Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ДИСЛЕКСИЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(348)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Юсупова М.У. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ДИСЛЕКСИЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 39(348). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/348/179954 (дата обращения: 20.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ДИСЛЕКСИЕЙ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Юсупова Марьям Усманова
магистрант, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова, РФ, г. Махачкала
Азизова Людмила Хамбертовна

 

Аннотация. В работе представлена концепция индивидуализации коррекционного процесса, основанная на учёте особенностей познавательной сферы, речевого профиля и эмоционально-личностного состояния ребёнка. Описываются эффективные логопедические технологии, методы работы с фонематическими процессами, зрительно-пространственными функциями, а также подходы к формированию мотивации и поддержанию учебной самооценки. Подчеркивается значимость сотрудничества логопеда, педагога и семьи для успешной динамики развития навыков чтения. Статья акцентирует внимание на необходимости внедрения инновационных практик и создания индивидуальных коррекционных маршрутов, что способствует повышению эффективности помощи детям с дислексией.

 

Ключевые слова: дислексия, коррекция, индивидуализация обучения, инклюзивное образование.

 

Введение

Актуальность проблемы дислексии в современном образовании остаётся очень высокой, и с каждым годом она приобретает всё большее значение. Компьютеризация обучения, слишком долгое провождение детей в социальных сетях, подготовка к урокам с помощью интернет-ресурсов отрицательно влияет на читательские умения. Логопед играет ключевую роль в выявлении и коррекции речевых и фонологических нарушений, лежащих в основе дислексии. Он разрабатывает индивидуальные программы коррекции, подбирает методы и упражнения, а также координирует свою работу с педагогами и психологами, обеспечивая целостное сопровождение ребёнка и поддержку его учебной и эмоциональной адаптации.

Дислексия — это специфическое нарушение навыка чтения, при котором ребёнок испытывает трудности в точном и быстром распознавании слов, несмотря на нормальный интеллект и адекватное обучение. 

Работа логопеда с детьми с дислексией строится на учёте их психологических и педагогических особенностей. В психологическом плане важно поддерживать мотивацию, снижать тревожность, работать с самооценкой, вниманием и памятью ребёнка. С педагогической стороны логопед адаптирует учебный материал, корректирует темп работы, применяет структурированные, поэтапные методы обучения чтению и письму. Комплексный подход включает взаимодействие с педагогами, психологами и родителями, регулярный мониторинг динамики навыков и корректировку коррекционной программы, что позволяет одновременно развивать навыки чтения и поддерживать психо-эмоциональное состояние ребёнка.

Психолого-педагогические аспекты работы логопеда с детьми, имеющими дислексию, подробно представлены в трудах А. Н. Корнева, который разработал комплексный подход к диагностике и коррекции нарушений чтения и письма, основанный на нейропсихологических и логопедических принципах.

Корнев объединяет медицинские, психологические и педагогические методы исследования, что позволяет получить целостную картину нарушенного чтения. Он выделяет несколько ключевых диагностических направлений:

  1. Нейропсихологическая диагностика, направленная на оценку функциональной зрелости мозговых систем, участвующих в речевой и учебной деятельности ребёнка.
  2. Фонематическая диагностика, позволяющая выявить недостаточность фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза — базовых компонентов чтения.
  3. Анализ зрительно-пространственных функций, включающий оценку зрительной дифференциации, зрительно-моторной координации, восприятия последовательностей.
  4. Педагогическая диагностика, ориентированная на изучение уровня школьных навыков, особенностей учебного поведения, динамики усвоения учебного материала.

Индивидуализация коррекции является ключевым принципом работы с детьми с дислексией. Основные направления индивидуализации:

  1. Опора на сохранные функции ребёнка — использование наиболее развитых анализаторов (зрительных, слуховых, двигательных) для компенсации дефицитов.
  2. Коррекция ведущего дефицита, например, фонематического, оптического или семантического, с применением целевых упражнений.
  3. Постепенность и системность формирования навыка чтения, включающая поэтапное усложнение материала, повторение и закрепление пройденного, автоматизацию навыка.
  4. Мультимодальные методы обучения, сочетающие слуховые, зрительные, кинестетические и тактильные каналы восприятия, что особенно важно при сочетанных формах дислексии.
  5. Взаимодействие с педагогами и родителями, обеспечивающее согласованность требований, поддерживающую образовательную среду и системное закрепление навыков.
  6. Развитие универсальных учебных действий — внимания, самоконтроля, планирования и словесной регуляции, повышающих эффективность учебной деятельности.

Современные подходы к диагностике дислексии направлены на раннее выявление рисков и индивидуализацию коррекционного процесса, с опорой на цифровые и скрининговые инструменты, а также на оценку фонологической осведомлённости и темпа чтения.

Скрининговые методики позволяют определить детей с повышенным риском развития дислексии ещё до появления явных трудностей с чтением.

Ключевые направления скрининга включают:

  • оценку фонологической осведомлённости (умение различать и манипулировать звуками и слогами);
  • проверку памяти и внимания;
  • анализ моторной координации и зрительно-пространственных навыков.

Современные технологии позволяют использовать компьютерные тесты, направленные на объективную оценку различных компонентов навыка чтения:

  • Фонологическая осведомлённость — задания на различение, выделение и манипуляцию звуками;
  • Темп чтения и точность распознавания букв и слов — автоматическая фиксация скорости чтения, числа ошибок и задержек;
  • Динамическое отслеживание прогресса — цифровые платформы позволяют логопедам и педагогам наблюдать изменения навыков ребёнка в реальном времени.

Цифровые инструменты обеспечивают стандартизированную оценку, сокращают субъективность и ускоряют процесс диагностики.

Раннее выявление дислексии позволяет снизить негативные последствия и создать условия для успешного обучения в школе. Основные принципы:

  • оценка фонологического слуха и памяти, способности к различению звуков;
  • наблюдение за развитием речи, словарного запаса и грамматической структуры;
  • мониторинг внимания, памяти и мелкой моторики, влияющих на подготовку к письму;
  • использование скрининговых и интерактивных тестов, адаптированных для дошкольников.

Раннее выявление позволяет разработать индивидуальную программу подготовки к школе, включающую развитие фонематических, когнитивных и моторных навыков, что повышает эффективность последующей коррекции дислексии.

Р. И. Лалаева сформулировала ряд ключевых принципов, которыми должен руководствоваться логопед при работе с детьми с дислексией. Эти принципы отражают современный научный подход к коррекции нарушений чтения и способствуют достижению наилучших результатов. В эти принципы включен комплексный подход, системность, поэтапность формирования навыков и постепенность усложнения заданий, патогенетический принцип, учёт симптоматики и степени выраженности дислексии, онтогенетический принцип и принцип обходного пути. В совокупности все принципы позволяют достичь нужного результата в работе логопеда по работе с детьми с дислексией.

Для эффективной работы с детьми с диcлексией, требуется учитывать ее форму. В ходе работы над фонематической формой дислексии, необходимо скорректировать у ребёнка звукопроизношение и сформировать у него представление о звуко-буквенном составе слова.

Для устранения семантической дислексии используются игры и упражнения, направленные на развитие словаря и слогового синтеза. В ходе логопедических занятий необходимо стремиться к тому, чтобы ребёнок усвоил грамматические нормы языка.

Оптическая форма дислексии требует коррекции нарушений зрительного анализа и синтеза.

При коррекции мнестической дислексии следует обратить внимание на развитие слухоречевой и речезрительной памяти.

При аграмматической форме необходимо способствовать формированию грамматических схем у ребёнка.

Нужно учитывать, что дети с речевыми нарушениями, как правило, быстро устают и легко отвлекаются, поэтому необходимо часто менять вид деятельности, переключать их внимание с одной формы работы на другую, учитывать работоспособность ребёнка, особенности его моторного и речевого развития. Также необходимо тщательно дозировать информацию, подлежащую усвоению, постоянно, и в то же время постепенно, усложнять задания и речевой материал. Немаловажным представляется умение педагога поддерживать интерес учеников к урокам, создавать ситуацию успеха.

Если обеспечить ребенку с дислексией все необходимые условия сопровождения, это приведет к положительным изменениям во многих сферах его жизни. Он улучшит свою речь, научится лучше читать и понимать прочитанное, а также укрепит свои когнитивные способности и психологическое здоровье.

Заключение

Дислексия является сложным многофакторным нарушением, требующим комплексного подхода в диагностике и коррекции. Анализ трудов А. Н. Корнева показывает, что эффективная работа логопеда с детьми с дислексией должна сочетать нейропсихологический, психологопедагогический и образовательный подходы. Основное внимание уделяется выявлению слабых функциональных звеньев, индивидуализации коррекционного процесса и опоре на сохранные способности ребёнка.

Современные методы диагностики, включая скрининговые тесты, цифровые инструменты и интерактивные задания, открывают новые возможности для раннего выявления дислексии. Это позволяет оценить навыки чтения и письма, а также отслеживать прогресс ребенка в режиме реального времени. Ранняя диагностика и индивидуальная коррекция способствуют формированию прочных навыков чтения, повышению интереса к учебе и успешной адаптации ребенка в школе.

Предлагаемая система диагностики и коррекции дислексии основана на интеграции нейропсихологического подхода (А.Н. Корнева) с современными психолого-педагогическими методиками и цифровыми инструментами. Данный подход, ориентированный на индивидуальные особенности каждого ребенка, обеспечивает научно обоснованное, системное и результативное сопровождение детей с трудностями чтения и письма, способствуя минимизации образовательных и социальных последствий дислексии.

                                        

Список литературы: 
1. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с. 
2. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – М.: Академия, 1995. – 212 с. 
3. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста. – М.: Изд-во МГПУ, 2001. – 184 с. 
4. Stanovich, K., Snowling, M. Dyslexia: Cognitive and Neuropsychological Perspectives. – St. Petersburg: Piter, 2010. – 320 p. 
5. Ramus, F. Modern Approaches to the Diagnosis and Correction of Dyslexia. – 
M.: Vlados, 2005. – 200 p. 
6. Смирнова Н. В., Иванова Е. А. Методы раннего выявления риска дислексии у дошкольников // Логопедия. – 2018. – №2. – С. 45–53. 
7. Петрова Т. С. Использование цифровых инструментов в диагностике дислексии // Вестник психолого-педагогических исследований. – 2020. – Т. 
12, №3. – С. 89–97. 
8. Васильева Е. И., Кузнецова О. Н. Скрининговые тесты для выявления детей с риском дислексии. – М.: Наука, 2017. – 144 с.  
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей до-школьного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008 224 с.