Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе. Роль физической культуры в состоянии здоровья
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе. Роль физической культуры в состоянии здоровья
Аннотация. В данной статье обращено внимание на проблемы снижения уровня здоровья и физических возможностей подрастающего поколения, определяются их причины и пути решения указанных проблем.
Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, здоровье, самостоятельные занятия.
Несмотря на пристальное внимание к вопросам здоровья подрастающего поколения и существующие законодательные акты, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков и Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза.
Как свидетельствует статистика, на протяжении последних двадцати лет, распространённость патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Уровень заболеваемости детского населения в России увеличился на 68,4%, подростков на 98,4 %. [1].
Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные девяносто процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом и нервном развитии.
Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых школьных болезней, причиной которых, в основном, является неправильный образ жизни - нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, болезни органов пищеварения [2]. Особую тревогу вызывает характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно - сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.
Одной из причин сложившегося положения является крайне слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, учёт и развитие его разнообразных способностей, интересов. Современная система организации образовательного процесса составляет мало возможностей для индивидуализации обучения. Унифицированный подход к занятиям физической культурой, рассчитанный на среднего ученика, недостаточное оснащение спортивным инвентарем не вызывает интереса к таким урокам. Около десяти процентов учащихся уроки по физической культуре не посещают [3] .
Но всё же первостепенное значение среди факторов, оказывающих влияние на здоровье учащихся имеет именно образ жизни, организация режима дня и питания – двигательная активность, режим сна и прогулок. Проведенные исследования доказывают наличие прямой зависимости между образом жизни учащегося, особенностью организации учебно-воспитательного процесса и его умственной работоспособностью, адаптационными возможностями и успеваемостью.
Также отмечено, что двигательная активность учащихся снижается с их переходом в более старшие классы, что приводит к деформации физиологических реакций, снижению жизненного тонуса, быстрой утомляемости. Так, с момента перехода младших школьников в среднее звено школы двигательная активность снижается в 2-2,5 раза, а к моменту поступления в ВУЗы в 5-6 раз.
В итоге возникающие нарушения деятельности физиологических систем, обусловленные продолжительностью учебных нагрузок, не соответствующих функциональным возможностям детского и подросткового организма, приводят к неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья.
Основное место в решении данных проблем занимает физическая культура. Отмечено, что систематические занятия физическими упражнениями повышают физиологический статус организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В этой связи основной функцией физической культуры как в общеобразовательных заведениях, так и в вузах является оптимизация физического состояния учащихся, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам интенсивной интеллектуальной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов.
Таким образом, успешная реализация основных функций системы физического воспитания в образовательных учреждений различного уровня в данный момент напрямую связана с решением таких актуальных задач, как повышение уровня соматического здоровья и двигательной активности детей и обучающейся молодежи, формирование у них потребности в регулярной физкультурной деятельности (включая самостоятельную), формирование и развитие у них навыков здорового образа жизни.
К сожалению, программа физического воспитания, используемая в образовательных учреждениях разного уровня, не обеспечивает должного физического развития. Введение в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации третьего часа физической культуры не стал решением вопроса дефицита двигательной активности. Проблема отсутствия условий, как для проведения полноценных уроков физкультуры, так и для удовлетворения биологической потребности в движении, актуальна для многих городов, и тем более для сельских районов России.
Анализ проведенных исследований показал, что в большинстве образовательных учреждений существующий двигательный режим не позволяет восполнить естественную потребность в движении. Урок физической культуры в школе не обеспечивает достаточного физического развития и физической подготовленности учащихся и покрывает в среднем только 11-15 % необходимого суточного объема движения. В большинстве своем школьники на уроках физической культуры не приобретают необходимых знаний, умений и навыков, что сказывается на их здоровье. Образовательная и воспитательная направленность занятий физической культурой в школе в последнее время утрачена, большинство учителей физической культуры имеют недостаточную профессиональную квалификацию. Основной целью урока учителя физической культуры ставят повышение физической подготовленности учащихся к выполнению нормативов, и забывают о том, что в первую очередь необходимо воспитывать у учащихся заботливое отношение к своему здоровью, к своему физическому совершенствованию [6].
Винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков нельзя. Ведь за долгий процесс обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, несвязанных с образованием. Поэтому к другой немаловажной причине недостаточной физической активности современных детей нужно отнести снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации подрастающего поколения. Взрослея, ребенок копирует стереотипы общества, поведение и отношение к окружающему миру внутри семьи, создавая свой микромир. Неблагополучие, бедность, высокий уровень занятости родителей, вредные привычки, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. Игнорирование физической культуры взрослыми проектирует отношение к ней и детей, так как родители, особенно для детей младшего школьного возраста, являются примером для подражания. Формирование потребностей к занятиям физической культурой внеурочного типа – основная цель семейного физического воспитания и формирования здорового образа жизни, которая в настоящее время потеряла свою значимость [6].
Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Поэтому участие в физическом воспитании наших детей необходимо принимать на всех уровнях государственной системы, куда несомненно входит семья.