Статья:

Развитие информационной компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(141)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Тихомирова М.А., Денисов И.С. Развитие информационной компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 5(141). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/141/87091 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие информационной компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Тихомирова Мария Александровна
магистрант, Ярославский Государственный Педагогический Университет имени К. Д. Ушинского, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 72", РФ, г. Ярославль
Денисов Илья Сергеевич
магистрант, Ярославский Государственный Педагогический Университет имени К. Д. Ушинского, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 72", РФ, г. Ярославль

 

Аннотация. В статье раскрыт вопрос о создании специальных условий для формирования информационной компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Дается определение понятия «информационная компетентность». Изложены некоторые проблемы формирования информационной компетентности и способы их преодоления за счет развития когнитивного контроля.

 

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, задержка психического развития, информационная компетентность, когнитивный контроль, орудия ума, младшие школьники.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (1-4 классы) Утвержденном приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, должны отражать  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Младший школьник должен овладеть различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета, а так же уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [3,5].

Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами [4]. 

Данная статья не претендует на всеобъемлющий анализ формирования информационной компетентности. Мы хотели бы остановиться лишь на одной из проблем формирования информационной компетентности, а затем изложить способы преодоления этой проблемы.

В современной литературе по психологии все чаще встречается понятие «когнитивное искажение», с помощью которого объясняются некоторые ошибки в мышлении. В частности, Д. Канеман утверждает, что человек стремится к упрощению получаемой информации, т.к. это связано с когнитивными ресурсами, которые наш мозг стремится экономить, что и приводит к когнитивным искажениям [1]. По мнению Т. Нельсона люди в своем восприятии социального мира значительно чаще предпочитают эффективность в ущерб точности своих суждений [2].

Экономия когнитивных ресурсов мозгом приводит, например, к тому, что последовательность событий сводится к причинно-следственным связям. Человек, перед которым пробежала черная кошка, а после этого с ним произошел несчастный случай, считает, что причиной этому послужила именно черная кошка. В данном случае человек использовал эвристику «После этого — значит по причине этого».

Тенденция к упрощенному восприятию информации приводит,  в частности, к ошибке, когда доверие к одному источнику данных не позволяет воспринять противоречащие данные из других источников информации.

Ряд авторов (Bodenhausen & Macrae, 1998) отмечает, что люди могут подавлять активизацию эвристик, если думают, что те будут препятствовать в достижении их личных целей или в социальных взаимодействиях.

Проблемы обучения детей с ЗПР отчасти могут быть объяснены тенденцией к упрощенному восприятию информации. В силу слабой сформированности когнитивных процессов и управляющих функций ребенок с ЗПР стремится упрощать получаемую им информацию. Следовательно, нужно направить усилия на развитие когнитивного контроля, который будет способствовать формированию информационной компетентности. Когнитивный контроль позволяет ребенку регулировать поведение в соответствии с теми задачами, которые перед ним стоят.

Исходя из вышеизложенного, нами были разработаны упражнения, в рамках которых у обучающегося формируется информационная компетентность посредством развития когнитивного контроля. Если быть точнее, то упражнения учат ребенка преодолевать импульсивные побуждения, которые не позволяют наиболее точно воспринимать/оценивать информацию.

Упражнения были разработаны на основе принципов организации работы с детьми, которые изложены в программе Елены Бодровой и Деборы Леонг «Орудия ума» [6]:

- обучение организуется как парное или групповое взаимодействие детей, в котором ребенок сначала осваивает ту или иную функцию контроля [6];

- детей обучают использовать внешние, знаково-символические средства для регуляции собственной памяти и внимания [6];

- особое внимание уделяется речевой регуляции поведения, переходу от речи вслух к речи про себя, саморегуляция с помощью внутренней речи постоянно поддерживается и поощряется [6];

- форма развернутой ролевой игры используется для обучения детей строить планы, координировать свои планы с планами других участников деятельности, выполнять эти планы, преодолевая импульсивные побуждения [6].

Пример упражнения, которое включает в себя вышеизложенные принципы:

Дети разбиваются на пары. Каждой паре даются счетные палочки. Задача детей – по очереди выложить из счетных палочек свое имя. У детей возникает импульсивное побуждение, которое выражается в том, что все дети хотят выкладывать свое имя, при этом никто не хочет ждать своей очереди. Тогда взрослый дает одному ребенку из пары изображение светофора с зеленым сигналом, а другому ребенку изображение светофора с красным сигналом, поясняя, что «зеленый сигнал позволяет собирать имя, а красный сигнал - нет». Школьники, опираясь на изображение светофора, сдерживают собственную речь, ждут свою очередь и следят за действиями партнера. После этого обмениваются ролями.

Обучение, построенное по таким принципам, позволяет научить детей контролировать свои импульсивные побуждения, а также способствует соблюдению принятых в обществе правил. Наглядная помощь выступает в роли «орудий ума», которые напоминают детям их ролевую модель.

Принципы, которые лежат в основе упражнения, могут вплетаться во все виды деятельности, в которые включается ребенок на протяжении дня. Такая форма организации способствует развитию когнитивного контроля, который, в свою очередь, способствует формированию информационной компетентности.

 

Список литературы:
1. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро. — Москва: АСТ, 2014. — 653 с.
2. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.— 384 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Рабсалова Т.Б. http://eaysyenglishrtb.ucoz.ru/publ/informacionnaja
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования // Режим доступа: https://fgos.su/noo/
6. Bodrova, E. & Leong, D. J. (2006). Tools of the Mind: The Vygotskian Approach to Early Childhood Education. Englewood Cliffs, New Jersey: Merrill/Prentice Hall.