональной деятельности необходимы специальные педагогические условия, включающие в себя целостную систему воспитания и обучения в вузе. Современные школьники отличаются от предыдущих поколений отношением к учебе, мировоззрением, здоровьем. По статистике, здоровье младших школьников значительно ухудшилось за последние десятилетия. У младших школьников распространены проблемы с психологическим здоровьем, проблемы с осанкой и опорно-двигательным аппаратом, зрением (очень часто встречается близорукость у младших школьников), нарушения работы щитовидной железы, несоответствие физического развития возрастным нормам, несбалансированное питание, проблемы с лишним весом, вредные привычки [1].
Современные педагоги должны быть готовы к таким трудностям.
Для этого необходимо создать специальные условиях их профессионального становления. В данной работе под педагогическими условиями профессионального становления учителя начальной школы понимаем комплекс мер, реализуемых в учебном заведении, т.е. вузе или педагогическом колледже, которые влияют на формирование профессиональных компетенций, овладение теоретическими знаниями и практическими навыки, формирование системы ценностей, необходимых педагогу.
В связи с этим одним из условий является создание в вузе такой образовательной и воспитательной среды, которая поможет будущим учителям начальной школы осознать необходимость внедрения в обучение здоровьесберегающих технологий. Для этого студентов необходимо ознакомить с нормативными документами, определяющими внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс общеобразовательных учреждений образования [2].
Теоретическая подготовка студентов педагогических специальностей способствует не только формированию теоретической базы, но и помогает научиться выполнять профессиональные функции, способствует развитию профессионального самосознания. Параллельно формируются навыки реализации компетентностного подхода по реализации здоровьесберегающего подхода.
Следующее педагогическое условие – использование на занятиях текстов, направленных не только на теоретическую подготовку, но и воспитание в них ценностей, любви к детям, повышение готовности работы в школе. Текст выступает средством проблематизации содержания подготовки будущего учителя начальной школы, он должен быть источником культурных и профессиональных смыслов. Это условие предполагает разные уровни осмысления текстов: познания, переживания и преобразующую деятельность, в процессе которой предусмотрено применение приемов символизации, моделирования, схематизации [2].
Другим важным педагогическим условием подготовки будущего учителя является организация педагогической практики: исследовательской, преддипломной. Именно педагогическая практика является важнейшим звеном в профессиональном становлении учителя и формировании профессиональной подготовки к выполнению профессиональных обязанностей и взаимодействию с учениками, развитию творческого потенциала [4].
Важным педагогическим условием является психологическая подготовка студентов. Многие преподаватели вуза не имеют практического опыта работы в школе, поэтому все знания, получаемые студентами, теоретические. В результате будущие учителя оказываются не готовы к реальной картине в школе, не знают, как работать с современными школьниками. Поэтому важно, чтобы методику в вузе преподаватели, которые работали и работают с современными школьниками, знают особенности их мышления, поведения.
Также будущие учителя начальной школы должен понимать, что работать с деть очень сложно. От них потребуется высокая стрессоустойчивость, активность, дружелюбие и целеустремленность.
Последнее описываемое условие – внедрение интерактивных форм и методов в образовательную среду вуза. Несмотря на то, что интерактивные технологии давно не инновация в преподавании, в вузах все еще основные средства обучения – лекция и семинар. Они очень ограничены в использовании инноваций и интерактива. Необходимо пересмотреть организацию обучения будущих учителей начальной школы. Необходимо трансформировать формы обучения так, чтобы можно было использовать разные методы обучения, которые потом будущие специалисты смогут использовать в своей профессиональной деятельности. Сегодня студенты только в теории знакомятся с инвазионными педагогическими технологиями, лишь небольшая часть преподавателей вуза используют на практике. Затем выпускники приходят в школу и пытаются внедрить полученные теоретические знания в свои уроки.
Таким образом, существует ряд педагогических условий, которые отвечают за подготовку учителей начальной школы. Все эти условия должны быть созданы и реализованы в образовательно-воспитательной среде вуза.