Статья:

Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе. Роль физической культуры в состоянии здоровья

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Корельский Д.В., Павлов Д.В. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе. Роль физической культуры в состоянии здоровья // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71813 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе. Роль физической культуры в состоянии здоровья

Корельский Денис Васильевич
магистрант, Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Павлов Дмитрий Викторович
магистрант, Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. В данной статье обращено внимание на проблемы снижения уровня здоровья и физических возможностей подрастающего поколения, определяются их причины и пути решения указанных проблем.

 

Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, здоровье, самостоятельные занятия.

 

Несмотря на пристальное внимание к вопросам здоровья подрастающего поколения и существующие законодательные акты, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков и Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза.

Как свидетельствует статистика, на протяжении последних двадцати лет, распространённость патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на 4-5%. Уровень заболеваемости детского населения в России увеличился на 68,4%, подростков на 98,4 %. [1].

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные девяносто процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом и нервном развитии.

Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых школьных болезней, причиной которых, в основном, является неправильный образ жизни - нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, болезни органов пищеварения [2].  Особую тревогу вызывает характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно - сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

Одной из причин сложившегося положения является крайне слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, учёт и развитие его разнообразных способностей, интересов. Современная система организации образовательного процесса составляет мало возможностей для индивидуализации обучения. Унифицированный подход к занятиям физической культурой, рассчитанный на среднего ученика, недостаточное оснащение спортивным инвентарем не вызывает интереса к таким урокам. Около десяти процентов учащихся уроки по физической культуре не посещают [3] .

Но всё же первостепенное значение среди факторов, оказывающих влияние на здоровье учащихся имеет именно образ жизни, организация режима дня и питания – двигательная активность, режим сна и прогулок. Проведенные исследования доказывают наличие прямой зависимости между образом жизни учащегося, особенностью организации учебно-воспитательного процесса и его умственной работоспособностью, адаптационными возможностями и успеваемостью.

Также отмечено, что двигательная активность учащихся снижается с их переходом в более старшие классы, что приводит к деформации физиологических реакций, снижению жизненного тонуса, быстрой утомляемости. Так, с момента перехода младших школьников в среднее звено школы двигательная активность снижается в 2-2,5 раза, а к моменту поступления в ВУЗы в 5-6 раз.

В итоге возникающие нарушения деятельности физиологических систем, обусловленные продолжительностью учебных нагрузок, не соответствующих функциональным возможностям детского и подросткового организма, приводят к неблагоприятным сдвигам в состоянии здоровья.

Основное место в решении данных проблем занимает физическая культура. Отмечено, что систематические занятия физическими упражнениями повышают физиологический статус организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. В этой связи основной функцией физической культуры как в общеобразовательных заведениях, так и в вузах является оптимизация физического состояния учащихся, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам интенсивной интеллектуальной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов.

Таким образом, успешная реализация основных функций системы физического воспитания в образовательных учреждений различного уровня в данный момент напрямую связана с решением таких актуальных задач, как повышение уровня соматического здоровья и двигательной активности детей и обучающейся молодежи, формирование у них потребности в регулярной физкультурной деятельности (включая самостоятельную), формирование и развитие у них навыков здорового образа жизни.

К сожалению, программа физического воспитания, используемая в образовательных учреждениях разного уровня, не обеспечивает должного физического развития. Введение в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации третьего часа физической культуры не стал решением вопроса дефицита двигательной активности. Проблема отсутствия условий, как для проведения полноценных уроков физкультуры, так и для удовлетворения биологической потребности в движении, актуальна для многих городов, и тем более для сельских районов России.

Анализ проведенных исследований показал, что в большинстве образовательных учреждений существующий двигательный режим не позволяет восполнить естественную потребность в движении. Урок физической культуры в школе не обеспечивает достаточного физического развития и физической подготовленности учащихся и покрывает в среднем только 11-15 % необходимого суточного объема движения. В большинстве своем школьники на уроках физической культуры не приобретают необходимых знаний, умений и навыков, что сказывается на их здоровье. Образовательная и воспитательная направленность занятий физической культурой в школе в последнее время утрачена, большинство учителей физической культуры имеют недостаточную профессиональную квалификацию. Основной целью урока учителя физической культуры ставят повышение физической подготовленности учащихся к выполнению нормативов, и забывают о том, что в первую очередь необходимо воспитывать у учащихся заботливое отношение к своему здоровью, к своему физическому совершенствованию [6].

Винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков нельзя. Ведь за долгий процесс обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, несвязанных с образованием. Поэтому к другой немаловажной причине недостаточной физической активности современных детей нужно отнести снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации подрастающего поколения. Взрослея, ребенок копирует стереотипы общества, поведение и отношение к окружающему миру внутри семьи, создавая свой микромир. Неблагополучие, бедность, высокий уровень занятости родителей, вредные привычки, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие. Игнорирование физической культуры взрослыми проектирует отношение к ней и детей, так как родители, особенно для детей младшего школьного возраста, являются примером для подражания. Формирование потребностей к занятиям физической культурой внеурочного типа – основная цель семейного физического воспитания и формирования здорового образа жизни, которая в настоящее время потеряла свою значимость [6].

Здоровье детей в любом обществе является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Поэтому участие в физическом воспитании наших детей необходимо принимать на всех уровнях государственной системы, куда несомненно входит семья.

 

Список литературы:
1. Полунина Н. В. Состояние здоровья детей в современной России и пути его улучшения // Вестник Росздравнадзора. – 2013. – № 5. – С. 17-24;
2. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины.-2014. - № 6.- С. 10-14;
3. Баранов А.А., Алексеев Е.И., Антонова Е.В. и др. Руководство по амбулаторно-поликлинической  педиатрии, 2 изд испр. И доп. Под ред. А.А Баранова.: М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009. – 592 с.;
4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании // Вестник РАМН.-2009. - № 5.;
5. Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария.- 2008. – № 2. 
6. Сыроваткина И.А., Наумов С.Б., Хвалебо Г.В. Проблемы формирования здоровья подрастающего поколения. Вестник. – 20017. - № 2. – С.267-270.