Статья:

ВЫБОР ПРОФЕССИИ НАЧИНАЕТСЯ С САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ефремова А.В. ВЫБОР ПРОФЕССИИ НАЧИНАЕТСЯ С САМООПРЕДЕЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 13(236). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/236/125106 (дата обращения: 22.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫБОР ПРОФЕССИИ НАЧИНАЕТСЯ С САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Ефремова Анна Витальевна
магистрант, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск
Войнова Надежда Александровна
научный руководитель,

 

Одним из видов направлений профориетационных мероприятий в колледже, является организация мотивационных мероприятий направленных на повышение интереса студентов к выбранной специальности.

В нашей стране актуальность проблемы самоопределения студентов стала возрастать по мере продвижения общества к рыночной экономике. Федеральные правовые акты рассматривают профориентацию или самоопределение как неотъемлемую часть социальной политики государства.

Профессиональная успешность человека определяется рядом факторов, главными из которых являются взаимодействие личности с профессиональной деятельностью, адекватный выбор профессии, успешность и качество ее освоения, содержание и условия деятельности, формирование профпригодности в процессе труда, профессиональное становление, реализация профессионального потенциала развития специалиста, а также необходимость психологического сопровождения профессионального становления.

В настоящее время случается, что большое количество людей меняют специальность в течение 2-х – 3-х лет после окончания учебного заведения. Еще большее количество людей работают не по специальности, полученной в учебном заведении. Одна из основных причин состоит в том, что до настоящего времени профессиональное самоопределение студентов было сведено к минимуму. Это повлекло за собой следующие проблемы:

- не ориентируются в учебных заведениях своего региона;

- не интересуются востребованностью специальности на рынке труда;

- не знают условий труда и критерий по определенной специальности;

- не осознают свои способности, личные качества;

- не учитывают состояние личного здоровья.

Обучение в колледже является ресурсом для дальнейшего профессионального самоопределения личности, которое проявляется в стремлении к продолжению образования, профессиональном развитии в рамках специальности и личностном совершенствовании.

Формирование профессионального самоопределения студента в образовательном процессе колледжа будет эффективным, если саморазвитие рассматривается как значимое личностное образование будущего специалиста среднего звена, и в образовательном процессе реализуются соответствующие педагогические условия и предпосылки.

Карьерное развитие будет более эффективным при использовании обдуманной тактики достижения поставленной цели, применении апробированной технологии поиска работы. Знание общих принципов поиска работы, основных каналов трудоустройства, моделей поиска для разных категорий специалистов, а также подготовка к прохождению важнейших при трудоустройстве испытаний (тестирование и собеседование), составление резюме и заполнение специальных анкет поможет сориентироваться человеку в сложных ситуациях поиска работы, сделать тактику достижений целей в этой сфере максимально эффективной.

Теории, концепции, методического обеспечения дисциплины «Построение карьеры» позволяют обогатить профессиональное мышление будущего специалиста, вооружив его необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для оказания помощи в вопросах выбора профессии, построения карьеры, прохождения кризисных периодов в профессиональном становлении человека, построении и развитии карьеры и другим социально значимым аспектам жизни.

Методическоесопровождения студентов по профессиональному самоопределению поможет повысить уровень мотивации к выбранной специальности и самореализоваться в современном мире.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод. За последнее время карьерные возможности расширились для всех, особенно для профессионалов в своем деле, отличающихся активностью, адаптивностью, способностью к обучению и наличием связей. К сожалению, профессиональная карьера в России на данном этапе частично утратила функции последовательного выявления сильных и нейтрализации слабых сторон личности в силу того, что планированием профессиональной карьеры, как правило, личность начинает заниматься либо слишком поздно, либо не считают нужным это делать вообще.

В связи с вышеизложенным целесообразно сделать вывод о том, что процесс изучения и планирования профессиональной карьеры нужно начинать на более ранних этапах, а точнее уже на начальном этапе выбора профессионального пути – на этапе профориентации в школе, затем более целенаправленно подходить к этому вопросу в процессе профессионального обучения.

 

Список литературы:
1. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013
2. Лубянкина, О.В. Профориентация и профессиональное самоопределение / Дополнительное образование и воспитание. – 2016
3. Гурина И.А., Болатова З.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ТРУДОУСТРОЙСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2022.