ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(296)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(296)
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Преуспевание в учебе - это ключевой элемент формирования компетентной личности. Данный вопрос оставался актуальным на протяжении долгого времени, как и сейчас. Под успешностью в образовании понимается оценку результата учебной активности личности. Это служит мерилом эффективности, результативности и продуктивности учебного процесса.
Переход школьника в вуз сопровождается столкновением с различными трудностями, оказывающими влияние на его учебную работу. Что же может стать препятствием на пути студента? Кто или что может быть причиной этих трудностей?
Успех студентов в высших учебных заведениях определяется множеством факторов: финансовое благополучие; здоровье; возраст; семейные обстоятельства; уровень подготовки до поступления в университет; умение организовывать, планировать и контролировать свою учебную деятельность; мотивы выбора университета; корректность восприятия особенностей высшего образования; тип обучения (очное, заочное, дистанционное и др.); наличие платы за обучение и ее размер; методы организации учебного процесса в университете; материально-техническое обеспечение учебного заведения; квалификационный уровень преподавателей и обслуживающего персонала; репутация учебного заведения и, в конце концов, личные психологические характеристики студентов.
В своих исследованиях Братчикова Ю.В. выделяет две основные категории факторов, влияющих на результативность обучения. Эти факторы подразделяются на внутренние и внешние. К числу внутренних факторов относятся возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их мотивация, а также процесс усвоения знаний. Внешние факторы включают в себя характер отношений с конкретным преподавателем, общую обстановку в группе и отношение родителей или других значимых лиц к учебному процессу.
Для полного понимания проблемы успешности обучения необходимо изучить психологические особенности учебной деятельности в студенческом возрасте. Мы считаем, что студенчество является временем формирования будущего специалиста и гражданина, периодом, когда на личность возлагаются новые требования со стороны общества. Поэтому справедливо выделяется студенческая жизнь как особая возрастная стадия, играющая ключевую роль в формировании личности.
Период обучения в высшем учебном заведении или колледже является особым временем в жизни студента, когда молодой человек, закончивший школу и поступивший в учебное заведение, начинает шагать к самостоятельности, хотя пока остается поддержкой родителей как экономически, так и психологически. Переход взрослого человека в самостоятельную жизнь происходит через период студенчества, который способствует формированию профессионального самосознания и усвоению основ профессиональной деятельности. Таким образом, задачей студенческого возраста является становление компетентной личности, готовой к самостоятельной жизни и освоению будущей профессии.
Для успешного формирования профессиональных качеств, важным условием является результативная учебная деятельность. Почему некоторые студенты с радостью стремятся к усвоению знаний и профессиональных навыков, а возникающие трудности лишь подстегивают их энергию и желание достичь поставленных целей, в то время как другие выполняют задания без особого усердия, а препятствия лишь снижают их активность? Эти различия наблюдаются даже при одинаковых внешних условиях обучения. Психологи и педагоги обычно объясняют такие различия индивидуально-психологическими особенностями студентов, такими как уровень интеллекта, мотивация к учебе, способности, самооценка и другие.
Способности студента играют ключевую роль в его образовательном процессе, влияя на развитие личности и формирование его жизненных приоритетов. В структуре способностей можно выделить несколько основных компонентов: общий интеллект, социальный интеллект, специализированные умения и творческий потенциал. Уровень развития каждой из этих способностей оказывает прямое воздействие на успешность обучения: высокий уровень способностей способствует успеху, в то время как их недостаток может быть препятствием на пути к успеху в высшем учебном заведении.
Следует подчеркнуть, что успешность в учебе коррелирует с развитым интеллектом. Тем не менее, не все студенты демонстрируют рост интеллектуальных способностей на протяжении учебного процесса от начального до завершающего курса. Обычно такие изменения заметны у тех, кто начинает с низких результатов, в то время как высокооцененные студенты часто оканчивают университет без значительного прогресса. Это может быть связано с тем, что одарённые студенты, которые с первого курса выделяются своими способностями, могут развить искусственно завышенное мнение о себе, чувствовать себя выше других и прекратить регулярную работу над собой, что приводит к снижению их успешности. В то же время, уверенность в себе и вера в свои возможности являются ключевыми элементами для успешного обучения студентов. Студент, который не уверен в своих силах, часто с самого начала считает себя неудачником, что не способствует его успехам в учебе.
Одним из ключевых факторов успешного обучения в университете является мотивация к учебе. При тщательном анализе мотивов учебной деятельности можно выделить несколько направлений: стремление к получению знаний, стремление к получению профессии, стремление к получению диплома. Студенты, увлеченные получением знаний, отличаются высоким интересом к учебе, нацеленностью на цели, сильной силой воли и другими качествами. Те, кто ориентирован на получение профессии, часто выбирают, какие дисциплины им важны для профессионального развития, что может повлиять на их успехи в учебе. Учебная мотивация, связанная с получением диплома, обычно менее продуктивна, поскольку студенты не заинтересованы в получении знаний и посещают занятия нерегулярно.
Помимо вышеупомянутых факторов, влияющих на успех обучения студентов, важное значение имеет показатель «оптимизма - пессимизма», как одна из индивидуальных психологических особенностей студентов. Оптимизм и пессимизм (от лат. optimus - лучший и pessimus - худший) - это понятия, которые характеризуют различные системы взглядов на мир с точки зрения позитивного или негативного отношения к существующему и ожиданий от будущего. Особое внимание заслуживает подход М. Селигмана, который утверждает, что успешность деятельности зависит от оптимистического стиля объяснения событий. В зависимости от того, как человек объясняет происходящие с ним события, благоприятные и неблагоприятные, его можно отнести к пессимистам или оптимистам. По мнению М. Селигмана, оптимисты склонны считать неудачи случайными совпадениями обстоятельств, произошедшими в определенном месте и времени, а успехи рассматривать как результат личных усилий, происходящих почти всегда и везде. Пессимисты, напротив, склонны трактовать благоприятные события как временные и конкретные, обусловленные обстоятельствами, а неблагоприятные - как постоянные и происходящие из-за их собственных ошибок.
Таким образом, успех студентов в учебе зависит от множества факторов: возраста и индивидуальных особенностей, мотивации учащихся, процесса обучения, отношений с учителем, общей атмосферы в группе, поддержки со стороны родителей или других важных лиц, уровня интеллекта, способности усваивать и применять знания, уровня учебной мотивации, самооценки, уровня амбиций, энергии и структуры учебной мотивации, а также показателей оптимизма и пессимизма.