Формирование компетенций студентов педагогического вуза
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)
Формирование компетенций студентов педагогического вуза
Требования измерения уровня сформированности различных компетенций, как контроль результатов обучения является большой сложностью и в теоретическом, и в практическом плане. Прежде всего, данная оценка должна проводится как целенаправленный упорядоченный процесс, определяющий набор и достигнутый уровень компетенций. Чтобы выполнить новые требования к контрольно-оценочной деятельности, вузам необходимо сформировать фоны оценочных средств и создать службы оценки учебных достижений) и компетенций.
Наивысшую трудность заключается в необходимости выражения оценки количественно. Для этого важно четко определить критерии оценивания, они должны быть понятными, лаконичными, простыми для проверки результата.
На основе содержания дисциплины и предъявляемых к обучающимся требованиям в рамках ФГОС 3++ нами были разработаны диагностические материалы в рамках дисциплины «Опасные ситуации техногенного характера и защиты от них» для определения уровней сформированности компетенций УК-8 Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций; ОПК-1 - способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; ПК-6 Способен к обеспечению охраны жизни здоровья обучающихся [1].
В рамках исследования для формирования компетенций был разработан комплекс заданий с использованием бально-рейтинговой системы. Использование бально-рейтинговой системы позволяет будущим педагогам развиваться в различных проявлениях, так как предполагает «накопление оценки» в множестве видах деятельности.
При разработке заданий были выстроены четкие, конкретные критерии оценивания, позволяющие переводить качественные результаты в количественные.
Представим некоторые задания, используемые в рамках исследования.
Задание 1. (Самостоятельное задание) Анализ и решение ситуационной задачи.
Инструкция. Прочтите текст. Выполните задания под текстом.
1. На предприятии «УралХимПласт» произошел прорыв, и утечка вещества, образовалось облако хлора, которое распространилось на 6 км и достигло жилого сектора на северо-восток скорость ветра 2 м/с. В катастрофе пострадало более 80 человек. Из них в больницу было отправлено 20. Всего с завода было эвакуировано 250 сотрудников с отравлениями различной степени.
Осуществите анализ аварии, определив в качестве аналитических позиций следующие:
- вид аварии;
- изобразите зоны аварии
- причины, последствия и их взаимосвязь.
- поражающие факторы (первичные, вторичные)
- Дайте оценку последствий аварии
Каждая из верно выполненных позиций оценивается в 1 балл.
Инструкция: Разработайте инструкцию «Действия населения при аварии с утечкой аммиака» для одного из классов: 5,8,11.
Проанализируйте инструкцию на соответствие критериев:
- Инструкция разработан в соответствии с возрастными особенностями выбранного класса;
- верно указаны действия при аварии;
- указан последовательный алгоритм действий;
- Иллюстративный материал соответствует ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
Каждая из верно выполненных позиций оценивается в 1 балл
Теоретические выводы исследователей нашли подтверждения в проведенной опытно-поисковая работе.
Выборка: студенты группы Нт-202о БФК. В рамках освоения содержания учебной дисциплины «Опасные ситуации и защита от них» использовались задания с описанием. Сравнительные результаты входного и итогового контроля сформированности компетенций свидетельствуют о положительной динамике при использовании бально-рейтинговой системы (рис).
Рисунок. Сравнение вводного и итогового контроля сформированности компетенций
Пороговый уровень: обучающийся имеет представление о свойствах, признаках явлений и процессов. Вычленяет необходимый предмет из общего ряда, знает и репродуктивно воспроизводит учебный материал.
Продвинутый уровень: обучающийся воспроизводит учебный материал и способен его объяснить на конкретных примерах, устанавливает связи между явлениями, указывает параметр для сравнения процессов. Применяет полученные умения и знания в стандартных ситуациях.
Высокий уровень: обучающийся применяет полученные умения и знания в нестандартных ситуациях, способен к изменению, развитию ситуацией с аргументацией, созданию нового. Творческий уровень.
При формировании компетенций и их оценки эффективнее использовать комплекс разнообразных методов, чередовать парную, групповую, индивидуальную работу, учитывать содержания изучаемого курса и возрастных особенностей обучающихся.