Статья:

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Снипич М.Ю. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/100977 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Снипич Марина Юрьевна
студент, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Чижевская Ирина Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

Аннотация. В статье проводится анализ НПА, научной и методической литературы по проблеме управления в образовательной организации в результате чего обозначены современные тенденции управления образовательной организации: необходимость модернизации управления образованием, превращения образовательной организации в гибкую саморазвивающуюся систему. Выделены ряд противоречий между: необходимостью решения стоящей перед образовательными организациями задачей по использованию современных методов управления, формированию конкурентоспособной личности и стандартными, формализованными методами и формами организации управленческой деятельности.

 

Ключевые слова: управление, образовательная организация, руководство, принципы управления.

 

Обеспечение качественного и полноценного образования подрастающего поколения во многом зависит от эффективности управления образовательной организацией, что является важнейшим направлением государственной политики.

Проектирование эффективной модели управления развитием общеобразовательного учреждения предполагает обращение к историческому опыту отечественной и зарубежной школы, обобщение современного передового опыта управления образовательными учреждениями в России, учет социальной ситуации в стране, регионе и состояние научно-педагогических исследований по вопросам управления ученическими и педагогическими коллективами, инфраструктурой школы, процессами воспитания и обучения. Эффективность управленческой деятельности определяется реальными результатами деятельности образовательной организации [4]. Умение проектировать модель управления образовательной организации с учетом изменений в содержании и технологии образовательного процесса будет способствовать достижению высокого качества образования.

Пидкасистый П.И. считает, что управление – процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов. В.А. Сластенин отдельно выделяет внутришкольное управление, которое, подразумевает целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата [6]. 

Итак, под управлением образовательной организацией мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности организации.

Исследованием управленческих систем занимались такие ведущие зарубежные ученые как: Ф. Тейлор, Р. Оуэн, М. Вебер, А. Файоль, Д. Макгрегор, А. Маслоу, Р. Блейк и др., а также видные отечественные ученые, такие как И.Т. Посошков, А.Н.  Радищев, В.В.  Гончаров, В.И. Франчук, М.М. Поташник, Л.В. Моргунова и др.

Деятельность руководителя, реализующая управленческие функции основывается на определенных принципах управления. Ведущими могут быть принципы социального управления, разработанные А. Файолем: оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении; единства единоначалия и коллегиальности в управлении; рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении [6].

Но в практике общеобразовательных организаций существуют и специфические принципы. Так, например, принцип сочетания интересов детского и взрослого коллективов, который учитывает особенности формирования и развития детского коллектива, подчеркивает необходимость развития детской самостоятельности, инициативы. Принцип нормативности предполагает управление школой на нормативной базы, в соответствии с предписаниями, которые регламентируют разные стороны учебно-воспитательной работы. Он предусматривает точное соблюдение требований важных закономерностей учебно-воспитательного процесса, учет объективных возможностей коллектива педагогов, субъективного вклада всех его членов, а это является базисом деятельности образовательной организации. Единство педагогических позиций формируется на основе единого взгляда на педагогические задачи, значение внеурочной работы и т.д., что в конечном итоге приведет к обеспечению единых требований к ученикам. Принцип сочетания государственных и общественных начал благоприятствует сложению усилий государства и общества для успешной реализации проблем развития, слияния общественного и государственного начал в ее управлении [2]. 

В соответствии со статьей 26 Закона «Об образовании» управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом является руководитель образовательной организации. На основании данной статьи в общеобразовательной организации организуются коллегиальные органы управления: общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом. Для защиты интересов обучающихся, родителей  несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии решений, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе участников образовательного процесса организуются: советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации [1]. 

Образовательная организация как сложная динамическая социальная система является объектом как внешнего, так и внутриорганизационного управления. Следовательно, можно сделать вывод о наличии управления образовательной организацией в целом и ее отдельными компонентами, которые являются подсистемами общей системы образовательной организации. Подсистемами считаются образовательный и другие процессы, персонал образовательной организации, используемые ресурсы и инфраструктура, имущественный комплекс, взаимодействие с партнерами и др [4].

Лазарев В.С., Моисеев А.М. Сластенин В.А. выделяют в свих трудах следующие наиболее важные функции управления образовательной организацией: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.  В управлении любой педагогической системой важную роль играет целеполагание и планирование. Благодаря их постоянному совершенствованию происходит продвижение педагогической системы в целом. В образовательном учреждении имеют место следующие планы: перспективный, годовой и текущий. Для их успешной реализации они должны являться стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей соответствовать требованиям целенаправленности, перспективности, комплексности, объективности [3]. 

В общем виде управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Так, единоличным исполнительным органом образовательной организации является директор. В образовательной организации также формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет, управляющий совет [4]. Организационная структура управления образовательной организацией предполагает распределение задач и полномочий на принятие решений между лицами или структурными подразделениями по исполнению контроля и оценки качества образования, которое учитывает направленность организации на достижение поставленных целей. Она может быть линейной, линейно-функциональной, матричной и пр. В организационную структуру системы управления входят подструктуры, которые имеют определенные функции и права, а также их органы управления, осуществляющие контроль и оценку за деятельностью структурных подразделений [5].  Структура общеобразовательной организации многообразна, так как в ней функционируют структуры различного рода: материально-учебной базы школы; общешкольного коллектива, включающая структуры: педагогического коллектива, ученического коллектива, вспомогательного персонала школы, управленческого аппарата; процессуальная; духовная. Процессуальных структур в школе огромное количество, начиная от структуры каждого урока до инновационного процесса. Системообразующим, объединяющим, подчиняющим все остальные, является учебно-воспитательный процесс. Духовная структура представляет философию, миссию, политику и стратегию, организационную культура данной организации [2]. На сегодняшний день в управлении образовательными организациями существует определенные проблемы: недостаточная культура удовлетворения запросов клиента; формализованность образовательных организаций со стороны государственных, местных и других контролирующих органов; слабое стратегическое мышление руководства, которое приводит к организационной пассивности; недостаточное использование современных методов и технологий управления. С одной стороны, изменения должны идти со стороны органов власти, в форме предоставления больших свобод в управлении образовательной организацией, но с другой стороны, изменения в системе управления образовательной организации необходимо начинать изнутри. Для качественного управления руководителю важно обладать целым набором специальных знаний, умений и навыков, высоким уровнем профессионализма в этой сфере. Значимость управленческих решений детерминируется благодаря тому, что организации далеко не всегда могут использовать в управлении четкие сформированные системы, которые успешно применяются в больших корпорациях с высокими денежными оборотами, богатой кадровой политикой и надежностью организации по многим показателям. Здесь руководители вынуждены модернизировать содержательные аспекты управления образованием, подстраиваться под управление небольшим количеством работников, постоянно совершенствовать и видоизменять систему воздействия, которая лишена субординации подчинения, множества различных подразделений и средств, необходимых для получения образовательных результатов.

 

Список литературы:
1. Балашова, Н. А. Вопросы участия обучающихся в управлении образовательной организацией / Н.А. Балашова //Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. – 2017. – С. 8-14. – Текст непосредственный
2. Беликова, И. Организационная культура. Учебное пособие. / И. Беликова  – Litres, 2017. – ISBN: 978-5-9906742-1
3. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю. А. Конаржевский – М.: Педагогический поиск, 2005. – 80 с. – ISBN 5-901030-23-0
4. Матвеев, В. Д. Модель современного управления образовательной организацией : дис. – 2018.
5. Подушкина, Т. Л. Социология  управления: учеб, пособие. / Т. Л. Подушкина, Е. Г. Коваленко, О. Ю. Якимова / М.: Академия Естествознания, 2013. 569с. – ISBN 879-1-224-12134-9
6. Управление качеством образования / Под редакцией М. М. Поташника. – М.:  Издательство: Педагогическое общество России, 2006. 254с. – ISBN 123-5-228-23612-4