Статья:

Управление развитием профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гавриш Т.Л., Дарханова Т.М. Управление развитием профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 4(55). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/55/47014 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление развитием профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы

Гавриш Татьяна Леонидовна
студент Бурятского Государственного Университета, Педагогического института, РФ, г. Улан-Удэ
Дарханова Татьяна Матвеевна
канд. пед. наук Бурятского Государственного Университета, РФ, г. Улан-Удэ

 

Аннотация. Проведено теоретическое и экспериментальное исследование проблемы управления развитием профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы.

Abstract. A theoretical and experimental study of the problem of managing the development of professional competences of young teachers in a rural school has been conducted.

Ключевые слова: компетенции, управление, модель управления развитием профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы.

Keywords: competences, management, model for managing the development of professional competences of young teachers in a rural school setting.

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы развития профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы определяется не только сложными социально-экономическими условиями села, но и научно-техническими и инновационными изменениями, внедрением информационных и педагогических технологий. Глубинный контраст в функционировании образовательного процесса в городе и сельской местности, который прослеживается на протяжении последнего десятилетия, заставляет искать пути решения этого «гордиева узла». Выход видится в непрерывном, а не хаотичном или частичном организационно-методическом обеспечении работы с педагогическими работниками. Повышение требований к качеству образования и труда сельского педагога является насущной проблемой и условием его непрерывного педагогического образования. С позиции управления это может быть реализовано на основе внедрение инновационного подхода с педагогическими кадрами в последипломном образовании как составляющей единой системы управления непрерывным профессиональным образованием.

Определению и пониманию понятия «компетентность» в последнее время посвящено много публикаций, статей и монографий отечественных и зарубежных авторов. Профессиональная компетентность является одним из главных приоритетов заведений образования. Поэтому проблема управления развитием профессиональных компетенции находится в центре внимания многих ученых. Развитию профессиональных компетенций посвящены труды известных российских ученых А. Хуторского, И. Зимней, О.С. Зениной, И.В. Гладкой, С.И. Змеева, О.М. Бабиенко, Н.Д. Коновалова, Н.В.Кузьминой, И.О. Ланцовой, А.К. Марковой, И.Н. Мочаловой, Ю.А. Савинкова, Т. Сорокиной, В.В. Фицай и других. Однако следует признать, что целостное видение управления процессом развития профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы все еще формируется и требует дальнейшего изучения и совершенствования.

Многие ученые рассматривают феномен профессиональной компетентности в своих работах. Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессиональных качеств, их формирования и оценки. Современная трактовка профессиональной компетентности педагогических кадров понимается как комбинация личностных качеств и свойств, как проявление единства профессиональной и общей культуры (Т.Т. Браже, Е.А. Соколовская, Л.М. Митина); как комплекс профессиональных знаний и профессионально значимых личностных качеств (С.Г. Вершеловский и др.). Остается не вполне ясным, как должно быть организовано управление процессом развития профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы, и каковы ведущие тенденции и механизмы должны быть применены в управлении развитием профессиональных компетенций современного педагога.

В связи с необходимостью решения проблем сельской школы, поднятием вопросов функционирования школы на государственном уровне, демографической ситуацией, перепрофилированием сельских учебных заведений имеется потребность в построении гибкой системы организационно-методической работы с педагогическими работниками. Это возможно осуществить при надлежащем управлении процессом развития профессиональных компетентнций молодых педагогов в условиях сельской школы, а также наличия педагогических условий эффективного управления.

Проблема исследования: каковы управленческо-педагогические условия развития профессиональных компетентнций молодых педагогов в условиях сельской школы

Целью исследования является выявление управленческо- педагогических условий развития профессиональных компетентнций молодых педагогов в условиях сельской школы.

Объектом исследования является процесс управления развитием профессиональных компетенций молодых педагогов.

Предмет исследования: управленческо-педагогические условия развития профессиональных компетентнций молодых педагогов в условиях сельской школы.

Гипотеза исследования: процесс развития профессиональных компетентнций молодых учителей школ сельской местности будет эффективным, если в сконструированной управленческой модели будут отражены следующие условия:

  • в системе стратегических и тактических целей учитывается специфика внешней и внутренней среды школы; особенности и уровень подготовки специалиста ССУЗа и ВУЗа,
  • определена функциональная структура управления процессом развития профессиональных компетентнций молодых специалистов;
  • разработана компетентностная модель специалиста как содержательная основа управленческой модели.

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение задач:

  • исследовать основные подходы к пониманию сущности профессиональных компетенций учителей сельской школы;
  • составить характеристику модели управления развитием профессиональных компетентнций молодых педагогов;
  • выявить проблемы управления организационно-методическим обеспечением развития профессиональных компетентнций молодых педагогических работников сельской школы;
  • разработать модель управления развитием профессиональных компетентнций молодых педагогов в условиях сельской школы.

Для решения поставленных задач использованы:

а) общенаучные методы:

  • методы анализа и синтеза теоретических положений и концепций, научной абстракции, индукции и дедукции компонентов разрабатываемой модели;

б) специальные методы:

  • наблюдение, опрос, анкетирование, бальная оценка.

Научная и практическая значимость. Систематизированы подходы к пониманию развития профессиональных компетенций. Предложена модель управления развитием профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы.

Базой исследования является Муниципальное общеобразовательное учреждение «Туркинская средняя общеобразовательная школа» с. Турка Прибайкальского района Республики Бурятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе получены следующие результаты.

1) Обобщение определений компетентности педагога позволило сформулировать авторское определение в узком понимании этого термина: «Компетентность – это интегральная характеристика личности, которая определяет ее способность решать проблемы и типичные задачи, что возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей».

Следовательно, автор считает, что педагог должен обладать компетенциями, которые формируют изменения в образовательной и социокультурной ситуации развития нашего общества. Так же важной особенностью профессиональных педагогических знаний является их комплексность, что требует от педагога умения синтезировать материал для успешного решения педагогических задач, анализа педагогических ситуаций, обусловливающих необходимость осмысления психолого-педагогической сущности явлений, выбора средств взаимодействия. Решение каждой педагогической задачи активизирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое.

2) Для построения системы управления и обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов только планирования работы и определения субъектов управления ею недостаточно. Для того чтобы обеспечь эффективный профессиональный рост учителя, необходимо как минимум создать следующие условия (ресурсы): научно-методические; кадровые; материально-технические; финансовые; нормативно-правовые; мотивационные; временные.

Для выявления тенденций в управлении процессом развития профессиональных компетенций молодых педагогов был проведен констатирующий эксперимент методом опроса на базе МОУ «Туркинская СОШ», где респондентами выступили 24 педагога, среди которых 10 молодых педагогов. Опрос установил недостаток свободного времени для молодого сельского педагога и источниковой базы педагогического творчества; отсутствие инновационной материальной базы школы, что непосредственно связано с географическим расположением и экономическим благополучием поселка. Данная информация воссоздает обобщенную характеристику современной сельской школы.

Существующие созданные организационно-методические условия в МОУ Туркинской СОШ не позволяет достичь оптимальных результатов в управлении развитием профессиональной компетентности молодых учителей, что лишает молодых специалистов потребности профессионального самосовершенствования и саморазвития, что является внутренней потребностью каждого педагога.

Модель управления развитием профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы должна быть построена на принципах андрагогического подхода. Модель должна включать такие компоненты, как: базовые профессиональные компетенции пелагога, должностные требования, профессионально-квалификационный профиль, психограмму и мотивацию.

Предложено дополнить модель мотивационными мероприятиями несколькими способами поощрения молодых педагогических работников к активизации их педагогической деятельности: экономические, творческие, ресурсные, статусные. При такой модели управления развитием профессиональных компетентностей молодого учителя сельской школы можно достичь высокого качественного результата, то есть участия в саморазвитии и профессиональном совершенствовании своих знаний, умений и навыков во время осуществления их педагогической деятельности, что благотворно повлияет на развитие профессиональных компетентностей молодых педагогов в условиях сельской школы.

Нами была разработана модель управления развитием профессиональных компетенций молодых педагогов в условиях сельской школы, которая включает в себя 3 этапа:

  • Целевой этап предполагает развитие профессиональных компетенций молодых педагогов, которые будут достигнуты при помощи различных технологий (Входная диагностика; Обучение. Самообразование. Взаимообучение; Рефлексия. Выходная диагностика) и форм управления (Выявление индивидуальных и типовых затруднений педагога, проблемные педсоветы и семинары, проектные практикумы, методические разработки учителей, обмен опытом, мастер-класс, конференции, мини-проекты, конкурсы, рефлексия, круглые столы, педагогические чтения, оценка и самооценка педагогической деятельности)
  • На мотивационном этапе будет формироваться психологическая готовность педагогов к развитию и саморазвитию. Можно использовать разные способы мотивации: экономические, творческие, ресурсные, статусные.
  • Результативный этап предполагает развитость базовых профессиональных компетенций молодых педагогов.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: официальное издание. – М.: Юрид. лит., 2015. – 368 с.
2. Гражданский кодекс РФ: официальное издание. – М.: Юрид. лит., 2015. – 556 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017 № 473-ФЗ)
4. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. №499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
6. Проект введения Профессионального стандарта педагога «Профессиональный стандарт: институциональные формы развития и фиксации новых трудовых действий педагога». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://shkola6-kansk.ucoz.ru/document/proekt_in_ploshhadka.pdf
7. Алексеева И.С. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы : автореф. дис. … канд. пед. наук / И.С. Алексеева. – Якутск, 2016. – С. 21. 
8. Артюхин О.И. Формирование специфических профессиональных компетенций будущего педагога сельской школы // Современные проблемы науки и образования. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7048
9. Белоусова О.С. Управление развитием профессиональной компетентности педагогов как ведущее направление кадрового менеджмента. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2015/01/30/upravlenie-razvitiem-professionalnoy
10. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 2014. – С. 58.