Статья:

Развитие малокомплектной школы на примере МАОУ Колесовская СОШ Республики Бурятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(53)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мясникова Е.Н. Развитие малокомплектной школы на примере МАОУ Колесовская СОШ Республики Бурятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 2(53). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/53/45875 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие малокомплектной школы на примере МАОУ Колесовская СОШ Республики Бурятия

Мясникова Елена Николаевна
магистрант Педагогического института, Бурятский Государственный Университет, РФ г. Улан-Удэ

 

Каждая современная школа имеет право на формирование собственной модели развития, адекватной социально-экономическим условиям конкретного социума, историко-культурным традициям региона, народно-национальным особенностям.

Село Большое Колесово, расположено на левом берегу р. Селенга. Местные жители в основном занимаются сельским хозяйством.

На селе работает сельсовет, Дом Культуры, ФАП и самое главное средняя общеобразовательная школа.

«Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» - писал французский писатель и общественный деятель Анри Барбюс.

Сельский образ жизни оказывает большое влияние на качество получения школьного образования.

Весьма отрадно, что школа со стороны родителей и общественности постепенно начинает восприниматься как институт, который должен дать учащемуся (ребенку) хорошее воспитание, прочные и глубокие знания, чтобы он смог прочно устроиться в жизни, уехав из родного села, где нет никаких жизненных перспектив.

Если ребенку, окончившему сельскую школу удается  найти и реализовать свой потенциал, свои мечты, таланты, то мы можем с уверенностью сказать, что сельское образование дает свои положительные позитивные плоды.

Для жителей сельской местности особенно важна организация досуга  - это развитие своего внутреннего мира, реализация своих эстетических потребностей через посещение мероприятий в  качестве зрителя или участника, через деятельность творческих кружков и объединений, организуемыми школой и сельским Домом культуры.

Например, работники Дома культуры села Большое Колесово совместно с педагогическим коллективом организовали ансамбль казачьей песни «Колесникова слобода», которому в 2017 году присвоили статус Народный ансамбль Республики Бурятия.

Ансамбль является участником и призером различных конкурсов. Например,  является призером всероссийского конкурса «На крыльях таланта» г. Казань. 

Учащиеся Колесовской школы ездят в село Кабанск, где посещают студию «БАЙКАЛиЯ» в школе искусств, являются призерами конкурса «Москва верит в таланты».

В школе два раза в  неделю проводятся занятия по дзюдо  Кудриным В.П. тренером из Каменской ДЮСШ.

Его воспитанники показывают неплохие результаты на районных и республиканских соревнованиях.

Совместные концерты с коллективом Дома культуры ко Дню Учителя, Дню пожилых людей, Дню Победы  позволяют  решать задачи нравственного воспитания, а также  дают возможность учащимся сказать слова благодарности учителям, продемонстрировать таланты и умения.

На реализацию задач по экологическому и трудовому воспитанию учащихся направлены такие мероприятия, как  конкурс поделок из природного материала, в котором принимают участие младшие школьники, акции «Чистое село», «Экологический патруль», «Красная пасха», «Сувениры Бурятии».

За участие во всех этих мероприятиях учащихся школы награждают грамотами и дипломами. Ежегодно школа проводит мероприятия по озеленению территории,  по очистке памятника «Павшим в боях за Родину», оказывает помощь ветеранам войны и труда, вдовам в уборке приусадебной территории.

На школьном дворе учащиеся самостоятельно высаживают цветы, ухаживают за ними во время летней практики.

Несмотря на положительную совместную деятельность сельских Дома культуры и школы, очевидны и трудности, которые приходится преодолевать современным выпускникам сельского образовательного учреждения. Результаты единого государственного экзамена из года в год показывают существенную разницу между сельским и городским школьным образованием. Если смотреть данные ежегодной статистики, то можно наглядно увидеть, что дети, окончившие сельскую школу,  с трудом поступают в ВУЗы.

В первую очередь это зависит от того, что «городские» дети, учась в старших классах, начинают посещать различные подготовительные курсы, занимаются у репетиторов.

У «сельских» же детей такая возможность практически отсутствует.

В МАОУ «Колесовская СОШ» в 2015 году была закончена реализация программы «Здоровый ученик - успешный ученик», а с 2016 года начала работу над разработкой и реализацией программы «Азбука налогов».

Реализация данной программы позволила нашей школе в течение двух последних лет стать призером районного конкурса «Голосуй за свою школу», организованного совместно с ИФНС и Кабанской администрацией и выиграть для развития школы денежные призы. В 2017 году команда  учащихся 9-11 классов «Деловые люди» заняла I место в конкурсе «Налоги и налогообложение».

В 2018 году в рамках прохождения обучения по финансовой грамотности мной (учителем истории и обществознания) и учителем технологии был разработан проект «Турнир знатоков налогового права», который получил весьма положительную оценку на республиканском уровне.

Единственный путь выживания малокомплектной сельской школы - это ее интеграция с сельскохозяйственным производством.

В нашем селе мы решаем, например, эту проблему  так: 

- проводим экскурсии в ООО «Рубин»;

- организуем обучение в МАОУ «Шигаевская СОШ» по профессии тракторист;

- по  программе летнего лагеря проводим летнюю трудовую практику на пришкольном участке, обеспечивая школьную столовую с\х продукцией.

Малокомплектная школа - это единственный социальный институт, который стремится в ногу с динамичным развитием общества.

В современных реалиях жизни, когда образование оторвано от духовной сферы общества  малокомплектная школа сохранила за собой шансы воспитывать детей и подростков в духе сохранения духовной наследственности отношений, преемственности поколений.

Малокомплектная школа играет роль связующего звена, исполняя наряду с образовательными и воспитательными функциями, пытается решить социально-экономические и культурно-нравственные задачи.

 

Список литературы: 
1. Басова О.И., Влияние образовательного учреждения на социокультурный фон села. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://uslide.ru/pedagogika/10512-vliyanie-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-sociokul.html (дата обращения: 09.01.2018)
2. Рауба Т.В., Сельская школа: состояние, проблемы, перспективы развития // Альманах педагога. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=11525 (дата обращения: 09.01.2018)