Статья:

Социальные потребности студентов 1 курса колледжа в контексте учебного процесса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ронжина А.С. Социальные потребности студентов 1 курса колледжа в контексте учебного процесса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 19(155). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/155/92614 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальные потребности студентов 1 курса колледжа в контексте учебного процесса

Ронжина Анастасия Сергеевна
магистрант высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Суриков Юрий Николаевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема удовлетворения социальных потребностей студентов первого курса колледжа. Выявлена актуальность данной проблемы. Наглядно показано влияние учебного процесса на базовые социальные потребности студентов.

Abstract. The article deals with the problem of consumption of social needs of first year college students. Revealed the urgency of this problem. The influence of the educational process on the basic needs of students is clearly shown.

 

Ключевые слова: социальные потребности, студенты, учебный процесс, опрос, степень удовлетворения потребностей.

Keywords: social needs, students, educational process, survey, degree of need.

 

Структура социальных потребностей студентов в настоящее время достаточно изучена и описана в научной литературе. Многочисленные исследования подтверждают необходимость и важность реализации социальных потребностей. Пути реализации потребностей при этом многообразны. В случае со студентами и их потребностями необходимо учитывать, что в процессе своей учебной деятельности студенческая молодежь подвержена постоянному воздействию внешних факторов, связанных с образованием усталости, расстройств, потери интереса [3].

Среди прочих выводов исследователей социальных потребностей студентов звучат и выводы о необходимости коррекции негативных явлений, в том числе и с помощью физической нагрузки [1].

Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время потребности современных студентов во время учебной деятельности в рамках деятельности высших и средне специальных учреждений не могут быть удовлетворены посредством традиционных форм работы вследствие их устаревания и отсутствия к ним интереса у студенческой молодежи [2].

В данном исследовании перед нами стояла цель – выявить степень влияния учебного процесса на социальные потребности студентов 1 курса колледжа.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Разработать опрос, по средствам которого можно выявить каким образом учебный процесс влияние на социальные потребности;
  2. Провести разработанный опрос у студентов первого курса колледжа;
  3. Провести анализ полученных данных.

В исследовании приняли участие 103 студента колледжа 1 курса в возрасте 15-17 лет.

Из опроса мы получили следующие результаты:

Первый интересующий нас вопрос был направлен на изучение влияния учебного процесса на удовлетворение социальных потребностей студентов. Студентам предлагалось выбрать степень удовлетворения учебным процессом с точки зрения его ориентации на удовлетворение социальных потребностей в колледже.

 

Рисунок 1. Степень удовлетворения учебным процессом

 

На рисунке 1 мы видим, что удовлетворены («полностью удовлетворен» и «удовлетворен») 52% обучающихся, 41% респондентов сомневаются в ответе («скорее удовлетворен», «скорее не удовлетворен»), не удовлетворены качеством учебного процесса 4% и 3% затрудняются ответить.

Из полученных данных можно сделать вывод, что проблема неудовлетворенности социальных потребностей в стенах учебного заведения у студентов действительно актуальна.

Следующий интересующий нас вопрос был направлен на изучение влияния учебного процесса на конкретные социальные потребности. Участникам в этом вопросе было предложено оценить степень влияния учебного процесса на выбранные нами социальные потребности: в общении, уважении, признании и поддержке.

Степень влияния предлагалось оценить по пятибалльной шкале, где

«5» - полностью удовлетворен,

«4» - удовлетворен,

«3» - частично удовлетворен,

«2» - не удовлетворен,

«1» - полностью не удовлетворен.

 

Рисунок 2. Степень влияния учебного процесса на социальные потребности

 

На рисунке 2 представлена степень влияния учебного процесса на потребности в общении, уважении, признании и поддержке. Посмотрев на рисунок, видно, что у большинства студентов данные социальные потребности удовлетворены: потребность в общении удовлетворена у 71 студента, что составляет 68%, в уважении у 66 (64%), в признании у 67 (65%) и в поддержке у 69 (66%).

Но, так же можно увидеть, что значительная часть обучающихся считает, что их социальные потребности во время учебного процесса удовлетворяются частично. Частично удовлетворена потребность в общении у 18 студентов (17%), в уважении 20 (19%), в признании 17 (16%), а в поддержке 14 (13%).

Чуть меньшая часть студентов оценила степень влияния учебного процесса на их социальные потребности в 1 и 2 балла. Учебный процесс негативно влияет на удовлетворение потребности в общении у 12 (11%) студентов , в уважении у 15 (14%), в признании 17 (16%) и в поддержке у 18 (17%).  

Двое студентов не ответили на данный вопрос.

Из этого исследования можно сделать вывод, что большинство студентов (более 60%) удовлетворены качеством учебного процесса и его влиянием на их социальные потребности, но значительная часть еще нуждается в корректировке уроков, а именно в использование различных нетрадиционных форм и методов обучения, направленных на удовлетворение социальных потребностей.

В данном исследовании нам так же было интересно узнать, какие именно учебные предметы в наименьшей и в наибольшей степени удовлетворяют социальные потребности, и какое место среди них занимает физическая культура, для этого мы предложили студентам написать по три учебных предмета в каждом вопросе. Из выбранных студентами учебных предметов мы отобрали три предмета, которые были указаны большее количество раз и четвертым предметом указали физическую культуру.

 

Рисунок 3. Предметы, удовлетворяющие социальные потребности в наименьшей степени

 

Рассмотрев рисунок 3 можно увидеть, что большинство студентов считают, что такие учебные предметы, как математика, английский язык и история удовлетворяют их социальные потребности в наименьшей степени.

32,04% респондентов выбрали английский язык, 28,16% математику, 25,24% историю и 3,88% выбрали физическую культуру.

Из полученных данных следует вывод, что физкультура незначительно, но все же входит в группу предметов, которые не удовлетворяют социальные потребности студентов.

Следующий вопрос показал нам, какие предметы в наибольшей степени удовлетворяют потребности студентов.

 

Рисунок 4. Предметы, удовлетворяющие социальные потребности в наибольшей степени

 

По рисунку 4 видно, что физкультура занимает лидирующее положение среди предметов, которые в наибольшей степени удовлетворяют социальные потребности, так считают 38,83% респондентов.

18,45% студентов выбрали биологию, в качестве такого предмета, 16,5% химию и 13,59% литературу.

Исходя из полученных, в ходе исследования, данных можно сделать вывод, что проблема удовлетворения социальных потребностей в контексте учебного процесса является актуальной.

У студенческой молодежи недостаточно удовлетворяются потребности в стенах колледжа, что негативно влияет на их дальнейшее становление личности, физическое и психическое развитие.

В связи с этим учебным заведениям, на этапе создания рабочих программ, нужно уделить особое внимание формам и методам проведения занятий со студентами.

 

Список литературы:
1. Ильин Александр Александрович, Марченко Ксения Александровна, Капилевич Леонид Владимирович, Давлетьярова Ксения Валентиновна Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. №360. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-sposoby-motivatsii-studentov-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy (дата обращения: 27.03.2021).
2. Новожилова Юлия Сергеевна, Седов Иван Александрович Анимация как творческая педагогическая деятельность с детьми в фитнес - клубе // АНИ: педагогика и психология. 2018. №1 (22). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/animatsiya-kak-tvorcheskaya-pedagogicheskaya-deyatelnost-s-detmi-v-fitnes-klube (дата обращения: 28.03.2021).
3. Родин Андрей Викторович, Архипова Светлана Анатольевна, Ляшенко Христина Михайловна, Коростелёва Наталия Александровна Оздоровительная программа подготовки студентов в спортивном клубе на основе рекреационно-анимационных занятий игровыми видами спорта // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2017. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ozdorovitelnaya-programma-podgotovki-studentov-v-sportivnom-klube-na-osnove-rekreatsionno-animatsionnyh-zanyatiy-igrovymi-vidami (дата обращения: 25.03.2021).