ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(292)
ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация. В статье анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются дети с особыми потребностями в процессе обучения английскому языку, такие как отсутствие индивидуализации учебного процесса, нехватка специализированных ресурсов, барьеры в коммуникации, недостаток квалификации учителей и слабая интеграция с родителями и специалистами. А также, автор статьи предлагает ряд практических стратегий для адаптации учебного процесса, способствующих преодолению барьеров доступности и созданию инклюзивной среды обучения.
Ключевые слова: особые потребности, образовательная программа, дети с ограниченными возможностями здоровья, проблемы, особые образовательные потребности, тьютор.
В современном мире знание английского языка является неотъемлемым компонентом успешной интеграции в общество. Однако для детей с особыми потребностями (ОП) этот путь к языковой компетенции зачастую усеян препятствиями. Лица (дети) с особыми образовательными потребностями - лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования [1].
Для детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в школах, должны быть созданы не просто безопасные условия для успешного обучения и социализации, а условия, в рамках цифрового образовательного пространства. Иновацино-технологическая промышленность предлагает различные модификации клавиатур и манипуляторов для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, тактильные и аудио-дисплеи для незрячих пользователей, мониторы Брайля, специализированные мыши для людей с нарушениями слуха и речи. А также активно используется индустрия 3D-печати. К самой новой технологии относиться тактильные голограммы для создания осязаемых наощупь трёхмерных объектов [4].
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - задача комплексная и требующая особого подхода. Каждый ребенок уникален, и это особенно важно помнить, работая с детьми с ОВЗ. Ученики с нарушениями слуха, зрения, речи, аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дислексией и другими особенностями нуждаются в специально разработанных методах и стратегиях обучения, которые помогут им эффективно усваивать материал и раскрыть свой потенциал.
Недостаток доступности в обучении английскому языку для этой категории детей является серьезной проблемой, требующей комплексного решения. Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) сталкиваются с целым рядом проблем в процессе обучения английскому языку. Эти проблемы тесно связаны с особенностями их развития и восприятия, а также с недостатком адаптированных учебных материалов, оборудования и квалифицированных специалистов. К ключевым проблемам доступности в обучении английскому языку для детей с ООП можно отнести:
1. Недостаток индивидуализации:
- Неучтенные особенности. Обучение часто строится на универсальном подходе, не учитывающем индивидуальные особенности каждого ученика с ООП.
- Неподходящие методы обучения. Методы, эффективные для типично развивающихся детей, могут быть не подходящими для учеников с ОП, затрудняя восприятие и усвоение информации.
- Отсутствие адаптированных материалов. Учебники, рабочие тетради и дополнительные ресурсы часто не учитывают специфические потребности учеников с ООП.
Ученики с нарушениями слуха, зрения, речи, аутизмом и другими особенностями требуют специальных методов и стратегий, способных помочь им усвоить языковой материал эффективно. Например, ученик с нарушением слуха может испытывать трудности с восприятием речи, поэтому необходим визуальный подход с использованием сурдоперевода, субтитров и карточек. Ученику с аутизмом может потребоваться структурированная среда, четкие инструкции и возможность самостоятельной работы для успешного обучения.
2. Недостаток специальных ресурсов и кадров:
- Отсутствие адаптированных учебных материалов.
- Отсутствие необходимого оборудования.
- Дефицит квалифицированных специалистов. Недостаток учителей и специалистов, имеющих опыт работы с детьми с ООП, обученных специальным методам и стратегиям обучения.
- Недостаток опыта: учителя могут не иметь опыта работы с детьми с ОП и не уметь адаптировать учебный процесс к особенностям восприятия и обучения этих детей.
Школы не всегда имеют достаточное количество специальных приборов для улучшения слуха и зрения, интерактивные доски, компьютеры с программным обеспечением для детей с ОВЗ. Даже отсутствие пандуса для колясок может стать непреодолимой преградой для получения образования. Недостаток специальных ресурсов - серьезное препятствие на пути инклюзивного образования, к примеру, адаптированные учебные материалы: учебники, рабочие тетради, дополнительные ресурсы, учитывающие особенности восприятия и обучения детей с ОВЗ, встречаются крайне редко, особенно для изучения иностранных языков. Нехватка педагогов, прошедших специальную подготовку для работы с детьми с ОВЗ, - одна из ключевых проблем. Важно не только теоретическое обучение учителей, но и наработка практического опыта. А также нехватка профессиональных тьюторов. Тьютор - это педагог-наставник, способный обеспечить социально-педагогическое сопровождение ребенка, окажет ему помощь в разработке индивидуальной образовательной траектории. Тьютор действует по принципу индивидуализации и сопровождает ребенка в разработке и освоении им индивидуальной образовательной программы [2]. К сожалению, услуги тьюторов доступны не всем. Также стоит учитывать, что не все учителя английского языка обладают достаточными знаниями и навыками для работы с детьми с ОП, что может приводить к неэффективному обучению и усугублению проблем доступности.
3. Барьеры в Коммуникации:
- Трудности с речью. Дети с нарушениями речи могут иметь сложности с артикуляцией, произношением и грамматикой, что препятствует пониманию их речи и участию в устных заданиях.
- Трудности с пониманием речи. Дети с нарушениями слуха могут испытывать трудности с восприятием речи, что требует использования визуальных подходов и сурдоперевода.
Дети с ОП могут испытывать значительные трудности в коммуникации, что ограничивает их участие в уроках английского языка. Дети с аутизмом могут испытывать трудности с социальным взаимодействием и коммуникацией, что затрудняет понимание устных инструкций, участие в дискуссиях и игре.
4. Отсутствие поддержки и взаимодействия:
- Отсутствие сотрудничества с родителями. Недостаток взаимодействия с родителями учеников с ОП может приводить к недостаточному пониманию особенностей ребенка и неэффективной работе с ним.
- Отсутствие тесного взаимодействия со специалистами. Недостаточное взаимодействие с логопедами, психологами, сурдопедагогами может ограничивать доступ к специализированной помощи и поддержке ученика.
В современном мире все больше внимания уделяется инклюзивному образованию - системе, которая предоставляет равные возможности для обучения всех детей, вне зависимости от их физических, интеллектуальных или социальных особенностей. Для детей с ООП требуется специальное обучение, одним из пример такого обучения является - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3].
В качестве путей решения выше изложенных проблем, предлагается несколько стратегий адаптации учебного процесса, которые помогут сделать учебный процесс благоприятнее, как для учителя, так и для ученика с ООП:
1. Индивидуальный подход. Создание индивидуальных учебных планов для каждого ребенка с ООП является основополагающим принципом инклюзивного образования. План должен учитывать сильные стороны, слабые стороны, интересы и цели ученика. Важно выявлять и развивать способности ребенка, давая ему возможность проявить себя в областях, где он может добиться успеха. А также, важно ставить перед ребенком реальные и достижимые цели, постепенно повышая уровень сложности и способствуя его самореализации. Например, для ученика с нарушениями зрения можно использовать учебные материалы с увеличенным шрифтом, аудиозаписи текстов и специальное программное обеспечение для чтения с экрана, а для ученика с нарушениями слуха нужно использовать визуальные помощники, сурдоперевод и учебные материалы с субтитрами.
2. Использование комбинированных методов и стратегий. Для эффективного обучения детей с ОВЗ важно применять комбинированные методы и стратегии, которые учитывают разные каналы восприятия информации. Такие как, визуальные методы: использование картинок, фотографий, видеороликов, презентаций; аудиальные методы: прослушивание аудиозаписей, песен, диалогов, игр; кинестетические методы: использование ролевых игр, театрализации, движений, игр с предметами; и конечно же, интерактивные методы: использование онлайн-платформ, интерактивных упражнений, игр в группах.
3. Применение современных технологий. К примеру, интерактивные доски позволяют использовать визуальные материалы, видеоролики, интерактивные упражнения и многое другое, а также онлайн-платформы предоставляют доступ к учебным материалам, играм, видеороликам, онлайн-переводчикам.
4. Создание инклюзивной среды. Важно создать в классе атмосферу уважения, взаимопонимания и поддержки, где дети с ООП могут чувствовать себя комфортно и уверенно. Неотъемлемым элементом инклюзивного образования является тесное сотрудничество с родителями детей с ОВЗ. Регулярные встречи, обмен информацией об успехах и трудностях ребенка, совместная разработка и реализация индивидуальных планов развития - все это способствует созданию единого образовательного пространства и обеспечивает успешную социализацию ребенка. Создание инклюзивной среды в образовательном учреждении - это не только задача педагогов, но и всего общества. Важно формировать у всех участников образовательного процесса (учителей, воспитателей, детей, родителей) толерантное отношение к детям с ОВЗ, понимание их потребностей и готовность оказывать поддержку. И нельзя обойтись без помощи специалистов. Работа в тесном контакте с логопедами, психологами, сурдопедагогами и другими специалистами, чтобы получить рекомендации и помощь в работе с детьми с ОП.
5. Профессиональное развитие учителей. Необходимо предоставлять учителям английского языка возможности для профессионального развития, включая обучение специальным методам и стратегиям работы с детьми с ООП. Специальные курсы, посвященные инклюзивному образованию, методам обучения детей с разными типами особенностей; мастер-классы по демонстрации практических приемов и методов работы с детьми с ООП. Современный подход - создание платформ для обмена опытом между учителями, работающими с детьми с ООП.
Обучение английскому языку детей с ООП требует комплексного подхода, учитывающего индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка. Преодоление барьеров доступности и создание инклюзивной среды является ключом к успешному обучению этих детей. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) английскому языку - это сложная и важная задача, требующая особого подхода. Недостаточно просто адаптировать стандартные методики, необходимо создать по-настоящему инклюзивную среду, где каждый ребенок, независимо от его особенностей, сможет раскрыть свой потенциал и освоить иностранный язык. Использование индивидуальных подходов, инновационных технологий и профессиональной подготовки учителей может сделать обучение английскому языку более доступным и эффективным для детей с ООП или ОВЗ, создавая условия для их полноценной интеграции в общество. Важно отметить, что каждая категория детей с ОП имеет свои специфические трудности, связанные с особенностями их развития и восприятия. Учителя и специалисты должны учитывать эти особенности при планировании и реализации учебного процесса. В качестве решения проблем можно предложить установление единых требований к содержанию и организации образовательного процесса; разработать методических рекомендаций для педагогов; а также создать систему оценки качества образования с учетом особенностей детей с ООП.
Стоит понимать, что инклюзивное образование - это не просто система обучения, это философия, которая признает ценность каждого ребенка и его право на качественное образование. Это инвестиции в будущее, в которое каждый ребенок может внести в развития свое страны или даже всего мира. Поэтому внедрение комплексного подхода к обучению английскому языку детей с ООП - это не благотворительность, а инвестиция в будущее. Ведь знание иностранного языка открывает перед этими детьми новые возможности для образования, профессиональной реализации, общения и полноценной жизни в современном мире.