Некоторые вопросы формирования учебного плана общеобразовательной подготовки для образовательных программ СПО
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)
Некоторые вопросы формирования учебного плана общеобразовательной подготовки для образовательных программ СПО
Вопрос формирования учебного плана среднего общего образования (общеобразовательная подготовка) при реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования регулируется следующими нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
- Федеральными государственными образовательными стандартами СПО.
- Рекомендациями по разработке общеобразовательного цикла с учетом профиля СПО, направленными письмом Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 и доработанными в 2017 году.
К одним из многих вопросов, возникающих при формировании учебного плана среднего общего образования (СОО) можно отнести следующие:
- Какие учебные предметы обязательны для включения в учебный план СОО с учетом получаемой профессии или специальности СПО?
- Сколько учебных предметов может быть включено в учебный план СОО для образовательной программы СПО?
При формировании учебного плана СОО необходимо, в первую очередь, руководствоваться ФГОС СОО, утвержденным приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 года (с изменениями в соответствии с приказами Минобрнауки от 29.12.2014№ 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613). Общеобразовательные организации в обязательном порядке начнут реализовывать ФГОС СОО только с 2020-2021 учебного года. Однако для профессиональных образовательных организаций руководствоваться ФГОС СОО необходимо с момента его введения.
Учебный план СОО предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
Исходя из требований ФГОС СОО общими для включения во все учебные планы общеобразовательной подготовки являются учебные предметы:
- Русский язык
- Литература
- Иностранный язык
- Математика
- История
- Физическая культура
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Астрономия
Кроме этих учебных предметов, в связи с введением новой образовательной области «Родной язык и родная литература», в учебный план необходимо включать хотя бы один учебный предмет Родной язык или Родная литература. Это уже 9 предметов.
Также необходимо включить профильные учебные предметы. Так, для технического профиля ППССЗ такими предметами наряду с математикой также являются информатика и физика. Итого 11 учебных предметов.
Хочется отметить, что полученный список учебных предметов минимальный, некоторые предметные области представлены только одним предметом (например, предметная область «Общественные науки» представлена только предметом История).
В Рекомендациях по разработке общеобразовательного цикла с учетом профиля СПО (Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259) отмечается, что общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы СПО должен содержать не менее 10 учебных предметов. Следовательно, исходя из сказанного, профессиональная образовательная организация может включить и 10, и 12 и даже 16 учебных предметов в учебный план общеобразовательной подготовки?
Однако ФГОС СОО в пункте 18.3.1 определяет, что учебный план должен содержать лишь 11 (12) учебных предметов, их них 3 (4) должны изучаться на углубленном уровне.
Исходя из сказанного, чтобы избежать нарушений ФГОС СОО при составлении учебного плана общеобразовательной подготовки необходимо ограничится предложенным списком дисциплин (в данном случае для технического профиля профессионального образования). В нашем учебном плане отсутствуют дисциплины «Биология», «Химия», «Обществознание» и другие, изучение которых предусмотрено в общеобразовательных организациях, но не всегда возможно в профессиональных образовательных организациях. Это может негативно сказаться на успешном изучении профессионального учебного цикла, а также на дальнейшем обучении выпускников.
На современном этапе реформирования системы профессионального образования созрела необходимость уделить внимание вопросу грамотного и обоснованного включения учебных предметов в учебный план общеобразовательной подготовки образовательной программы среднего профессионального образования.