Развитие малокомплектной школы на примере МАОУ Колесовская СОШ Республики Бурятия
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(53)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(53)
Развитие малокомплектной школы на примере МАОУ Колесовская СОШ Республики Бурятия
Каждая современная школа имеет право на формирование собственной модели развития, адекватной социально-экономическим условиям конкретного социума, историко-культурным традициям региона, народно-национальным особенностям.
Село Большое Колесово, расположено на левом берегу р. Селенга. Местные жители в основном занимаются сельским хозяйством.
На селе работает сельсовет, Дом Культуры, ФАП и самое главное средняя общеобразовательная школа.
«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» - писал французский писатель и общественный деятель Анри Барбюс.
Сельский образ жизни оказывает большое влияние на качество получения школьного образования.
Весьма отрадно, что школа со стороны родителей и общественности постепенно начинает восприниматься как институт, который должен дать учащемуся (ребенку) хорошее воспитание, прочные и глубокие знания, чтобы он смог прочно устроиться в жизни, уехав из родного села, где нет никаких жизненных перспектив.
Если ребенку, окончившему сельскую школу удается найти и реализовать свой потенциал, свои мечты, таланты, то мы можем с уверенностью сказать, что сельское образование дает свои положительные позитивные плоды.
Для жителей сельской местности особенно важна организация досуга - это развитие своего внутреннего мира, реализация своих эстетических потребностей через посещение мероприятий в качестве зрителя или участника, через деятельность творческих кружков и объединений, организуемыми школой и сельским Домом культуры.
Например, работники Дома культуры села Большое Колесово совместно с педагогическим коллективом организовали ансамбль казачьей песни «Колесникова слобода», которому в 2017 году присвоили статус Народный ансамбль Республики Бурятия.
Ансамбль является участником и призером различных конкурсов. Например, является призером всероссийского конкурса «На крыльях таланта» г. Казань.
Учащиеся Колесовской школы ездят в село Кабанск, где посещают студию «БАЙКАЛиЯ» в школе искусств, являются призерами конкурса «Москва верит в таланты».
В школе два раза в неделю проводятся занятия по дзюдо Кудриным В.П. тренером из Каменской ДЮСШ.
Его воспитанники показывают неплохие результаты на районных и республиканских соревнованиях.
Совместные концерты с коллективом Дома культуры ко Дню Учителя, Дню пожилых людей, Дню Победы позволяют решать задачи нравственного воспитания, а также дают возможность учащимся сказать слова благодарности учителям, продемонстрировать таланты и умения.
На реализацию задач по экологическому и трудовому воспитанию учащихся направлены такие мероприятия, как конкурс поделок из природного материала, в котором принимают участие младшие школьники, акции «Чистое село», «Экологический патруль», «Красная пасха», «Сувениры Бурятии».
За участие во всех этих мероприятиях учащихся школы награждают грамотами и дипломами. Ежегодно школа проводит мероприятия по озеленению территории, по очистке памятника «Павшим в боях за Родину», оказывает помощь ветеранам войны и труда, вдовам в уборке приусадебной территории.
На школьном дворе учащиеся самостоятельно высаживают цветы, ухаживают за ними во время летней практики.
Несмотря на положительную совместную деятельность сельских Дома культуры и школы, очевидны и трудности, которые приходится преодолевать современным выпускникам сельского образовательного учреждения. Результаты единого государственного экзамена из года в год показывают существенную разницу между сельским и городским школьным образованием. Если смотреть данные ежегодной статистики, то можно наглядно увидеть, что дети, окончившие сельскую школу, с трудом поступают в ВУЗы.
В первую очередь это зависит от того, что «городские» дети, учась в старших классах, начинают посещать различные подготовительные курсы, занимаются у репетиторов.
У «сельских» же детей такая возможность практически отсутствует.
В МАОУ «Колесовская СОШ» в 2015 году была закончена реализация программы «Здоровый ученик - успешный ученик», а с 2016 года начала работу над разработкой и реализацией программы «Азбука налогов».
Реализация данной программы позволила нашей школе в течение двух последних лет стать призером районного конкурса «Голосуй за свою школу», организованного совместно с ИФНС и Кабанской администрацией и выиграть для развития школы денежные призы. В 2017 году команда учащихся 9-11 классов «Деловые люди» заняла I место в конкурсе «Налоги и налогообложение».
В 2018 году в рамках прохождения обучения по финансовой грамотности мной (учителем истории и обществознания) и учителем технологии был разработан проект «Турнир знатоков налогового права», который получил весьма положительную оценку на республиканском уровне.
Единственный путь выживания малокомплектной сельской школы - это ее интеграция с сельскохозяйственным производством.
В нашем селе мы решаем, например, эту проблему так:
- проводим экскурсии в ООО «Рубин»;
- организуем обучение в МАОУ «Шигаевская СОШ» по профессии тракторист;
- по программе летнего лагеря проводим летнюю трудовую практику на пришкольном участке, обеспечивая школьную столовую с\х продукцией.
Малокомплектная школа - это единственный социальный институт, который стремится в ногу с динамичным развитием общества.
В современных реалиях жизни, когда образование оторвано от духовной сферы общества малокомплектная школа сохранила за собой шансы воспитывать детей и подростков в духе сохранения духовной наследственности отношений, преемственности поколений.
Малокомплектная школа играет роль связующего звена, исполняя наряду с образовательными и воспитательными функциями, пытается решить социально-экономические и культурно-нравственные задачи.