Статья:

Формирование компетенций студентов педагогического вуза

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Федюнина А.С. Формирование компетенций студентов педагогического вуза // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/79478 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование компетенций студентов педагогического вуза

Федюнина Алена Сергеевна
студент, ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет Филиал в г. Нижний Тагил, РФ, г. Нижний Тагил

 

Требования измерения уровня сформированности различных компетенций, как контроль результатов обучения является большой сложностью и в теоретическом, и в практическом плане. Прежде всего, данная оценка должна проводится как целенаправленный упорядоченный процесс, определяющий набор и достигнутый уровень компетенций. Чтобы выполнить новые требования к контрольно-оценочной деятельности, вузам необходимо сформировать фоны оценочных средств и создать службы оценки учебных достижений) и компетенций.

Наивысшую трудность заключается в необходимости выражения оценки количественно. Для этого важно четко определить критерии оценивания, они должны быть понятными, лаконичными, простыми для проверки результата.

На основе содержания дисциплины и предъявляемых к обучающимся требованиям в рамках ФГОС 3++ нами были разработаны диагностические материалы в рамках дисциплины «Опасные ситуации техногенного характера и защиты от них» для определения уровней сформированности компетенций УК-8 Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций; ОПК-1 - способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики; ПК-6 Способен к обеспечению охраны жизни здоровья обучающихся [1].

В рамках исследования для формирования компетенций был разработан комплекс заданий с использованием бально-рейтинговой системы. Использование бально-рейтинговой системы позволяет будущим педагогам развиваться в различных проявлениях, так как предполагает «накопление оценки» в множестве видах деятельности.

При разработке заданий были выстроены четкие, конкретные критерии оценивания, позволяющие переводить качественные результаты в количественные.

Представим некоторые задания, используемые в рамках исследования.

Задание 1. (Самостоятельное задание) Анализ и решение ситуационной задачи.

Инструкция. Прочтите текст. Выполните задания под текстом.

1. На предприятии «УралХимПласт» произошел прорыв, и утечка вещества, образовалось облако хлора, которое распространилось на 6 км и достигло жилого сектора на северо-восток скорость ветра 2 м/с. В катастрофе пострадало более 80 человек. Из них в больницу было отправлено 20. Всего с завода было эвакуировано 250 сотрудников с отравлениями различной степени. 

Осуществите анализ аварии, определив в качестве аналитических позиций следующие:

  1. вид аварии;
  2. изобразите зоны аварии
  3. причины, последствия и их взаимосвязь.
  4. поражающие факторы (первичные, вторичные)
  5. Дайте оценку последствий аварии

Каждая из верно выполненных позиций оценивается в 1 балл.

Инструкция: Разработайте инструкцию «Действия населения при аварии с утечкой аммиака» для одного из классов: 5,8,11.

Проанализируйте инструкцию на соответствие критериев:

  1. Инструкция разработан в соответствии с возрастными особенностями выбранного класса;
  2. верно указаны действия при аварии;
  3. указан последовательный алгоритм действий;
  4. Иллюстративный материал соответствует ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

Каждая из верно выполненных позиций оценивается в 1 балл

Теоретические выводы исследователей нашли подтверждения в проведенной опытно-поисковая работе.

Выборка: студенты группы Нт-202о БФК. В рамках освоения содержания учебной дисциплины «Опасные ситуации и защита от них» использовались задания с описанием. Сравнительные результаты входного и итогового контроля сформированности компетенций свидетельствуют о положительной динамике при использовании бально-рейтинговой системы (рис).

 

Рисунок. Сравнение вводного и итогового контроля сформированности компетенций

 

Пороговый уровень: обучающийся имеет представление о свойствах, признаках явлений и процессов. Вычленяет необходимый предмет из общего ряда, знает и репродуктивно воспроизводит учебный материал.

Продвинутый уровень: обучающийся воспроизводит учебный материал и способен его объяснить на конкретных примерах, устанавливает связи между явлениями, указывает параметр для сравнения процессов. Применяет полученные умения и знания в стандартных ситуациях.

Высокий уровень: обучающийся применяет полученные умения и знания в нестандартных ситуациях, способен к изменению, развитию ситуацией с аргументацией, созданию нового. Творческий уровень.

При формировании компетенций и их оценки эффективнее использовать комплекс разнообразных методов, чередовать парную, групповую, индивидуальную работу, учитывать содержания изучаемого курса и возрастных особенностей обучающихся.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ дата обращения: 18.07.2020).
2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 18.06.2020).