Статья:

СУЩНОСТЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Владимирова Е.Г. СУЩНОСТЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 17(240). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/240/126209 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩНОСТЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Владимирова Елена Геннадьевна
студент, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга
Галич Татьяна Николаевна
научный руководитель, ФГАОУВО Казанский (Приволжский) Федеральный Университет Елабужский институт(филиал), РФ, г. Елабуга

 

THE ESSENCE OF FOLK TRADITIONS AFFECTING THE MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

 

Elena Vladimirova

Student, FGAOUVO Kazan (Volga Region) Federal University Yelabuga Institute (branch), Russia, Yelabuga

Tatyana Galich

Scientific adviser, FGAOUVO Kazan (Volga Region) Federal University Yelabuga Institute (branch), Russia, Yelabuga

 

Аннотация. В статье рассматривается, как народные традиции оказывают влияние на нравственное воспитание младших школьников. Приводится определение народных традиций, дается классификация народных традиций. Описываются примеры народных традиций и праздников татарской и русской национальностей.

Abstract. The article examines how folk traditions influence the moral education of younger schoolchildren. The definition of folk traditions is given, the classification of folk traditions is given. Examples of folk traditions and holidays of Tatar and Russian nationalities are described.

 

Ключевые слова: этнопедагогика, народные традиции, народные праздники, народные игры, нравственное воспитание, нравственность младших школьников

Keywords: ethnopedagogy, folk traditions, folk festivals, folk games, moral education, morality of younger schoolchildren

 

Этнопедагогика и является той наукой, которая занимается изучением возможностей использования и развивающего потенциала средств культурных традиций и народной педагогики в воспитании и образовании детей [2, с. 11].

Народная педагогика является не только естественным процессом, но и неотъемлемой частью жизни каждого народа. Она вбирает в себя все лучшее, что хранится и передается из века в век как духовные и нравственные народные сокровища. В народном воспитании детей самым главным является процесс естественного, многообразного богатого общения поколений. Использование идей народной педагогики позволяет уже с малых лет включать детей в педагогический процесс, который направлен на воспитание, самовоспитание, взаимное воспитание, и при этом обеспечивается максимальная самостоятельность воспитуемых [5].

Традиции и обычаи являются наиболее устойчивой основой народной духовной культуры. Традиция понимается как социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся не только в обществе в целом, но и в отдельных социальных группах и в личностях в течение длительного времени. Традиция охватывает не только материальные и духовные ценности (объекты наследия), но и процесс наследования, и способы наследования. В переводе с латинского traditioп - это передача и предание. В традиционной культуре воспитания русского или татарского народа они играли решающую роль в формировании нравственных принципов, привычек. Дети в повседневной жизни на примере старших, а также принятых в обществе норм и правил взаимоотношений, понятий добра и зла, чести и справедливости воспринимали и усваивали эстетические и этические идеалы народа, его представления о человеческой добродетели и пороках [2].

Воспитательное значение традиций заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у детей и подростков определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

Традиции, обычаи, обряды, праздники, содержащие в себе надежно проверенные временем и историческим отбором знаний, умений и навыков человечества, представляют для образования предмет социальной востребованности и актуальности [1]. 

Традиция является своеобразным средством социализации человека, социального воспитания ребенка. В контексте анализа роли традиций в семейном воспитании, традиция – это, прежде всего, определенные ценности, которые передаются от одного поколения к другому: нормы поведения, обычаи, идеи, порядки, взгляды, вкус и т. п. Исследователи С.К. Бондырева и Д.В. Колесов, Репринцева Г.И., Азизова Н.Р. рассматривают традицию как преемственность/связь во времени [3].

Народные традиции представляют собой совокупность обычаев и норм поведения, принятых в народе и передаваемых от старшего поколения младшему. Особое значение народные традиции имеют в укреплении семей и воспитания детей [2].

У каждого региона свои народные традиции. Нравственное воспитание посредством народных традиций Республики Татарстан - это процесс воспроизводства у новых поколений людей социального и культурного наследия татарского народа, которые были выработаны им в течение длительного времени (веками, столетиями). В качестве традиций выступают определенные обществом татарского региона установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.п. Традиции татарских народов прямо обращены к духовному миру человека, они выполняют роль средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. На рисунке представлены несколько групп народных татарских традиций как источника и средства нравственного воспитания личности (Рис. 1..

 

Рисунок 1. Группы народных традиций

 

Традиции выполняют общие социальные функции - являются средством стабилизации отношений в жизни новых поколений. Традиции - прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Кроме того, традиции имеют свое идейное содержание (формулу) [4].

Идейным содержанием (формулой) традиции - всегда выступает норма или принцип поведения, и самое главное, духовные качества, необходимые для утверждения характера поведения.

Социальное назначение народных традиций выражается в том, что они являются средством формирования и передачи новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношении.

Вместе с тем, народные традиции выполняют общую роль стабилизации и воспроизводства общественных отношений в ряду сменяющих друг друга поколений. И представляют собой механизмы «социального наследия», преемственности поколений [1]. Нравственное воспитание младших школьников посредством народных традиций происходит по знаниям и навыкам воспитания народной педагогики. Народная педагогика проедает знания и навыки в народных традициях, в народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Нравственное воспитание личности является центральной проблемой современного образования. Чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям. Следовательно, воспитание детей в духе народных традиций предоставляет значительные возможности для формирования собственной картины мира, расширения мировоззрения ребенка, его опыта организации и саморегуляции своей деятельности; развивает эмпатию, помогает выработать способность управлять собственными действиями в соответствии с интересами других людей и требованиями социума [3].

Рассматривая общие факторы народного воспитания, Г.Н.Волков выделяет следующие: природа, слово, дело, традиция, быт, искусство, общение, религия, пример, идеал [1]. В русском языке такие выражения, как «природа человека», «природный ум», «природная красота» и др. несут в себе большую смысловую нагрузку и связаны с естественностью народного воспитания. Если рассматривать природу не только в качестве среды обитания, но и как родную страну, то, по мнению исследователей, правомерно говорить об экологии человека, экологии культуры, экологии этнических образований.

В татарском народном творчестве природа родного края очеловечивается, что выражено в таких произведениях как «Шурале». Разрушение природы, с этой точки зрения, расценивается как уничтожение человека.

Нравственное воспитание осуществляется и в процессе общения ребенка и взрослого: в быту, во время народных праздников, в повседневном труде. К примеру, на Руси девочки вместе с матерями посещали посиделки, где учились вышивать или плести кружева. А в семьях татарского народа принято уважать страших, что глава семьи – это самый старший мужчина, которого называют Бабаем. А после него идет самая старшая женщина, обычно это его супруга – Абыслай [6].

Элементом хранения народной педагогики выступают также фольклор и устное народное творчество, которые передают отношение народа к тем или иным явлениям жизни. Произведения устного народного творчества впитали в себя мысли и чувства народа, отразившие его историю, природу, быт, идеалы. С их помощью взрослые приобщали детей к национальной культуре, воспитывали чувство гордости за свой народ [1].

Таким образом, традиции как бы организуют связь поколения, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции.

 

Список литературы:
1. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2020. - № 7. - С. 97-100.
2. Величко, О.Ю. Роль нравственно-ориентированной игры в процессе этического воспитания младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа. - 2018. - № 8. - С.11-15.
3. Латышина, Д. И. Этнопедагогика. Учебник / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин. - М.: Юрайт, 2016. - 532 c.
4. Мартьянова, А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы: методические рекомендации / А.И. Мартьянова // Начальная школа. - 2017. - № 7. - С.21-29.
5. Нездемковская, Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики России / Г.В. Нездемковская. - М.: Эдитус, 2021. - 645 c.
6. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика. Социализация детей и подросков в традиционной культуре. Учебное пособие / О.В. Хухлаева. - М.: МПСИ, 2018. - 248 c.
7. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности / М.Г. Яновская // Классный руководитель. – 2012. – № 4. – С. 24–33.