Статья:

Использование нетрадиционных методов обучения в процессе обучения английскому языку

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Горбунова А.В. Использование нетрадиционных методов обучения в процессе обучения английскому языку // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 20(113). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/113/72820 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование нетрадиционных методов обучения в процессе обучения английскому языку

Горбунова Алина Валентиновна
студент, Елабужский институт К(П)ФУ, РФ, г. Елабуга

 

Социальные перемены, которые происходят в нашем обществе, создают необходимость постоянного и непрерывного совершенствования системы образования. Внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения и реформирования в сфере образования в эпоху глобализации являются важнейшим условием нравственного, интеллектуального и творческого развития школьников. В связи с этим всё больше становятся популярными нетрадиционные методы обучения в учебной деятельности, и в том числе в обучении английскому языку. Изучение нового языка –  сложный процесс, который требует немало усилий от учащихся. В целях повышения и поддержания интереса учащихся к изучению иностранного языка в учебной деятельности могут использоваться нетрадиционные методы  преподавания, потому что такие уроки проводятся разнообразно и увлекательно.

Обучение иностранному языку имеет свои различия от обучения другим предметам. Урок иностранного языка основывается  на речевой направленности, ситуативности, индивидуализации, функциональности, и конечно же на новизне [3]. Речевая направленность является основой обучения иностранному языку и она тесно связана с ситуативностью, потому что изучение языка направлена, в первую очередь, на обладание навыками говорения, а это все происходит именно в рамках какой – нибудь ситуации, т.е. речь не бывает вне ситуации [3]. Что касается индивидуализации, сочетание и использование различных форм: индивидуальной, парной, групповой и коллективной формы работы помогает уменьшить разрыв между преуспевающими, средними и слабыми учащимися [3]. Под новизной понимаются  все новые методы и формы обучения, которые помогают учителю заинтересовать учащихся.

Нетрадиционные методы обучения, в основном, направлены  на то, чтобы ученик перестал быть пассивным участником образовательного процесса. При планировании урока английского языка учителям необходимо обратить внимания на то, что на уроках должен преобладать групповая, парная и конечно же индивидуальная работа. Это позволит учителю максимально просто и легко создать ситуации для обсуждения, придумать различные задания, игры, которые способствуют формированию регулятивных и коммуникативных УУД. Но подбор методов и форм должен осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. [4].  Нетрадиционные методы могут применяться как самостоятельно, так и в качестве целого урока или  только в определенном этапе урока.

Игровые технологии являются отличным приемом обучения иностранному языку, который значительно облегчает учебный процесс, делая материал более доступным для восприятия. На уроках, исходя из функций, могут применяться разные виды игр: подвижные, творческие, дидактические, ролевые и т.д. Большой плюс этой технологии: материал запоминается непроизвольно, т.к. учебный материал усваивается в практической деятельности.  К наиболее популярным формам игровых технологий, относится метод квеста, который вошел в образовательный процесс еще только в 70– х годах. “Quest” в переводе c английского означает «поиск, предмет поиска, поиск приключений».  Квест имеет свой сюжет с определенной целью, свои правила игры, несет в себе учебный материал. Этот метод может применяться не только с целью развития навыков чтения или аудирования, но так же способствовать активизации логического и творческого мышления, расширению кругозора учащихся [Стронина 2009, 95]. В результате квест – игры у учащихся активизируются такие качества как возможность узнать новое; стремление помериться силами; ответственность за команду; желание заслужить одобрение сверстников и т.д.

Изучение иностранного языка – это не только заучивание слов, грамматики, правил языка, но и знакомство с носителями языка, с новой страной, иноязычной культурой. Очень важно, чтоб на уроках английского языка присутствовало наглядное представление о традициях, о жизни людей, об языковых особенностях англоговорящих стран. И, естественно, всего без этого овладение коммуникативной компетенцией школьникам дается весьма трудно. При обучении устной и письменной речи на уроках английского языка активно могут применяться видеоматериалы. «Видеофильм имеет довольно сильное эмоциональное воздействие на учащихся, влияет на формирование личностного отношения к увиденному» считает И.М. Андреасян [1]. Действительно, эмоциональность  влияет на интенсивность внимания, что активизирует процесс запоминания материала и появления у учащихся личного мнения к увиденному.  Существует множество вариантов использования видеоматериалов при планировании урока: объяснение темы с видеоматериалом, заполнение видеопропусков, ответы на вопросы, анализ, комментарии к видео, знакомство с культурой страны и многое другое. В наше время очень легко найти различные видео в открытом доступе, но важно, чтоб они содержали достоверную информацию. У издательства Oxford University Press есть фильмы на английском языке «Window on Britain», который состоит из нескольких частей, которые могут применяться при изучении жизни людей и культуры Британии. Они адаптированы для учащихся с базовыми знаниями, и соответственно легко воспринимаются и запоминаются.

Кейс – метод при обучении английскому языку осуществляется следующим образом: учащимся предлагается осмыслить, проанализировать ситуацию, который требует несколько вариантов решения данной проблемы. Большое преимущество этого метода в том, что позволяет оптимально сочетать   практику с теорией, даёт возможность работать с разными источниками [2]. Метод – кейса содержит в себе все виды речевой деятельности, что делает его универсальным методом: чтение, письмо, говорение, аудирование, что позволяет учителю всесторонне контролировать учебный процесс, выявить слабые стороны учащихся. Но урок с использованием кейс-метода будет успешен в том случае, если содержания кейса интересна, учащиеся подготовлены и заинтересованы, готовность учителя к организации дискусии.

Однозначно, использование нетрадиционных методов обучения раскрывает творческий потенциал учащихся, расширяет их кругозор, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка. Но, в любом случае,  результативность учебного процесса во многом зависит от опытности учителя правильно планировать, организовать урок и умело выбрать форму проведения занятия при обучении школьников иностранному языку.

 

Список литературы:
1. Верикосин Ю.И. Видеофильмы как средство мотивации школьников при обучении иностранным языкам / Ю.И. Верикосин // Иностранные языки в школе. – 2003. –  №5. С. 234.
2. Гончаров М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: ин. языки в высшей школе. Сборник науч. статей / Под. Ред. Ю.Б. Кузьменковой – : Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. – С. 95-100.
3. Соловова Е.Н.  Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций [Текст] : пособие для студ. пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. –  3– е изд. –  М. : Просвещение, 2005. –  239 С. 
4. Эльконин Д.Б. Детская психология : учебное пособие / Д.Б. Эльконин ; Ред. Б.Д. Эльконин. – 3– е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2006. – 384 с.