Статья:

ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бердник В.А. ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 25(292). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/292/151884 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Бердник Вероника Андреевна
студент, Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Казахстан, г. Уральск

 

Аннотация. В статье анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются дети с особыми потребностями в процессе обучения английскому языку, такие как отсутствие индивидуализации учебного процесса, нехватка специализированных ресурсов, барьеры в коммуникации, недостаток квалификации учителей и слабая интеграция с родителями и специалистами. А также, автор статьи предлагает ряд практических стратегий для адаптации учебного процесса, способствующих преодолению барьеров доступности и созданию инклюзивной среды обучения.

 

Ключевые слова: особые потребности, образовательная программа, дети с ограниченными возможностями здоровья, проблемы, особые образовательные потребности, тьютор.

 

В современном мире знание английского языка является неотъемлемым компонентом успешной интеграции в общество. Однако для детей с особыми потребностями (ОП) этот путь к языковой компетенции зачастую усеян препятствиями. Лица (дети) с особыми образовательными потребностями - лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования [1].

Для детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в школах, должны быть созданы не просто безопасные условия для успешного обучения и социализации, а условия, в рамках цифрового образовательного пространства. Иновацино-технологическая промышленность предлагает различные модификации клавиатур и манипуляторов для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, тактильные и аудио-дисплеи для незрячих пользователей, мониторы Брайля, специализированные мыши для людей с нарушениями слуха и речи. А также активно используется индустрия 3D-печати. К самой новой технологии относиться тактильные голограммы для создания осязаемых наощупь трёхмерных объектов [4]. 

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - задача комплексная и требующая особого подхода. Каждый ребенок уникален, и это особенно важно помнить, работая с детьми с ОВЗ. Ученики с нарушениями слуха, зрения, речи, аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексией и другими особенностями нуждаются в специально разработанных методах и стратегиях обучения, которые помогут им эффективно усваивать материал и раскрыть свой потенциал.

Недостаток доступности в обучении английскому языку для этой категории детей является серьезной проблемой, требующей комплексного решения. Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) сталкиваются с целым рядом проблем в процессе обучения английскому языку. Эти проблемы тесно связаны с особенностями их развития и восприятия, а также с недостатком  адаптированных  учебных  материалов,  оборудования  и  квалифицированных  специалистов. К ключевым проблемам доступности в обучении английскому языку для детей с ООП можно отнести:

1. Недостаток индивидуализации:

  • Неучтенные особенности. Обучение часто строится на универсальном подходе, не учитывающем индивидуальные особенности каждого ученика с ООП. 
  • Неподходящие методы обучения. Методы, эффективные для типично  развивающихся детей, могут быть не подходящими для учеников с ОП,  затрудняя  восприятие  и  усвоение  информации.
  • Отсутствие  адаптированных  материалов. Учебники,  рабочие  тетради  и  дополнительные  ресурсы  часто  не  учитывают  специфические  потребности  учеников  с  ООП.

Ученики с нарушениями слуха, зрения, речи, аутизмом и другими особенностями требуют специальных методов и стратегий, способных помочь им усвоить языковой материал эффективно. Например, ученик с нарушением слуха может испытывать трудности с восприятием речи, поэтому необходим визуальный подход с использованием сурдоперевода, субтитров и карточек. Ученику с аутизмом может потребоваться структурированная среда, четкие инструкции и возможность самостоятельной работы для успешного обучения.

2.  Недостаток специальных ресурсов и кадров:

  • Отсутствие адаптированных учебных материалов.
  • Отсутствие необходимого оборудования.
  • Дефицит квалифицированных специалистов. Недостаток учителей и специалистов, имеющих опыт работы с детьми с ООП, обученных  специальным  методам  и  стратегиям  обучения.
  • Недостаток  опыта: учителя  могут  не  иметь  опыта  работы  с  детьми  с  ОП  и  не  уметь  адаптировать  учебный  процесс  к  особенностям  восприятия  и  обучения  этих  детей.

Школы не всегда имеют достаточное количество специальных приборов для улучшения слуха и зрения, интерактивные доски, компьютеры с программным обеспечением для детей с ОВЗ. Даже отсутствие пандуса для колясок может стать непреодолимой преградой для получения образования. Недостаток специальных ресурсов - серьезное препятствие на пути инклюзивного образования, к примеру, адаптированные учебные материалы: учебники, рабочие тетради, дополнительные ресурсы, учитывающие особенности восприятия и обучения детей с ОВЗ, встречаются крайне редко, особенно для изучения иностранных языков. Нехватка педагогов, прошедших специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ, - одна из ключевых проблем. Важно не только теоретическое обучение учителей, но и наработка практического опыта. А также нехватка профессиональных тьюторов. Тьютор - это педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение ребенка, окажет ему помощь в разработке индивидуальной образовательной траектории. Тьютор действует по принципу индивидуализации и сопровождает ребенка в разработке и освоении им индивидуальной образовательной программы [2]. К сожалению, услуги тьюторов доступны не всем. Также стоит учитывать, что не  все  учителя  английского  языка  обладают  достаточными  знаниями  и  навыками  для  работы  с  детьми  с  ОП,  что  может  приводить  к  неэффективному  обучению  и  усугублению  проблем  доступности.

3. Барьеры в Коммуникации:

  • Трудности  с  речью. Дети  с  нарушениями  речи  могут  иметь  сложности  с  артикуляцией,  произношением  и  грамматикой,  что  препятствует  пониманию  их  речи  и  участию  в  устных  заданиях.
  • Трудности  с  пониманием  речи. Дети  с  нарушениями  слуха  могут  испытывать  трудности  с  восприятием  речи,  что  требует  использования  визуальных  подходов  и  сурдоперевода.

Дети с ОП могут  испытывать  значительные  трудности  в  коммуникации,  что  ограничивает  их  участие  в  уроках  английского  языка. Дети  с  аутизмом могут испытывать трудности с социальным взаимодействием и  коммуникацией, что затрудняет понимание устных инструкций, участие в дискуссиях и игре.

4. Отсутствие  поддержки  и  взаимодействия:

  • Отсутствие сотрудничества  с  родителями. Недостаток  взаимодействия  с  родителями  учеников  с  ОП  может  приводить  к  недостаточному  пониманию  особенностей  ребенка  и  неэффективной  работе  с  ним.
  • Отсутствие  тесного взаимодействия  со  специалистами. Недостаточное  взаимодействие  с  логопедами,  психологами,  сурдопедагогами  может  ограничивать  доступ  к  специализированной  помощи  и  поддержке  ученика.

В современном мире все больше внимания уделяется инклюзивному образованию - системе, которая предоставляет равные возможности для обучения всех детей, вне зависимости от их физических, интеллектуальных или социальных особенностей. Для детей с ООП требуется специальное обучение, одним из пример такого обучения является - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3].

В качестве путей решения выше изложенных проблем, предлагается несколько стратегий адаптации учебного процесса, которые помогут сделать учебный процесс благоприятнее, как для учителя, так и для ученика с ООП:

1. Индивидуальный подход. Создание  индивидуальных  учебных  планов  для  каждого  ребенка с ООП является  основополагающим  принципом  инклюзивного  образования.  План  должен  учитывать  сильные  стороны,  слабые  стороны, интересы и цели ученика. Важно выявлять и развивать способности ребенка, давая ему возможность проявить себя в областях, где он может добиться успеха. А также, важно ставить перед ребенком реальные и достижимые цели,  постепенно повышая уровень сложности и  способствуя  его самореализации. Например, для  ученика  с  нарушениями  зрения  можно  использовать  учебные  материалы  с  увеличенным  шрифтом,  аудиозаписи  текстов  и  специальное  программное  обеспечение  для  чтения  с  экрана, а для  ученика  с  нарушениями  слуха  нужно  использовать  визуальные  помощники,  сурдоперевод  и  учебные  материалы  с  субтитрами.

2. Использование комбинированных методов и стратегий. Для эффективного обучения детей с ОВЗ  важно применять комбинированные методы и стратегии,  которые учитывают разные каналы восприятия информации. Такие как, визуальные  методы: использование картинок,  фотографий,  видеороликов, презентаций; аудиальные  методы: прослушивание  аудиозаписей,  песен,  диалогов,  игр; кинестетические  методы: использование  ролевых  игр,  театрализации,  движений,  игр  с  предметами; и конечно же, интерактивные  методы: использование  онлайн-платформ,  интерактивных  упражнений,  игр  в  группах.

3. Применение современных технологий. К примеру, интерактивные  доски позволяют  использовать  визуальные  материалы,  видеоролики,  интерактивные  упражнения и многое другое, а также онлайн-платформы предоставляют  доступ  к  учебным  материалам,  играм,  видеороликам,  онлайн-переводчикам.

4. Создание инклюзивной среды. Важно  создать  в  классе  атмосферу  уважения, взаимопонимания и поддержки,  где  дети с ООП  могут  чувствовать себя комфортно и уверенно. Неотъемлемым элементом инклюзивного  образования  является  тесное  сотрудничество  с  родителями  детей  с  ОВЗ.  Регулярные  встречи,  обмен  информацией  об  успехах  и  трудностях  ребенка,  совместная  разработка  и  реализация  индивидуальных  планов  развития  - все  это  способствует  созданию  единого  образовательного  пространства  и  обеспечивает  успешную  социализацию  ребенка. Создание  инклюзивной  среды  в  образовательном  учреждении - это  не  только  задача  педагогов,   но  и  всего  общества.  Важно  формировать  у  всех  участников  образовательного  процесса  (учителей,  воспитателей,  детей,  родителей) толерантное  отношение  к  детям  с  ОВЗ,  понимание  их  потребностей  и  готовность оказывать поддержку. И нельзя обойтись без помощи специалистов. Работа  в  тесном  контакте  с  логопедами,  психологами,  сурдопедагогами  и  другими  специалистами,  чтобы  получить  рекомендации  и  помощь  в  работе  с  детьми  с  ОП.

5. Профессиональное развитие учителей. Необходимо предоставлять учителям английского языка возможности для профессионального развития,  включая обучение специальным методам и стратегиям работы с детьми с ООП. Специальные  курсы,  посвященные  инклюзивному  образованию,  методам  обучения  детей  с  разными  типами  особенностей; мастер-классы по демонстрации  практических  приемов  и  методов  работы  с  детьми  с  ООП. Современный подход - создание  платформ  для  обмена  опытом  между учителями, работающими с детьми с ООП.

Обучение английскому языку детей с ООП требует  комплексного  подхода,  учитывающего  индивидуальные  особенности  и  потребности  каждого  ребенка. Преодоление  барьеров  доступности  и  создание  инклюзивной  среды  является  ключом  к  успешному  обучению  этих  детей. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) английскому языку - это сложная и важная задача, требующая особого подхода. Недостаточно просто адаптировать стандартные методики, необходимо создать по-настоящему инклюзивную среду, где каждый ребенок, независимо от его особенностей, сможет раскрыть свой потенциал и освоить иностранный язык. Использование  индивидуальных  подходов, инновационных  технологий  и  профессиональной  подготовки  учителей  может  сделать  обучение  английскому  языку  более  доступным  и  эффективным  для  детей  с  ООП или ОВЗ, создавая  условия  для  их  полноценной  интеграции  в  общество. Важно отметить, что каждая категория детей с ОП имеет свои специфические  трудности,  связанные  с  особенностями  их  развития  и  восприятия.  Учителя  и  специалисты  должны  учитывать  эти  особенности  при  планировании  и  реализации  учебного  процесса. В качестве решения проблем можно предложить установление единых требований к содержанию и организации образовательного процесса; разработать методических рекомендаций для педагогов; а также создать систему оценки качества образования с учетом особенностей детей с ООП.

Стоит понимать, что инклюзивное  образование - это  не  просто  система  обучения,  это  философия,  которая  признает  ценность  каждого  ребенка  и  его  право  на  качественное  образование.  Это  инвестиции  в  будущее,  в  которое  каждый  ребенок  может  внести в развития свое страны или даже всего мира. Поэтому внедрение комплексного подхода к обучению английскому языку детей с ООП - это не благотворительность, а инвестиция в будущее. Ведь знание иностранного языка открывает перед этими детьми новые возможности для образования, профессиональной реализации, общения и полноценной жизни в современном мире.

 

Список литературы:
1. Определение «дети с ОП» - https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200026618
2. Определение «тьютер» - https://multiurok.ru/files/tiutorskoe-soprovozhdenie-uchashchikhsia-s-raznym.html
3. Определение «инклюзивное образование» - https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031#:~:text=9)%20инклюзивное%20образование%20–%20создание,собственности%2C%20а%20также%20языка%20обучения
4. Электронный ресурс https://урок.рф/library/deti_s_osobimi_obrazovatelnimi_potrebnostyami_ink_123031.html