Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(177)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Клюжник М.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 41(177). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/177/102482 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

Клюжник Маргарита Вадимовна
студент, Северный (Арктический) Федеральный Университет, РФ, г. Архангельск
Замараева Мария Петровна
научный руководитель, старший преподаватель физической культуры, Северный (Арктический) Федеральный Университет, РФ, г. Архангельск

 

С каждым годом количество людей, которые страдают близорукостью, стремительно растет. Данная проблема и ранее была очень актуальна, однако в век цифровых технологий она приобрела более широкое распространение. Согласно статистике Всемирной Организации Здравоохранения, во всем мире как минимум 2,2 млрд. людей страдают от различных проблем со зрением [с. 28, 2].

Наиболее популярным нарушением зрения является близорукость, в возрасте до 19 лет от нее страдает более 312 млн. [с. 28, 2].

Стоит, конечно, учитывать, что это только официальные данные и многие люди просто даже не догадываются о каких-либо развивающихся у них заболеваниях, связанных со зрением. Многие специалисты данной области отмечают, что практически половину случаев можно было бы вылечить или же вовсе избежать [с. 30, 2].

По прогнозам экспертов к 2050 году количество близоруких будет равняться 4,5 млрд. человек – это уже половина всего населения, а количество незрячих будет достигать 115 млн [с. 1039, 9].

Основной причиной офтальмологических проблем населения является изменение образа жизни и недоступность медицинской помощи, отдаленность от нее. Конечно, более распространена данная проблема в странах с низкими доходами населения и неразвитостью медицины.

На севере России данная проблема также имеет большое значение, поскольку суровые погодные условия, особенно в зимний период, могут нанести проблемы, как незаметные, так и серьезные. Статистика на севере не сильно отличается от общероссийской, однако в северных регионах с менее развитой медициной количество школьников и студентов, имеющих проблемы со зрением, значительно выше.

Целью данной научной работы можно назвать выявление неких общих требований и правил проведения занятий по физической культуре у студентов с нарушением зрения, проживающих на северных территориях России.

Актуальность статьи достаточно высока – как уже упоминалось выше, во всем мире огромное количество людей страдает от различных проблем со зрением и с каждым днем это количество увеличивается. Среди студентов, проживающих в Арктической части России также большой процент страдает от проблем данной области и это имеет большое влияние на их физическую активность. Необходимо правильно организовывать занятия по физической культуре не только для них, но и в целом для всех студентов, для предотвращения развития заболевания органов зрения. Однако необходимо при этом учитывать большое количество факторов и требований, которые и представлены в данной статье.

Задача данного исследования – провести анализ и выявить требования и рекомендации, необходимые для организации занятий для студентов, имеющих проблемы со зрением и проживающих на северных территориях России. Объектом исследования являются студенты с нарушением зрения. Среди методов исследования используется изучение разнообразных источников информации, контекстный анализ.

Среди студентов около 60% страдают различными хроническими заболеваниями, офтальмологические проблемы занимают второе место, на первом же находятся нарушения опорно-двигательного аппарата.

Наиболее распространенные заболевания студентов с нарушением зрения: близорукость; дальнозоркость; астигматизм; альбинизм; амблиопия; нистагм; микрофтальм и другое [с. 7, 8].

Нарушение зрения оказывает негативное влияние на ряд факторов, таких как ориентировка в пространстве и формирование навыков двигательной активности. Также оно приводит к значительному уменьшению различных видов активности.

Студентов распределяют на группы подготовки, в зависимости от их состояния здоровья. Таких групп существует 3: основная, подготовительная и специальная.

К первой группе стоит отнести студентов, которые «полностью здоровы» или же имеют незначительные отклонения, которые никак не повлияли на их физическое развитие. В целом они не имеют никаких ограничений на занятиях, график рабочей программы они могут выполнять в полном объеме и сдавать различные тесты.

Ко второй, подготовительной группе, относятся студенты, имеющие слабую физическую подготовленность; состоящие в группе риска по возникновению какого-то заболевания или же имеющие какие-либо хронические заболевания, в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, которая длится не менее 3–5  лет. В целом, значительного отличия от основной группы нет, однако в данном случае программа осваивается более постепенно, по большей части это относится к определенным упражнениям, требующим больших усилий организма. Также распределение физической нагрузки в подготовительной группе происходит более осторожно, полностью исключая движения, которые являются противопоказанными. Сдача тестов является невозможной без какого-либо дополнительного медицинского осмотра непосредственно перед ними, а также запрещено участие а различных спортивных соревнованиях.

К последней, специальной группе, относятся студенты, уже сильно отличающиеся от двух предыдущих групп. Специальная группа должна проводить занятия по программе, которая разработана специально для студентов с более серьезными заболеваниями глаз. Они не могут выполнять упражнения, которые идут по обычной рабочей программе, так как это может сильно повлиять на зрение в негативном ключе. Занятия специальной группы должны жестко контролироваться со стороны преподавателя [5].

Существует также группа, включающая в себя студентов с более серьезными заболеваниями и травмами, которые получают полное освобождение от занятий.

В специальную группу с индивидуальной программой относятся студенты, имеющие следующие отклонения по зрению:

  • миопия или гиперметропия больше 6 диоптрий;
  • глазные заболевания хронического или дегенеративного характера;
  • различные изменения глазного дна.

Студенты, которые имеют средний уровень близорукости или дальнозоркости, должны быть определены в подготовительную группу. Студенты, имеющие небольшую аномалию рефракции или низкий уровень миопии, могут свободно заниматься физкультурой в основной группе.

Хоть большинство студентов арктической части России и имеют незначительные отклонения по зрению и относятся к основной группе физической подготовки, поддерживать зрение стоит всем. Существует так называемая лечебная физическая культура (ЛФК), содержащая комплексные упражнения для восстановления, подержания и профилактики различных заболеваний и травм. Упражнения для глаз рекомендуются абсолютно всем, вне зависимости от того, есть ли заболевания глаз или же нет. Комплексы упражнений этой области направлены на развитие и укрепление глазных мышц и мышечно-связочного аппарата, а также на улучшение кровоснабжения тканей глаза. Однако стоит помнить, что люди с заболеванием глаз имеют некоторые ограничений в физической активности, например, им стоит избегать прыжков и быстрого бега. ЛФК содержит как небольшую нагрузку на органы зрения, так и на физическую активность в целом, направленную на поддержание физической формы в целом [с. 16–19, 6].

Существует большое количество видов спорта, которые способствуют поддержке и улучшению зрения, например спортивная ходьба, медленный бег, медленная езда на велосипеде, плавание. На севере России особенно актуальны лыжные прогулки, так как они зачастую входят в рабочую программу студентов и несут огромную пользу не только органам зрения, но и физической форме в целом. Также полезны спортивные игры, такие как волейбол или баскетбол, так как в данном виде спорта происходит постоянное переключение зрения, а это способствует профилактике близорукости. Однако существуют и виды спорта, которые полностью противопоказаны при любой степени миопии. Среди них: тяжелая атлетика, борьба, футбол, прыжки в воду. Именно эти виды спорта дают очень серьезную нагрузку на глаза и должны быть исключены из физической активности студента, который имеет какие-либо заболевания глаз. Конечно, все это должно четко контролироваться как врачом, так и преподавателем и самим студентом. У всех разные проблемы и прежде всего стоит проконсультироваться со специалистом, так как один вид спорта может быть показан одному человеку, однако категорически противопоказан другому. Нужно учитывать все факторы при выборе физической активности.

При организации занятий физической культурой у студентов, имеющих различные нарушения зрения, стоит придерживаться некоторых требований. Среди них: подбор определенных упражнений, которые будут способствовать поддержке и улучшению зрения; повторение упражнений большее количество раз, чем нужно при нормальном зрении; выполнение упражнений в облегченных условиях, постепенное повышение нагрузки, переход от более простых к более сложным упражнениям  и так далее.

Также при организации занятий со студентами, имеющими проблемы со зрением и проживающим в арктической зоне России, необходимо учитывать общее состояние здоровья, характер патологии глаз, физическую подготовку и психологические особенности. Как уже упоминалось выше, преподавателю следует очень важно знать все противопоказания к занятию таких студентов. Среди этих ограничений упражнения с высокой интенсивностью и длительные напряжения, какие-либо резкие движения, перемещения положения тела. Все упражнения стоит выполнять при ЧСС от 150 и до 180 ударов в минуту.

Задачи, которые решаются в процессе занятий со студентами, имеющими отклонения в области зрения, весьма разнообразны:

  • укрепление и сохранение здоровья;
  • повышение функциональности и общей работоспособности организма;
  • усиление работы мышц глаза;
  • формирование положительных эмоций;
  • коррекция скованности;
  • развитие, профилактика и охрана зрения и т. д.

Конечно же, стоит постоянно контролировать уровень зрения. Многие специалисты рекомендуют вести дневник здоровья или же дневник самоконтроля. В данном дневнике нужно отмечать основные показатели здоровья, например, измерять и отмечать пульс до начала занятия и сразу после, а также динамику заболевания, чтобы его контролировать. Стоит вести данный учет как в домашних условиях, так и на занятиях с преподавателем.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при различных болезнях глаз, а также при проблемах со зрением, физические нагрузки могут пойти на пользу. Они могут оказать благоприятное влияние не только на зрение, но и на общее физическое состояние организма. Однако при организации занятий людей, имеющих определенные проблемы, которые связаны со зрительным аппаратом, нужно строго придерживаться некоторых правил и норм, как при подборе упражнений, так и при их выполнении. Стоит четко контролировать весь процесс и особенно тщательно следить за состоянием организма и непосредственно зрением, так как неправильная организация занятий может только усугубить ситуацию. Также стоит отметить, что студенты, проживающие в арктической части России могут иметь больше проблем, чем в других частях страны, так как снег, ветер, перепад температур – всё это может спровоцировать аллергические, воспалительные заболевания глаз и даже снижение зрения, поэтому стоит тщательно защищать глаза от мороза и выполнять все рекомендации специалистов во избежание проблем зрительного аппарата.

 

Список литературы:
1. Апрелев А. Е. Оценка распространённости миопии и качества жизни больных с миопией [Электронный ресурс] / А. Е. Апрелев, Р. В. Пашинина, Е. С. Караулова // Медицинский вестник Башкортостана. 2015. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rasprostranyonnosti-miopii-i-kachestva-zhizni-bolnyh-s-miopiey (дата обращения: 29.11.2021).
2. Всемирный доклад о проблемах зрения [Электронный ресурс] / Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2020. URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/328717/9789240017207-rus.pdf (дата обращения: 29.11.2021).
3. Дорогинская П. В. Занятия физической культурой при миопии [Электронный ресурс] / П.В. Дорогинская, С. Ю. Щетинина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zanyatiya-fizicheskoy-kulturoy-pri-miopii (дата обращения: 04.12.2021).
4. Кремнева В. Н. Влияние занятий физической культурой на уровень зрения студентов университета [Электронный ресурс] / В. Н. Кремнева, Е.М. Солодовник // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №7-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-na-uroven-zreniya-studentov-universiteta (дата обращения: 06.12.2021).
5. Мыцык И. А. Оценка медицинской группы для занятий физической культурой в вузах [Электронный ресурс] // Проблемы Науки. 2014. №6 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-meditsinskoy-gruppy-dlya-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-v-vuzah (дата обращения: 02.12.2021).
6. Патрушева Л. В. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов зрения: учебнометодическое пособие [Электронный ресурс] / Л. В. Патрушева – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2018. URL: https://irbis.amursu.ru/DigitalLibrary/AmurSU_Edition/11131.pdf (дата обращения: 04.12.2021).
7. Север и молодежь: здоровье, образование, карьера : сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Ханты-Мансийск, 19–20 ноября 2020 г.) [Электронный ресурс] / отв. ред. А. В. Мищенко, О. С. Овсянникова ; М-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Югор. гос. ун-т», Гуманитар. ин-т североведения, Высшая психолого-педагогическая школа. URL: https://imc72.ru/content/21012021/Сборник%20материалов%20конференции%20Север%20и%20молодежь%202020%20г..pdf (дата обращения: 30.11.2021).
8. Физическая культура студентов с нарушением зрения: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Ж. И. Киселева [и др.]; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2019. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/11666/1/91890_20190313.pdf (дата обращения: 04.12.2021).
9. Брайен А. Холден. Глобальная распространенность миопии и миопии высокой степени и временные тенденции с 2000 по 2050 год [Электронный ресурс] / Брайен А. Холден, Тимоти Р. Фрике, Дэвид А. Уилсон, Моника Джонг, Ковин С. Найду [и др.] // Офтальмология, 2016. с. 1036–1042. URL: https://www.aaojournal.org/action/showPdf?pii=S0161-6420%2816%2900025-7 (дата обращения: 29.11.2021).