ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)
ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД, КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
A PERSONALITY-ORIENTED APPROACH AS AN IMPORTANT CONDITION FOR THE EFFECTIVENESS OF THE LEARNING PROCESS.
Aiana Tursunalieva
Student, International University of the Kyrgyz Republic, Kyrgyzstan, Bishkek
Nurkyz Tashtanova
Senior Lecturer, International University of the Kyrgyz Republic, Kyrgyzstan, Bishkek
Аннотация. В данной статье мы рассмотрим, как в нашем стремительно меняющемся мире образование становится одним из ключевых факторов успешного развития личности. Но как сделать обучение не просто обязательным процессом, а настоящим путешествием к самопознанию и росту? Ответ кроется в личностно-ориентированном подходе. Личностно-ориентированный подход – это не только метод обучения, но и философия, которая ставит интересы и потребности ученика в центр образовательного процесса. Как он способен трансформировать традиционное обучение, повышая мотивацию и вовлеченность учащихся? Какие методы и стратегии могут помочь реализовать этот подход на практике?
Abstract. In this article, we will look at how education is becoming one of the key factors for successful personal development in our rapidly changing world. But how can we make learning not just a mandatory process, but a real journey to self-knowledge and growth? The answer lies in the student-centered approach. The student-centered approach is not only a teaching method, but also a philosophy that puts the interests and needs of the student at the center of the educational process. How can it transform traditional learning, increasing student motivation and engagement? What methods and strategies can help implement this approach in practice?
Ключевые слова: образование, педагогика, методы обучения, индивидуальность, индивидуальный подход.
Keywords: education, pedagogy, teaching methods, individuality, individual approach
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить.»
А. Дистервег
Современное быстро меняющееся общество требует от образовательной системы формирования учащегося, не просто как типичного представителя общества, а как уникальную личность, способную оставаться верной в стремительных изменениях.
Понятие личностно-ориентированного подхода в педагогике впервые внедрил К. Роджерс, подразумевая метод обучения, который позволяет ученику не просто осваивать знания, а делать это с удовольствием и получать насыщенный материал, развивающий мышление и воображение ребенка. Ученый подчеркивал, что «...в соответствии с укоренившейся практикой акцент в образовательном процессе ставится исключительно на интеллектуальное развитие, а не на личностно ориентированное направление». В обучении К. Роджерс выделял два ключевых направления: авторитарное и «человекоцентрированное». Под человекомцентрированным образованием он понимал такой процесс обучения, когда учащиеся с первых дней обучения в учебном заведении находятся в дружелюбной и беспристрастной атмосфере с внимательным и отзывчивым педагогом, деятельность которого направлена на демократизацию отношений в процессе взаимодействия учитель - ученик, а также на активизацию учебной познавательной активности каждого школьника, чтобы каждый стал активным участником образовательного процесса. [4]
Для исследования данной темы я применила метод сравнения, чтобы узнать в чем же превосходство данной педагогической методики преподавания над другими. Также применила кейс- метод, анализируя конкретные случаи, что позволило понять прикладные аспекты педагогических теорий и практик.
При личностно-ориентированном подходе К. Роджерс подчеркивал важность открытости учителя в межличностном взаимодействии с учениками, позитивного отношения и уверенности в способностях каждого школьника, а также умения воспринимать мир с точки зрения ученика. Подобную позицию представляет и С.Л. Рубинштейн, который утверждает, что в процессе воспитания и обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и находить к нему персонализированный подход. Для ребенка естественно и важно развиваться и формироваться в процессе воспитания и обучения, становясь при этом самим собой.[4] Исходя из этого следует, что личностно-ориентированный подход рассматривает ученика не просто как носителя информации, а как активного участника образовательного процесса. В отличие от традиционного обучения, где акцент чаще всего ставится на передачу знаний, этот подход создает ситуацию, в которой ученик становится центром внимания. Это подразумевает индивидуализацию обучения, а также учет интересов, потребностей и особенностей каждого ученика. Это ведет к увеличению вовлеченности, поскольку учащиеся понимают, что их мнение и потребности важны для учителя. Для того чтобы, достичь повышения мотивации и вовлеченности учащихся с помощью этого подхода необходимо создать условия, в которых учащиеся чувствуют себя услышанными и ценными. Например:
- Учет интересов: Учителя могут создавать учебные планы, которые включают темы, интересные для студентов, что делает обучение более привлекательным.
- Постановка целей: Ученики могут участвовать в формулировании целей своего обучения, что дает им ощущение контроля над собственным процессом.
- Обратная связь: Регулярная и конструктивная обратная связь помогает ученикам понимать их успехи и области для улучшения, что повышает их уверенность.
- Совместное обучение: Групповые дискуссии и проекты способствуют взаимодействию и обмену опытом, что укрепляет у студентов желание учиться.
Методы и стратегии, которые я считаю могут помочь в реализации личностно - ориентированного подхода на практике:
- Проектные работы- ученики работают над проектами, которые им самим интересны. Считаю, что это позволит применить свои знания на практике и развивать критическое мышление.
- Разнообразие формата обучения: например использование (видео, игр, обсуждений, ролевые игры, проекты) помогут приспособиться к различным стилям обучения, учитывая индивидуальные способности.
- Наставничество: восприятие учителя как наставника, раскрывая потенциал каждого и направляя в нужное русло.
- Разработка учебных планов с учитываением особенностей каждого учащегося.
Одним из ярких примеров успешного применения личностно-ориентированного подхода является эксперимент с классом в одной из средних школ в Финляндии. В этой школе учителя и администрация внедрили проект, который кардинально изменил традиционный подход к обучению.
Пример успешной реализации личностно-ориентированного подхода:
- Классный проект "Меня интересует": Учителям было предложено создать условия, в которых ученики могли выбирать темы для проектов исходя из своих интересов. Например, один ученик решил исследовать экологические проблемы в своем районе, другой - изучить популярные музыкальные направления. Ученики работали как индивидуально, так и в группах, что давало им возможность делиться знаниями и работать в команде. Здесь предприняты те же стратегии, которые перечислены выше и мы можем видеть результат.
- Роль учителя как наставника: Во время проекта учителей не рассматривали как главных источников информации. Они выступали в роли консультантов и наставников, помогая ученикам находить ресурсы, задавать правильные вопросы и развивать самообучение. Ученики чувствовали поддержку и уверенность в своих силах.
- Рефлексия и обсуждение: В конце проекта была организована презентация, где каждый ученик представлял свои результаты. Обсуждение этих проектов способствовало развитию критического мышления и способности анализировать работу других. Ученики обменивались мнениями и давали друг другу конструктивную обратную связь.
- Итоги и результаты: В результате применения этого подхода увеличилась мотивация к обучению. Ученики стали активнее участвовать в занятиях, демонстрируя рост самостоятельности и инициативности. Учебные показатели улучшились, а желание учиться и развиваться возросло.
Этот пример иллюстрирует, как личностно-ориентированный подход позволяет создать обстановку, способствующую развитию как академических, так и личностных качеств учащихся, и как он помогает сделать обучение более значимым и интересным для каждого ученика.
В Кыргызстане, я думаю, примером где используют данную методику, может послужить Образовательный центр IQ.kg. Они занимаются подготовкой к школе, скорочтение, развитие памяти, английский язык. Являются лучшим образовательным центром 2023 года. Их методика включает в себя психологию, нейропсихологию, педагогику, и обучение в игровой форме. Делают акцент на успехах, а ошибки разбирают без агрессии и обесценивания, что очень важно для поддержания мотивации у детей. Считают что их задачи это найти индивидуальный подход к каждому ученику и показать, как он важен и на что он способен. Они прививают, что обучения может быть в радость. Для осуществления этих задач, их группы состоят из 4 учеников, их обучают 2 педагога, предоставляя все условия для применения данного подхода. Как мы уже узнали, учитель играет важную и многофункциональную роль в данном подходе. Налаживание доверительных и поддерживающих отношений, конструирование обратной связи, стимулирование активной деятельности учащихся, помощь с формулировкой вопросов и задач, поддержка эмоционального характера, а также готовности к обучению, вдохновлять и мотивировать через личный пример, оценка не только знаний, но и усилий приложенных учеником и многие другие функции обеспечивает именно учитель - наставник. В рассматриваемом методе от учителя требуется не только педагогических знаний, но и эмоциональной интеллигентности, терпения и готовности понимать каждого ученика. В заключении, я хотела бы сказать, что личностно- ориентированный подход способствует улучшению процесса обучения, так какинтересы и потребности ученика в центре образовательного процесса. Мы узнали что, эффективность такого подхода проявляется в более высоких результатах и удовлетворенности учащихся, способствует не только результативному получению знаний, но и формирование социальных, эмоциональных и др. навыков, что необходимо для успешного обучения в современном мире.