Статья:

Развитие детской художественной одаренности в дополнительном образовании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Володина М.О., Колчанова Е.А., Шохов К.О. Развитие детской художественной одаренности в дополнительном образовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53507 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие детской художественной одаренности в дополнительном образовании

Володина Мария Олеговна
студент, Тюменский государственный университет – ТюмГУ., РФ, г.Тюмень
Колчанова Елена Августовна
канд. филос. наук, доцент, Тюменский государственный университет – ТюмГУ., РФ, г.Тюмень
Шохов Константин Олегович
канд. филос. наук, доцент, Тюменский государственный университет – ТюмГУ., РФ, г.Тюмень

 

THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S ARTISTIC TALENT IN ADDITIONAL EDUCATION

 

Maria Volodina

student of Tyumen State University - Tyumen State University, Russia, Tyumen

Elena Kolchanova

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Tyumen State University - Tyumen State University, Russia, Tyumen

Konstantin Shokhov

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Tyumen State University - Tyumen State University, Russia, Tyumen

 

Аннотация. Авторы статьи рассматривают тему развития детской художественной одаренности в дополнительном образовании,  предлагают формы и методы работы с одаренными детьми, которые должны учитывать интересы ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком. А также знакомят с высказываниями ведущих специалистов в этой области.

Abstract. The authors of the article consider the development of children's artistic talent in additional education, suggest forms and methods of working with gifted children, which should take into account the interests of the child and encourage in-depth study of topics chosen by the child himself. And also familiar with the statements of leading experts in this field.

 

Ключевые слова: художественная одаренность, экспериментирование, мотивация, художественно-творческое мышление, обще-эстетическое развитие, эмоциональная сфера личности, целеобразование.

Keywords: artistic talent, experimentation, motivation, artistic and creative thinking, general aesthetic development, emotional sphere of a person, goal setting.

 

Вступление. В условиях модернизации современной российской системы образования к развитию детской одарённости обращено особое внимание. Данный социальный заказ направил педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, сделал необходимым пересмотр системы поддержки и развития способных учащихся в области художественной деятельности. На основе федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам создаются благоприятные педагогические условия, способствующие раскрытию и развитию художественных способностей детей.

Развитием художественного потенциала личности  в большей степени призваны заниматься учреждения дополнительного образования. Деятельность этих учреждений направлена  как на обще-эстетическое развитие, так и на развитие различных художественных способностей. Именно поэтому следует ожидать, что педагоги этих учреждений имеют наработанный теоретико-методический и практический материал для выявления и сопровождения талантливых и способных к художественной деятельности детей. В детских художественных школах и школах искусств, кроме того, закладываются у детей и основы профессионального выбора профессии.

Задача выявления, сохранения и развития детей с художественной одаренностью считается важной и актуальной.  Педагоги художественных школ отмечают, что одаренные дети отличаются психологическими особенностями, самобытностью, оригинальным взглядом на окружающий мир, с точки зрения художественного преобразования натуры. Помочь реализовать себя и совершенствовать полученные знания в развитии творческих способностей, создании благоприятной среды, чтобы раскрыть потенциальные возможности детей – дело каждого педагога.

Методы исследования. Важным является то, чему и как учится ребенок, исходя из этого, учебная программа, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, направленного на обучение художественно одаренных детей, должны отвечать целому ряду особых требований. Принимая во внимание особенные потребности и возможности детей с художественной одаренностью, можно выделить педагогические средства и формы работы в детской художественной школе. Под понятием педагогические средства мы понимаем материальные и идеальные объекты, выполняющие функцию развития детской художественной одаренности.  Выделим наиболее важные для нашего исследования средства.

Одним из эффективных педагогических средств развития художественной одаренности в художественной школе является детское экспериментирование.

Теоретические основы метода детского экспериментирования обосновали ученые Российской академии наук под руководством Н.Н.Подьякова.

По мнению Н.Н. Подьякова, детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой раскрывается творческий потенциал детей, проявляются его исключительные способности. Детское экспериментирование в художественном образовании, способствует развитию и реализации собственной индивидуальности каждым ребенком, творческого проявления средствами изобразительной деятельности.

В связи с этим, важно отметить, что в детском экспериментировании наиболее ярко провялятся  собственная детская активность, нацеленная на приобретение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, включающая – изучение свойств цвета, формообразования, композиционного построения, замысла произведения); на получение продуктов детского творчества (продуктивная форма экспериментирования – экспериментирование с цветом, фактурой, формой, с объемом, конструкцией, перспективой, точкой зрения на объект и т.д.).

Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества. Художественное творчество – это всегда экспериментирование, потому что, создавая многочисленные эскизы, ученик экспериментирует с формой, цветом, массой, идеей, фантазирует, создает новое. Также, благодаря художественному творчеству дети приобщаются к изобразительному искусству, знакомятся с видами, жанрами, средствами выразительного искусства.

Именно в детском экспериментировании особенно ограничено взаимодействуют интеграции   и психические процессы дифференцирования при общем доминировании интеграционных процессов. Занятия по изобразительному искусству всегда интегрированы с самыми разными областями знаний (литературой, историей, музыкой, окружающим миром). Задания, выполняемые детьми, носят дифференцированный характер,  с учетом способностей и интересов юных художников. 

В художественном образовании детское экспериментирование  формирует у детей эмоционально-личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.

Основное преимущество в применении метода экспериментирования с детьми, состоит в том, что в ходе эксперимента дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его связях с другими объектами и со средой обитания. Все это повышает уровень и качество детского рисунка (например, экспериментирование с цветом, предоставляет учащимся ДХШ возможность в дальнейшем создавать работы отличающиеся богатым колоритом).

Помимо этого, в экспериментальной деятельности происходит обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как регулярно появляется потребность в необходимости совершать различные операции: анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. К примеру, эксперименты с  композиционными схемами дают возможность найти ряд разнообразных вариантов решения одной и той же художественной задачи.

При этом важно отметить, что в экспериментальной деятельности   у ребенка обогащается речь, так как ему необходимо поделиться впечатлениями об увиденном, осмыслить и охарактеризовать обнаруженные закономерности и выводы (что ведет к развитию эмоциональной сферы личности юного художника) [3].

Вместе с тем, происходит пополнение фонда как умственных, так и художественных приемов и операций, которые рассматриваются как творческие умения, и влияют на качество  работы и развития художественной одаренности учащихся. Важно отметить, что детское экспериментирование также необходимо и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо явления и предметы для достижения нужного результата, дается возможность внести свой собственный опыт наблюдений в художественно-творческую работу. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, художественно-творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. 

Художественные приемы, полученные в результате экспериментальной деятельности детей, добытые самостоятельно, будут всегда осознанными и наиболее прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Таким образом, детское экспериментирование в художественной практике, будет выступать эффективным методом развития художественной одаренности детей.

Обзор литературы по теме. Проблемы диагностики и развития детской одаренности волнует педагогов и психологов на протяжении многих веков. Заинтересованность этой темой  в наше время очень высока, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

Ученые по-разному понимают понятие одаренность. Л.С. Выготский считает, что: «нет никакой «одаренности вообще», но существуют различные, специальные предрасположения к той или иной деятельности» [1]. Он рассматривает одаренность как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности.

По мнению А.В. Петровского, одаренность – это совокупность природных данных, задатков, характеристика степени выраженности и особенности природных предпосылок способностей. А.В. Петровский считает, что темп развития каждого ребенка сугубо индивидуален, в этом процессе не исключены как скачки и, так и замедления, тем не менее, в любом возрастном  периоде существуют свои особенности и преимущества. На основе этого можно утверждать, что существует «возрастная одаренность» [7].

А.В. Хуторской определяет одаренность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности [12].

В.С. Юркевич считает, что понимание одаренности только как интеллектуальные характеристики не соответствуют представлению о высоком развитии возможности человека. Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего, к ребенку, как к личности, необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар.

Следует обратить внимание на трактовки понятия «одаренность» зарубежных ученых. Так, концепция одаренности Дж. Рензулли является наиболее распространенной в современной психологии. Одаренность, в его понимании – сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров.

К.А. Хеллер определяет одаренность как индивидуальные (когнитивные и мотивационные) личностные предпосылки высоких достижения в одной или более областях. При этом развитие способностей понимается как взаимодействие или как продукт взаимодействия индивидуальных внутренних задатков и внешних факторов социализации.

И все же одним из главных условий одаренности многие ученые считают раннее вовлечение детей в творческую деятельность. Таким образом, Б.М. Теплов полагает, что это важно для их художественного и общего развития.

С точки зрения творческого потенциала индивида к проблеме одаренности подходит А.М. Матюшкин в своей работе «Концепция творческой одаренности» [5]. Творчество им понимается как механизм, условие развития, как фундаментальное свойство психики. Доминирующую роль в структурных компонентах одаренности он считает в познавательной мотивации и последовательность  творческой активности, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем. Исследовательская активность, по его мнению, должна стимулироваться новизной, которую одаренный ребенок сам видит и находит в окружающем мире. Ученый подчеркивает, что в основе одаренности лежит не интеллект, а творческий потенциал.

А.М. Матюшкин, основываясь на исследования Н.С. Лейтеса, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, Е.И. Игнатьева, Н.Н. Поддьякова [1,4,5,10], выдвигает следующую синтетическую структуру творческой одаренности ребенка, включая в нее:

а) доминирующую роль познавательной мотивации;

б) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

в) возможность достижения оригинальных решений;

г) возможность прогнозирования и предвосхищения;

д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Но в течение последнего десятилетия проблема одаренности не стала менее значимой, различные аспекты дифференциации интеллектуальных и творческих способностей стали предметом ряда исследований отечественных специалистов (С.Д. Бирюков, А.Н. Воронин, А.М. Матюшкин, И.П. Ищенко, М.А. Холодная и др.) [5,4].

Признанный специалист в области детской одаренности Н. Лейтес классифицирует разные психолого-педагогические подходы к этой проблеме. Он выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью.

Интересен опыт работы с одаренными детьми в США. С целью обогащения образования художественно одаренных школьников в США организованы занятия после уроков и субботние школы, на которых  школьники посещают занятия в художественном музее. Кроме того, для таких детей работают летние лагеря при колледжах и университетах. В этих же учреждениях для них существуют образовательные программы и во время учебного года [11].

В Германии одаренных детей с помощью определенных тестовых методик определяют с 10-12 летнего возраста. Большой популярностью пользуются каникулярные академии для одаренных детей. Главной целью Академии является создание атмосферы интеллектуального и социального вызова для наилучшего развития способностей детей и их общения со сверстниками, обладающими таким же высоким потенциалом и мотивацией.

В Китае нет специальных школ для одаренных детей, однако широко используются те возможности, которые открывает для средней школы близость университетских центров. При каждом университете существуют школы, обеспеченные университетскими кадрами и дающие образование повышенного уровня.  С художественно-одаренными детьми организованы специальные программы и приглашаются высококлассные специалисты [6].

Вслед за Л.В. Трубайчук, И.Е. Емельяновой, Н.И. Герд и другими учеными выделим основные признаки одаренности детей.

Как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей ребенка. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. У одаренных детей, как правило, отмечена высокая любознательность, исследовательская активность. Психофизиологические особенности показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах деятельности отражено в исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой [2]. Т.С. Комарова понимает под художественным творчеством создание субъективно нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунок, лепка, рассказ, танец, песенка, игра) создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т. п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.д.); проявление инициативы во всем [2].  По мнению Т.С. Комаровой, развитие художественно-творческих способностей в одном виде деятельности может способствовать более успешному развитию и в другом виде деятельности, что определяется общностью основных психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.

Особое значение приобретает еще и детская активность и, как говорилось выше, их вовлечение в художественное творчество.

Подводя итоги анализу научных работ по проблемам определения, выявления и развития художественной одаренности, можно констатировать, что художественная одаренность – это сложное многогранное явление, требующее  всестороннего изучения. Основными компонентами художественной одаренности являются наличие художественно-эстетического отношения к миру; наличие творческой инициативы; наличия умений создавать оригинальный замысел художественно-творческого произведения и наличие умений создать выразительную художественную форму.

Обсуждение полученных результатов. Развитие детской художественной одаренности заключается в раскрытии творческого потенциала личности ребенка посредством включения его в художественно-творческую деятельность, в обретении им эстетической культуры, собственного художественно-эстетического мира и себя как художника-творца. В этом отношении  детское экспериментирование на занятиях по композиции дает мощный толчок для развития художественных способностей учащихся. 

Эмпирическая работа в художественной школе  включала  активные эксперименты детей  на занятиях по композиции с цветом, с формой, материалом.   В работе принимало участие 8 учащихся 2 класса ДХШ.

Основными показателями  проявлений художественной одаренности нами обозначены: наличие художественно-эстетического отношения к миру; наличие творческой инициативы, обнаруживающееся в самостоятельно-найденном образном решении;   решение образной задачи в нескольких вариантах; умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания, стандартные или собственные варианты композиционных решений. По этим показателям на первом этапе эмпирического исследования на основе  прохождения серии тестов и упражнений были определен  уровень проявлений художественной одаренности учащихся ДХШ.

Результаты таких замеров  (наличие художественно-эстетического отношения к миру 40%; наличие творческой инициативы, обнаруживающееся в самостоятельно-найденном образном решении 30%; решение образной задачи в нескольких вариантах 25%; умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания, стандартные или собственные варианты композиционных решений 40%. Эти данные характеризуют о среднем уровне проявлений художественной одаренности  учащихся ДХШ.

На формирующем этапе эмпирического исследования проведены занятия, направленные на развитие художественной одаренности учащихся художественной школы, включающие различные виды детского экспериментирования с цветом, с формой, материалом. Каждое занятие начиналось с серии упражнений, которые  способствовали раскрепощению учащихся, экспериментированию с формой, цветом, материалом, нестандартному подходу в решении замысла художественной работы.

Одним из показателей проявления художественной одаренности учащихся ДХШ  является  художественно-эстетическое отношение к миру. Художественно-эстетическое отношение к миру у художника выражается в том, что какая-то существенная сторона жизненных впечатлений человека не разрешается в самой жизни — в поступках, в эмоциональных реакциях, а приводит к зарождению художественных образов, требует их воплощения и именно в этой «второй реальности» находит свое адекватное выражение в творческой работе. Для развития художественно-эстетического отношения к миру использовались упражнения на прослушивание музыкальных (Ю. Киндле «Сонатина», Д. Уандерс «Compomoro»), поэтических произведений и создания на основе полученных впечатлений художественно-творческих работ.

Надо отметить, что даже в задания по учебному натюрморту вносились элементы творческих приемов. Например, учащимся ДХШ предлагалось задание изобразить натюрморт в красных тонах через воображаемый фильтр зеленого цвета.   В таком варианте задания значительно усложнялась задача живописного решения натюрморта.

Несколько занятий была посвящена экспериментам с различными  материалами (мастихины, карточки, кисти больших размеров, шпатели, валики). Главной целью таких занятий являлось развитие художественных способностей через нетрадиционные приемы рисования, что расширяло  и обогащало технические возможности каждого учащегося.

Занятия на трансформацию и стилизацию формы предмета позволяло учащимся ДХШ  работать с художественным образом творческого натюрморта.

Таким образом, занятия на формирующем этапе эмпирической работы с учащимися ДХШ включали большой спектр творческих приемов и упражнений способствующий развитию художественной одаренности.

Выводы.

Развитие детской художественной одаренности в дополнительном образовании необходимо. Итоговая диагностика проявления художественной одаренности  показала положительную динамику по всем выделенным показателям.

Таким образом, детское экспериментирование в художественной практике выступает эффективным методом развития художественной одаренности детей.

Художественное творчество – это всегда экспериментирование, потому что, создавая многочисленные эскизы, ученик экспериментирует с формой, цветом, массой, идеей, фантазирует, создает новое. Также благодаря художественному творчеству дети приобщаются к изобразительному искусству, знакомятся с видами, жанрами, средствами выразительного искусства.

Проблемы диагностики и развития детской одаренности волнует педагогов и психологов на протяжении многих веков. Заинтересованность этой темой  в наше время очень высока, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

 

Список литературы:
1. Выготский, Л. С. Психология искусства / М..: Рипол-Классик, 2006. -528 с.
2. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать/В помощь учителю. Изд. 3-е перераб. И доп. / Т.С. Комарова.  – М.: Просвещение, 2005.–  80-86 с.
3. Консультант Плюс [Электронный ресурс] // Мир знаний, 2015-2017. URL:  http:// www.consultant. ru/document/ cons _doc_LAW_173432 (Дата обращения: 06.04.2019);
4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1999. – 80 с.: ил.
5. Матюшкин, А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учебное пособие / А. М. Матюшкин. – Москва-Воронеж, 2004. – 192 с.
6. Башева Е.А. Образовательные модели и технологии работы с одаренными детьми. Красноярск: ККИПКППРО, 2011. 24 с. [КНИГА] 
7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — 255 с. 
8. Петровский, А.В. Роль фантазии в развитии личности / А. В. Петровский. – М.: Знание, 1961. – 50 с.
9. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности; [Электронный ресурс]; URL:http://www.kursx.ru/psy86.html (Дата обращения: 06.01.2018);
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПБ: Питер, 2001. – 713 с.
11. Семейкина А.С. Зарубежный опыт формирования художественно-эстетической культуры. [Электронный ресурс] // Образовательный портал: Электронный журнал Экстернат.РФ. URL:  http://ext.spb.ru (Дата обращения 28.04.19) [Q]
12. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.