Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Насибулина А.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113918 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Насибулина Анастасия Евгеньевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Глазунова Светлана Николаевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент кафедры специального и инклюзивного образования, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Темпо-ритмическая организация речи – это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме [4, с.53].

Развитие темпо-ритмической организации речи, как утверждают многие авторы, происходит с самого рождения. Звуки, окружающие ребенка, лепет, гуление, первые слова, а затем и фразы, развитие моторики: все влияет на развитие темпа и ритма речи. В младшем школьном возрасте при отсутствии речевых нарушений не возникает трудностей в становлении темпо-ритмической организации речи.

Просодическая сторона речи, а в частности темпо-ритмическая организация, может нарушаться при речевых патологиях.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Из-за поражения центральной и периферической нервной системы страдает звукопроизношение и просодическая сторона речи [2,  с. 156].

При дизартрии нарушается темп и ритм речи, что сказывается на качестве общения детей с окружающими, а также на их успеваемости в школе.

Исследованием темпо-ритмической организации речи занимались многие специалисты: нейропсихологи (Визель Т.Г.), лингвисты, психолингвисты (Антипова А.М., Гвоздев А.Н.), логопеды (Белякова Л.И., Филатова Ю.О., Дьякова Ю.О., Архипова Е.Ф.) и др.

На данный момент можно отметить большое количество исследований феномена у детей дошкольного возраста. Мы же постараемся исследовать и проанализировать нарушение темпо-ритмической организации речи у детей младшего школьного возраста.

Целью эксперимента является исследование уровня сформированности темпо-ритмической организации речи у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

База исследования: Центр комплексного развития детей “Speech Therapy” г. Тюмень.

В исследовании приняло участие 10 детей (7 мальчиков, 3 девочки) младшего школьного возраста с речевым заключением “ОНР (3 – 4 уровня) у ребенка с псевдобульбарной дизартрией”. Возраст детей от 6,5 до 7 лет.

Для проведения эксперимента была подобрана методика Архиповой Е.Ф., в работе автор предлагает методы обследования структур просодической стороны речи.

Также для диагностики было выбрано упражнение из работы Осенневой М.С. “Методика музыкального воспитания младших школьников”. Нами была добавлена проба на выявление уровня сформированности самостоятельного управления ритмом. Навык у дошкольников лишь начинает формироваться, когда у младших школьников в норме он уже сформирован.

Обследование детей проводилось во второй половине дня с использованием выбранных методик под контролем логопеда. Время выполнения обследования: 30 минут. Материал и оборудование: картинки с изображениями, диктофон, бубен.

Полученные результаты:

По результатам диагностики 30% детей справилось с заданием на определение количества изолированных, серии простых и акцентированных ударов, еще у двоих, также успешно выполнив упражнение, отмечался замедленный темп выполнения, ошибок они не совершали. У 50% детей были трудности в восприятии ритмических ударов. Некоторые дети путались в количестве, не слышали акцентированные удары, плохо ориентировались в изображении ритмических структур.

Задание по самостоятельному воспроизведению ударов (без опоры на зрительное восприятие) выполнили 40% детей, один ребенок успешно выполнил упражнение, но в замедленном темпе. Дети без ошибок повторяли хлопки, хорошо запоминали ритмические рисунки и не путались при их написании. У 50% детей вызывала трудность отсутствия зрительной опоры, они пропускали и добавляли удары, путались в количестве и написании ритмических структур. Для того чтобы помочь им справиться с заданием, предлагалась повторная инструкция и повторение ударов.

По результатам обследования темпа речи можно сказать, что у 40% детей темп находится в пределах нормы. У 50% темп незначительно отклонен от нормы, можно предположить, что у некоторых детей на это могло повлиять эмоциональное состояние ребенка (при повышенной возбудимости темп речи детей становится быстрее обычного), его готовность выполнять упражнение. У одного ребенка отмечался замедленный темп речи, он путался при произнесении предложений, растягивал слова. 

С пробой на восприятие темпа речи успешно справилось 60% детей, некоторые дети показывали верные картинки, не дослушав предложение до конца. Одному ребенку потребовалось услышать предложения повторно, чтобы ответить верно. 3 ребенка не соотносили картинки с темпом речи, путались в них, после повторных инструкций и предложений ошибки не исправляли.

30% детей успешно повторили предложения с разным темпом, они правильно повторяли за логопедом. У других детей, которые тоже составляют 30%, получалось справиться с заданием после нескольких повторений. 20% детей изменяли темп незначительно, другие дети (20%) не могли выполнить упражнение, повтор предложений не дал результатов.

Результаты упражнения, в котором нужно менять темп речи по сигналу, следующие. 30% детей успешно изменяли темп в соответствии с картинками, изменения были четко слышны. Было заметно, что им интересно читать предложения с разным темпом. 30% смогли справиться с заданием после нескольких попыток. Двум детям было не доступно данное задание, им были предложены варианты – рассказать стихотворение или рассказать о том, чем он занимается в центре. Ответы детей состояли из одних слов и простых фраз, поэтому данное упражнение было сложно объективно оценить.

С упражнением, задача которого изменять ритм (удары бубна) по сигналу, успешно справилось двое детей. Можно отметить позитивное влияние музыкального инструмента на их поведение. Для 40% детей было тяжело удерживать постоянный ритм или быстро изменять его, для успешного выполнения потребовалось несколько попыток. Другие 40% ударяли о бубен в разброс, детям было сложно повторить определенный ритм за логопедом, без помощи они сбивались, не могли изменить ритм по сигналу.

Вывод: В ходе исследования были выявлены особенности темпо-ритмической организации речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией. У детей отмечается высокий, средний и низкий уровень сформированности феномена. У одних темпо-ритмическая организация речи сформирована или близка к норме, другим же детям необходимо оказать коррекционную помощь.

Если у ребенка школьного возраста отмечаются нарушения темпа и ритма речи, то у него страдают не только речевые процессы, но и моторные навыки, а также письмо и чтение.

Выделенные в процессе проведения исследования и анализа результатов особенности позволяют определить направления коррекционной работы и в дальнейшем приступить к формированию феномена. 

 

Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
2. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 608 с.
3. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2018. – 199 с. 
4. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2014. – 289 с.