Статья:

Особенности разработки концепции проекта в образовательных организациях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Воробьев В.Ю. Особенности разработки концепции проекта в образовательных организациях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65436 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности разработки концепции проекта в образовательных организациях

Воробьев Владимир Юрьевич
магистрант, филиал РАНХиГС Уральский институт управления, РФ, г. Екатеринбург

 

Предмет исследования. Концепция проекта в образовательных организациях.

Цель исследования. Определение основных особенностей разработки концепции проекта в образовательных организациях.

Методы исследования. Изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, опрос, аналогия.

Результаты. Определены возможные риски в рамках проектирования в образовательной организации.

Научная новизна. Систематизированы основные шаги к анализу рисков проекта в образовательных организациях.

 

Ключевые слова: концепция проекта, диагностика, особенность совершенствования, основополагающие факторы, состав проектирования в образовательной организации.

 

Введение

Система образования Российской Федерации имеет определённые особенности, которые накладывают отпечаток на процесс разработки концепции и реализации проекта в этой сфере.

Целью данной статьи является разработка возможных рисков и систематизация особенностей проектирования в образовательной организации.

Управление образованием – это сложная многоуровневая и многокомпонентная система мероприятий, обеспечивающая рациональное функционирование отрасли и ее ресурсов (кадры, организации системы образования, материально-техническая база, финансирование).

Объектом исследования выбрано образовательные организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Предметом исследования является систематизация особенностей проектирования в образовательных организациях.

Система управления и проектирования в образовательных организациях

Особенности административно-правового статуса учреждения образования предопределяются тем, что: во-первых, оно никогда не рассматривалось в самостоятельном значении, в отрыве от системы образования, элементом которой оно признается; во-вторых, административно-правовой статус данных учреждений состоит из определенных государством свойств (прав и обязанностей) учреждения как субъекта административного права, характеризующих потенциальные возможности самого учреждения вступать в административно-правовые отношения в рамках своей правосубъектности и компетенцию государственных и муниципальных органов, которой они обладают в области установления и обеспечения реализации организацией его административно-правового статуса;  в-третьих, административно-правовой статус учреждений образования характеризуется наличием ряда элементов.

Во-первых, любая система финансирования образования выполняет ряд определенных функций: формирование средств, их объединение, покупка и финансовое обеспечения предоставления образовательных услуг. Анализ каждой из них позволяет конструктивно обсуждать, какая система финансирования образования строится в России. 

Во-вторых, государственное финансирование общего образования, как и всего образования в целом, осуществляется на нормативной основе в соответствии с государственным заданием на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования, выдаваемым органами государственной власти субъектов федерации.  Нормативные затраты определяются ими по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными стандартами (далее – ФГОС) в расчёте на одного обучающегося и с учётом различных форм обучения и реализации образовательных программ, в том числе и с использованием различных образовательных технологий, типов образовательных организаций, создания в образовательных организациях особых условий для обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также безопасных условий обучения и воспитания и охраны здоровья обучающихся. 

Учреждение образования как объект проектирования и бизнес-планирования является объектом с ограниченными ресурсами - задаются внешние условия деятельности и нормируется процесс расходования средств.

Владение методикой проектирования в общем понимании этого процесса воспринимается в системе образования чаще применительно к инвестиционным проектам. Подчеркивая общность методологических и методических подходов к составлению инвестиционных, инновационных и иных планов развития применительно ко всем отраслям и сферам деятельности, методика составления эффективного проекта деятельности объектов образования имеет ряд специфических особенностей. Однако, термин «проект» сохранен для определения процессов планирования и прогнозирования деятельности учреждений образования, так как является емким и общепринятым понятием.

Методика проектирования в учреждениях образования характеризуется ключевыми определениями: эффективное планирование и управление; нормативное расходование ресурсов; аналитический характер процесса составления перспективной стратегии развития.

Кроме того, миссия планирования подчинена целям достижения экономической эффективности деятельности учреждения образования. Выход на суммарную эффективность функционирования возможен при последовательной оптимизации факторных показателей его развития. Причем, среди этих показателей будут как управляемые, так и неуправляемые, но создающие фон развитию бюджетного учреждения.

В учреждениях образования, находящихся в условиях жесткого администрирования и нормативного распределения, бизнес-проектирование в принципе невозможно, даже если так называется технико-экономическое обоснование освоения получаемых денежных средств.

Под учреждением образования понимается частная коммерческая и некоммерческая организация, без учета специфики рынка образовательных услуг проекты не реалистичны. Кроме того, нужна внятность курса организационного развития самому учреждению образования.

Практика показывает, что стратегической направленности не имеет абсолютное большинство учреждений образования. Для выработки стратегии организационного развития, собственно, и нужно проектирование. Это – во-первых. Необходимость расширения и развития требует упорядочения представлений о том, как оно должно происходить. Наконец, если в настоящее время менеджмент в образовательных учреждениях находится в зачаточном состоянии, то в недалекой перспективе ценность хорошего управляющего возрастет очень высоко, давая работу хед-хантерам.

Проект – это комплекс планируемых мероприятий, это может быть инновационное изменение существующего, или расширение существующего, при котором наряду с функционированием действующего порядка в образовательном учреждении на его базе инициируется, по существу, нововведение.

Проект должен продемонстрировать ясное представление общего состояния дел на входе; того, что необходимо достичь на выходе; процесса перехода из одного состояния в другое. Содержание проекта включает: формулирование идеи проекта; детальную схему реализации проекта; определение потребностей проекта; разработку системы сигнальных показателей эффективности реализации проекта; установление рисков неэффективной реализации проекта и мер их устранения.

Зачем (why). Все начинается с определения цели проекта. Существующая технология целеполагания SMART различает цели-что (результат) и цели-как (образ действий). Цели должны быть: S - specific (конкретны); M - measured (измеримы); A - associated (согласованы); R - relevant (релевантны); T – time-linked (с указанием срока). Цель проекта напрямую корреспондирует миссии и стратегии.

Кто (who). Хозяйствующий субъект – это собственник. Он представлен государственными органами образования РФ.

Что (what). Товаром (продукцией) образовательных учреждений РФ являются образовательные услуги. Услуги вообще обладают признаками неосязаемости, неспособности к хранению, неразрывности производства и потребления, изменчивости. Образовательные услуги имеют специфику в том, что это особым образом структурированная информация, полученная из опыта предшествующих поколений, служащая целям создания материальных и интеллектуальных образовательных продуктов (программ, учебников, пособий и т.п.). Результатом их потребления является комплекс приобретенных качеств и способностей. Образовательные учреждения не участвуют в сделках купли-продажи рабочей силы на рынках труда и не получают в результате таких сделок материальную выгоду.

Для целей создания концепции проекта и его реализации имеет значение, насколько договор о возмездном оказании образовательном услуги раскрывает ее содержание как товара. Демонстрация товарных характеристик образовательных услуг как объекта производства и реализации является ключевым пунктом бизнес- проектирования, поскольку именно этим, прежде всего, определяется прибыльность проекта.

Как (how). Хозяйствующий субъект строит свою деятельность исключительно на основе договоров – не только с заказчиком своей продукции (получателем и плательщиком за медицинские услуги), но и с поставщиками товаров, работ, услуг. Тем самым формируется воспроизводящийся цикл in-out – поступления в бизнес преобразуются им в готовую продукцию, реализуемую потребителю. Чтобы этот цикл воспроизводился без пауз и потерь, необходимо, чтобы каждый элемент бизнеса функционировал технологично, а каждый работник хозяйствующего субъекта, во-первых, делал свое дело; во-вторых, грамотно; в-третьих, в общем единстве бизнес-процессов. Это означает, что менеджмент должен заниматься своим делом, производственный (педагогический) персонал – своим, технический персонал – своим. Для целей проектирования имеет значение надлежащий выбор персоналий соответствующей квалификации раздельно по назначению деятельности. Отбор педагогического персонала, в конечном счете, определяется типом производственного процесса (3), который планируется в проекте. Отбор менеджмента определяется способностью достижения цели проекта, а потому – уровнем экономических, юридических и управленческих познаний и опытом руководства хозяйствующими субъектами в условиях рынка. Демонстрация правильности выбора персоналий – в особенности топ-менеджмента – является показателем осуществимости проекта при глубоко продуманном, квалифицированном и выполнимом проекте.

Где (where). Пространством, где субъект предпринимает товарную интервенцию, является рынок. При всем многообразии факторов, действующих на рынке, их можно определенным образом сгруппировать и проанализировать по группам (4). Для этого предназначен STEP-анализ (5), выделяющий и исследующий факторы: S – social (социальные); T – technological (технико-технологические); E – economical (экономические) и P – political (политико-правовые).

Ведущим над групповым фактором влияния на рынок образовательных услуг является то обстоятельство, что государство может закрепить критерии, по которым граждане получают доступ к тому или иному виду образовательных услуг и то, что у государства отсутствует достаточный объеме финансовых средств для полного содержания системы образования. Оно выступает не только как гарант качества образования, но и как заинтересованная сторона – заказчик и потребитель.

Заключение

Таким образом, охарактеризовав особенности проектирования в образовательных организациях, мы можем выявить основные риски проектирования в сфере образования:

- в рамках политических компаний, которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации;

- высокий риск гражданской ответственности;

- нематериальность образовательных услуг при асимметрии информации порождает высокую вероятность потребительского экстремизма – высокий риск финансовых затрат на непроизводительные потери времени;

- чрезмерные требования государства к профессиональной квалификации сотрудников и контроль государственных органов порождают высокую зависимость от персонала – высокий риск убытков в нормальном бизнес-процессе;

- приоритет образовательной, предметной квалификации перед деловой, низкий уровень менеджмента, пренебрежение знаниями, навыками, умениями бизнес-администрирования порождают высокую вероятность деградации – высокий риск финансовой несостоятельности и ликвидации проекта.