Статья:

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(296)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Саитова А.А. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 29(296). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/296/152772 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Саитова Алина Александровна
ординатор ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа
Мустафина Гульгена Раисовна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, РФ, г. Уфа

 

Преуспевание в учебе - это ключевой элемент формирования компетентной личности.  Данный вопрос оставался актуальным на протяжении долгого времени, как и сейчас. Под успешностью в образовании понимается оценку результата учебной активности личности.  Это служит мерилом эффективности, результативности и продуктивности учебного процесса.

Переход школьника в вуз сопровождается столкновением с различными трудностями, оказывающими влияние на его учебную работу. Что же может стать препятствием на пути студента? Кто или что может быть причиной этих трудностей?

Успех студентов в высших учебных заведениях определяется множеством факторов: финансовое благополучие; здоровье; возраст; семейные обстоятельства; уровень подготовки до поступления в университет; умение организовывать, планировать и контролировать свою учебную деятельность; мотивы выбора университета; корректность восприятия особенностей высшего образования; тип обучения (очное, заочное, дистанционное и др.); наличие платы за обучение и ее размер; методы организации учебного процесса в университете; материально-техническое обеспечение учебного заведения; квалификационный уровень преподавателей и обслуживающего персонала; репутация учебного заведения и, в конце концов, личные психологические характеристики студентов.

В своих исследованиях Братчикова Ю.В. выделяет две основные категории факторов, влияющих на результативность обучения. Эти факторы подразделяются на внутренние и внешние. К числу внутренних факторов относятся возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их мотивация, а также процесс усвоения знаний. Внешние факторы включают в себя характер отношений с конкретным преподавателем, общую обстановку в группе и отношение родителей или других значимых лиц к учебному процессу.

Для полного понимания проблемы успешности обучения необходимо изучить психологические особенности учебной деятельности в студенческом возрасте. Мы считаем, что студенчество является временем формирования будущего специалиста и гражданина, периодом, когда на личность возлагаются новые требования со стороны общества. Поэтому справедливо выделяется студенческая жизнь как особая возрастная стадия, играющая ключевую роль в формировании личности.

Период обучения в высшем учебном заведении или колледже является особым временем в жизни студента, когда молодой человек, закончивший школу и поступивший в учебное заведение, начинает шагать к самостоятельности, хотя пока остается поддержкой родителей как экономически, так и психологически. Переход взрослого человека в самостоятельную жизнь происходит через период студенчества, который способствует формированию профессионального самосознания и усвоению основ профессиональной деятельности. Таким образом, задачей студенческого возраста является становление компетентной личности, готовой к самостоятельной жизни и освоению будущей профессии.

Для успешного формирования профессиональных качеств, важным условием является результативная учебная деятельность. Почему некоторые студенты с радостью стремятся к усвоению знаний и профессиональных навыков, а возникающие трудности лишь подстегивают их энергию и желание достичь поставленных целей, в то время как другие выполняют задания без особого усердия, а препятствия лишь снижают их активность? Эти различия наблюдаются даже при одинаковых внешних условиях обучения. Психологи и педагоги обычно объясняют такие различия индивидуально-психологическими особенностями студентов, такими как уровень интеллекта, мотивация к учебе, способности, самооценка и другие.

Способности студента играют ключевую роль в его образовательном процессе, влияя на развитие личности и формирование его жизненных приоритетов. В структуре способностей можно выделить несколько основных компонентов: общий интеллект, социальный интеллект, специализированные умения и творческий потенциал. Уровень развития каждой из этих способностей оказывает прямое воздействие на успешность обучения: высокий уровень способностей способствует успеху, в то время как их недостаток  может быть препятствием на пути к успеху в высшем учебном заведении.

Следует подчеркнуть, что успешность в учебе коррелирует с развитым интеллектом. Тем не менее, не все студенты демонстрируют рост интеллектуальных способностей на протяжении учебного процесса от начального до завершающего курса. Обычно такие изменения заметны у тех, кто начинает с низких результатов, в то время как высокооцененные студенты часто оканчивают университет без значительного прогресса. Это может быть связано с тем, что одарённые студенты, которые с первого курса выделяются своими способностями, могут развить искусственно завышенное мнение о себе, чувствовать себя выше других и прекратить регулярную работу над собой, что приводит к снижению их успешности. В то же время, уверенность в себе и вера в свои возможности являются ключевыми элементами для успешного обучения студентов. Студент, который не уверен в своих силах, часто с самого начала считает себя неудачником, что не способствует его успехам в учебе.

Одним из ключевых факторов успешного обучения в университете является мотивация к учебе. При тщательном анализе мотивов учебной деятельности можно выделить несколько направлений: стремление к получению знаний, стремление к получению профессии, стремление к получению диплома. Студенты, увлеченные получением знаний, отличаются высоким интересом к учебе, нацеленностью на цели, сильной силой воли и другими качествами. Те, кто ориентирован на получение профессии, часто выбирают, какие дисциплины им важны для профессионального развития, что может повлиять на их успехи в учебе. Учебная мотивация, связанная с получением диплома, обычно менее продуктивна, поскольку студенты не заинтересованы в получении знаний и посещают занятия нерегулярно.

Помимо вышеупомянутых факторов, влияющих на успех обучения студентов, важное значение имеет показатель «оптимизма - пессимизма», как одна из индивидуальных психологических особенностей студентов. Оптимизм и пессимизм (от лат. optimus - лучший и pessimus - худший) - это понятия, которые характеризуют различные системы взглядов на мир с точки зрения позитивного или негативного отношения к существующему и ожиданий от будущего. Особое внимание заслуживает подход М. Селигмана, который утверждает, что успешность деятельности зависит от оптимистического стиля объяснения событий. В зависимости от того, как человек объясняет происходящие с ним события, благоприятные и неблагоприятные, его можно отнести к пессимистам или оптимистам. По мнению М. Селигмана, оптимисты склонны считать неудачи случайными совпадениями обстоятельств, произошедшими в определенном месте и времени, а успехи рассматривать как результат личных усилий, происходящих почти всегда и везде. Пессимисты, напротив, склонны трактовать благоприятные события как временные и конкретные, обусловленные обстоятельствами, а неблагоприятные - как постоянные и происходящие из-за их собственных ошибок.

Таким образом, успех студентов в учебе зависит от множества факторов: возраста и индивидуальных особенностей, мотивации учащихся, процесса обучения, отношений с учителем, общей атмосферы в группе, поддержки со стороны родителей или других важных лиц, уровня интеллекта, способности усваивать и применять знания, уровня учебной мотивации, самооценки, уровня амбиций, энергии и структуры учебной мотивации, а также показателей оптимизма и пессимизма.

 

Список литературы:
1. Самооценивания атрибуции достижений в студенческой среде the self-estimation features of the achievement attribution amidst students. 2015 Далгатов М. М., Исаева З. К., Давудова А. Р. Дагестанский государственный педагогический университет © 2015 Dalgatov M. M., Isaeva Z. K., Davudova A. R. Dagestan State Pedagogical University Резюме. Статья
2. Замышляева М.С. Оптимизм и пессимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте. - М.: Ин-т психологии РАН, 2006.
3. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 5 (14), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Давудова А.Р. 
4. Селигман М. Как научиться оптимизму. М.: Вече, 1997.
5. Ананьев Б. Г. К проблеме психофизиологии студенческого возраста// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Вып.2. - С. 3-15.
6. Гадай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.