Статья:

Коммуникативные компетенции младшего школьника в рамках ФГОС НОО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Крылова А.А. Коммуникативные компетенции младшего школьника в рамках ФГОС НОО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/74160 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коммуникативные компетенции младшего школьника в рамках ФГОС НОО

Крылова Анна Александровна
магистрант, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

COMMUNICATIVE COMPETENCIES OF A PRIMARY SCHOOL STUDENT WITHIN FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD PRIMARY GENERAL EDUCATION

 

Anna Krylova

Undergraduate, Moscow City University, Russia, Moscow

 

Аннотация. Статья посвящена понятию коммуникативных компетенций младшего школьника, видам компетенций, взгляды зарубежных и отечественных исследователей данной проблемы. Также дано отличие понятий «компетенция» и «компетентность».

Abstract. The article is devoted to the concept of communicative competencies of a primary school student, types of competencies, the views of foreign and domestic researchers of this problem. A distinction is also given to the terms «competence» and «skills».

 

Ключевые слова: компетенции; коммуникативные компетенции; младший школьник; Федеральный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования.

Keywords: competencies; communicative competencies; primary school student; Federal State Educational Standard of Primary General Education, skills.

 

Понятие «компетенция» пришло из сферы умений, оно определяет способность, основанную на навыках, познаниях, способностях и ценностей, приобретенных в процессе обучения. Принципиальное отличие  умение, как действие в заданной ситуации, и компетенцию, которая порождает действие. Отсюда ясно, умение и УУД — это предметные, личностные и метапредметные компетенции учащихся в практической реализации. Понятие компетентности во ФГОС значительно больше, поскольку формируется под воздействием окружения, идеи работы образовательного учреждения, запросов потребителей образовательных услуг и непосредственных участников образовательного процесса.

Понятие «коммуникативная компетенция» вошло в обиход на основе идей американского лингвиста Н. Хомского о лингвистической компетенции.

Лингвистическую компетенцию Н. Хомский назвал как «систему умственных способностей, систему знаний и убеждений, которая развивается в юном возрасте и взаимодействует со многими другими факторами определяющими виды поведения» [5].

Исследователь Д. Хаймс использовал такой смысл понятия «коммуникативная компетенция». По его задумке суть коммуникативной компетенции заключалась «в нравственном понимании, осознании уместном использовании языка в различных жизненных ситуациях. Устройство коммуникативной компетенции включала в себя: грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, дискурсивную компетенции» [2].

М. Канейл и М.Свейн выделили четыре основных вида компетенции, которые взаимодействуют с системой знаний, умений и формируют коммуникацию. Это следующие компетенции:

- в грамматическую компетенцию входит: лексика, фонетика, правописание, семантика и синтаксис;

- социолингвистическая- соотношение высказываний по форме и смыслу в определенной ситуации, контекстному фону;

- дискурсивная компетенция: правильное построение целостных, связных и логичных выражений в устной и письменной речи;

- стратегическая компетенция: компенсация особыми средствами недостаточность знания языка, речевого и социального опыта общения в иноязычной среде[1].

«В отечественной лингводидактике термин «коммуникативная компетенция» был введен в научный обиход М.Н. Вятютневым. Он внес своё предложение, каким образом можно понимать коммуникативную компетенцию,  «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от возможностей человека ориентироваться в той или иной обстановке общения. Уметь систематизировать ситуации в зависимости от темы, задач, возникающих у учеников до беседы, и во время беседы,  в процессе взаимной адаптации» [3].

И. А. Зимняя считает, что коммуникативная компетенция – это «овладение сложными коммуникативными способностями и умениями, составляющих адекватные умения в новых социальных структурах, знание культурных общепринятых норм и ограничений в общении, познание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентация в коммуникативных средствах, свойственных национальному, сословному менталитету»[4, с.13].

В нормативно-правовом документе ФГОС представляются различия понятий «компетенция» и «компетентность». Мы под компетенцией осознаём «комплекс определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы», а под компетентностью — «умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности» [1].

Можно сказать что, компетенция является условием формирования и проявления соответствующей компетентности, а компетентность, в свою очередь, является условием удачной реализации, соответствующей ей компетенции.

Таким образом, можно сделать вывод: невзирая на всевозможные подходы к определению и пониманию, коммуникативная компетенция имеет вполне четкую структуру, в которую входят: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

Самым лучшим вариантом развития коммуникативных компетенций представляется естественное становление этих навыков и наилучшая адаптация к окружающей среде. Умение общаться улучшает наши социальные отношения. Это поможет нам чувствовать себя более компетентными и уверенными в разных вопросах.

Принципиально важно уделять внимание развитию этих навыков в процессе преподавания в начальной школе. В случае если мы попытаемся научить ребят устанавливать контакт с учащимися и общаться друг с другом без проблем, из них вырастут способные самостоятельно решать проблемы и удовлетворенные собой взрослые люди. Не считая того, мы сможем гораздо улучшить взаимодействие между детьми, если они научатся лучше понимать, что они хотят донести друг до друга, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли. При обучении школьника коммуникативным компетенциям мы сами должны быть достойными коммуникаторами. Нельзя эффективно передавать эти знания, не являясь правильным образцом для подражания.

 

Список литературы:
1. Canale, M. and Swain, M, 1980. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics 1: p. 47
2. Hymes, D. On Communicative Competence. Harmondsworth: Penguin, 1972, pp. 269-293.
3. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н.Вятютнев // Русский язык за рубежом. - 1977. - № 6. - С. 38-45.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
5. Хомский Н. Язык и мышление / Н.Хомский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 122 с.