Статья:

Патриотическое воспитание детей школьного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(161)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гоменюк Е.А. Патриотическое воспитание детей школьного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 25(161). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/161/96123 (дата обращения: 02.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Патриотическое воспитание детей школьного возраста

Гоменюк Екатерина Александровна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

В школах одна из основных задач состоит в патриотическом воспитании, так как непосредственно на этой стадии жизни необходимо приучать подростков свято любить свое Отечество. К сожалению, ни всех людей можно считать настоящими патриотами. Вопрос патриотизма в наше время является одной с актуальных проблем общества. Любовь к родине выражается в любви и преданности собственному государству, желание служить в ее интересах, быть готовым к защите и самопожертвованию ради нее. Патриотическое воспитание ориентировано на развитие и формирование личности, которая имеет все необходимые качества патриота, способна в любое время успешно выполнять свои гражданские обязанности. Любовь к родине - одно из основных качеств формирования личности, которое присуще всем сферам жизни общества и государства, считается важным внутренним качеством личности, определяет степень её формирования. У подростков должно формироваться чувство гордости за свое Отечество и свой народ. Однако в наше время, к огромному сожалению, весьма недостаточно говорится о значимости нашего народа в Великой Отечественной войне, школьники недостаточно понимают о том, кто именно обеспечил им будущее, отстоял его для них. Как следствие, многие молодые люди не хотят служить в армии, однако согласно Конституции РФ, служба в армии является их священной обязанностью. Проблема патриотического воспитания традиционно привлекает внимание общества и исследователей. Большой вклад в разработку общетеоретических проблем патриотического воспитания школьников внесли такие ученые, как: В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстого и др. Различные идеи патриотического воспитания отражены в трудах И. А. Агаповой, А. В. Беляева, М.П. Бузского, А.Н. Вырщикова, Н.Д. Никандрова, С.Е. Матушкина и др.

Патриотизм – это сложное и многогранное явление. Он считается одной из наиболее важных ценностей общества содержит в себе общественные, общественно-политические, религиозно – высоконравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Благодаря патриотизму совершается глубочайшее внутреннее освоение истории и культуры своего народа и активно деятельное участие в решении важнейших проблем современного общества. А кроме того он выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает личную целостность с Отечеством, общественную важность деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты [2]. Одна из важнейших характеристик патриотического воспитания – его ценностно-смысловой характер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.

Структура патриотического воспитания состоит из трех компонентов: патриотических убеждений, сознания и деятельности.

К патриотическим убеждениям относятся:

  • признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека;
  • признание способности российского народа защищать собственное государство и играть важную роль в международных отношениях, верить в будущее России и ее народа, в несокрушимость, силу, стойкость, мощь и справедливость родного государства;
  • вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие российского народа.

Патриотическое сознание включает в себя:

  • любовь к Российскому историческому и самобытному образу народа, веру в духовную силу народа и его предназначение, в силу воли и ответственность за то, чтобы народ России занял почётное место в цивилизованном мире;
  • систему поступков, что является следствием любви к Родине;
  • умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа.

Патриотическая деятельность предполагает:

  • осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе;
  • сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев родной страны;
  • знание символов своей Родины;
  • деятельность, направленную на утверждение государственности своего народа, укрепление своего государства и готовность ее отстаивать;
  • знание истории своего рода, народа, уважение к родным местам, почитание памяти героев родного края и страны; добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать [1].

Детально изучив различные направления и принципы патриотического воспитания детей школьного возраста, мы перешли к практической части. Опытно-экспериментальная работа по изучения уровня патриотического воспитания детей школьного возраста проводилась на базе МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области.

Нами были проведены беседы с педагогами с целью выявления уровню патриотического воспитания детей в школе. Из беседы с заместителем директора по воспитательной работе было выяснено, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию в школе носит глубокий характер. Дети изучают историю поселка Золотухино, посещают музей, места боевой славы, встречаются с ветеранами Великой Отечественной Войны, участвуют в акциях и митингах, посвященных празднованию памятных дат, участвуют в организации концертов.

Нами было проведено наблюдение, которое подтвердило результаты бесед с педагогами. Наблюдение показало, что учащиеся без особого желания посещают школьный музей, не проявляются заинтересованности при просмотре военно-патриотических фильмов, многие не хотят участвовать в мероприятиях патриотической направленности.

Так же было проведено анкетирования учащихся 7 «В» и 8 «А» классов.  С помощью этого опроса, проведенного в двух классах, был проанализирован уровень патриотического воспитания учащихся.

большая часть обучающихся имеют средний и маленький уровни патриотического воспитания. Потому актуальность нашего исследования подтвердилась. Необходимо производить общественно-культурную деятельность, направленную на воспитание детей, любящих свою Родину, собственный город и знающих его историю, традиции и культуру.

Патриотическое воспитание – очень серьезная тема педагогики. Успешное преодоление низкого уровня патриотического воспитания детей школьного возраста возможно только при тесном взаимодействии семьи и учителей. Это главные составляющие, которые влияют на воспитание детей.

Во время изучаемого периода наблюдался генезис представлений о патриотизме; интерпретация термина «любовь к отечеству» характеризуется многовариантностью и неоднозначностью; богатая по содержанию направленность этого понятия определялась господствующей идеологией, военной угрозой и состоянием интернациональной обстановки; в базе всех определений любви к отечеству лежит одна из высших духовных ценностей человека — любовь к Родине и Отчизне, однако содержание этих смыслообразующих понятий изменялось в согласовании с определенными историческими критериями и сменой публичных формаций; вне зависимости от муниципального строя в качестве первоочередного субъекта любви к отечеству выступает личность, задачей которой является осознание своей исторической, духовной, национальной принадлежности. Исследование показывает, что в современных критериях почти все положения патриотического воспитания прошлого могут оказать бесценную помощь в формировании настоящей любви к отечеству в современной школе.

 

Список литературы:
1. Щуркова Н.Е., Мухина М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе [Текст]. /Под общ. ред. Н.Е. Щурковой. – М.: АРКТИ, 2012. – 232 с.
2. Быков А. К.Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. —2010. — № 12.