Статья:

МУЛЬТФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Арефьева А.В. МУЛЬТФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 13(322). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/322/171400 (дата обращения: 14.05.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЛЬТФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Арефьева Анна Валерьевна
студент, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет, РФ, г. Нижний Тагил
Малеева Елена Валентиновна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет, РФ, г. Нижний Тагил

 

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) особое внимание уделяется развитию детей, их здоровью, безопасности и ценностным ориентирам. Одной из ключевых задач дошкольного образования становится создание безопасной образовательной среды и воспитание осознанного безопасного поведения в различных, в том числе чрезвычайных, ситуациях.

Мультфильмы представляют собой эффективное средство воспитания, позволяющее детям освоить алгоритмы действий в опасных ситуациях. Включение мультфильмов в педагогический процесс способствует формированию у дошкольников ценностного отношения к себе и окружающему миру, а также овладению элементарными нормами безопасного поведения.

Однако недостаточная разработанность методик и подходов к использованию современных мультфильмов, как средства формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, затрудняет эффективное внедрение этого инструмента в образовательный процесс и снижает его воспитательный потенциал.

Цель работы: выявить и обосновать потенциал использования мультфильмов в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретические разработки, касающиеся использования мультфильмов для развития социально значимых качеств у детей, представлены в трудах В. И. Абраменковой, М. Н. Корешковой, М. И. Медведевой, Н. В. Олейник, В. С. Собкина, М. В. Соколовой и других.

Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста — одна из важнейших задач современного образования. В условиях их когнитивных и эмоциональных особенностей, необходимо создавать образовательную среду, в которой дети могут осваивать правила безопасности через практическую деятельность, игры и взаимодействие с окружающим миром. Культура безопасности становится основой для дальнейшего формирования личности, определяя её взаимодействие с окружающим миром и готовность к решению жизненных проблем.

В дошкольном образовании формирование культуры безопасности занимает особое место. Здесь речь идет не только о создании безопасной среды в детских образовательных учреждениях, но и о выработке у детей элементарных навыков защиты жизни и здоровья. Это предполагает создание здоровьесберегающей среды, которая способствует формированию у дошкольников осознанной потребности в обеспечении безопасности. Умение избегать угроз и действовать в критических ситуациях — это результат педагогической работы, направленной на постепенное развитие навыков безопасного поведения [3]. Культура здорового и безопасного образа жизни — это не только набор знаний и навыков, но и система ценностей, личностных качеств и морально-нравственных установок. Она отражает готовность человека применять на практике опыт, направленный на сохранение здоровья и обеспечение безопасности. В этом смысле культура безопасности становится интегральной частью личности, определяющей ее поведение и взаимодействие с окружающим миром. Как отмечается в исследованиях, культура безопасности предполагает не только знание основ здоровьесбережения, но и готовность активно внедрять эти принципы в повседневную жизнь [6].

Мультфильмы играют ключевую роль в воспитании детей, сочетая развлечение с образовательными функциями. Их яркая визуальная составляющая и доступные сюжеты делают их близкими детям, предлагая разнообразные примеры взаимодействия с миром, формирования представлений о добре и зле. Однако, влияние мультфильмов на психику ребенка не всегда однозначно. Как показывает практика, мультфильмы имеют и обратную сторону — неконтролируемый просмотр контента, содержащего насилие или девиантное поведение, может сформировать у детей неправильные представления о норме. Это делает выбор качественного контента особенно важным для педагогов и родителей. Важно, чтобы мультфильмы сочетали развлекательные и образовательные функции, предоставляя детям позитивные примеры для подражания и помогая им справляться с личными переживаниями, развивать эмпатию и критическое мышление.

К примеру, в статье О. В. Козачёк «Мультфильмы: их влияние на психику ребенка» поднимается вопрос влияния анимации на формирование сознания и поведения детей, особенно в контексте их предпочтения зарубежных мультфильмов [4]. Автор подчеркивает, что многие из этих произведений могут содержать элементы, которые негативно воздействуют на психику ребенка, воспитывая в нем нежелательные качества. Опираясь на исследования Д. В. Андрющенко, Н. Е. Марковой и И. Я. Медведевой, О. В. Козачёк выделяет ключевые характеристики, позволяющие определить так называемый «вредный мультфильм» [4].

Вместе с тем, исследователь В. И. Короткий отмечает, что дошкольники и младшие школьники обладают способностью оживлять в своем воображении явления природы, а также очеловечивать образы животных и растений [5]. Это делает их особенно восприимчивыми к сюжетам сказок и мультфильмов, где герои просты и легко узнаваемы. В таких произведениях ребенок может ассоциировать себя с персонажами, переживать их приключения и учиться через их поступки.

Эта эмоциональная вовлеченность играет важную роль в нравственном воспитании. Мультфильмы, наполненные добротой и благородством, помогают ребенку развивать позитивные качества: смелость, справедливость, преданность и предприимчивость. Они передают важные моральные уроки в доступной и захватывающей форме, что делает их мощным инструментом социализации. Через идентификацию с героями ребенок обретает представления о том, каким его хочет видеть общество, формируя в себе те качества, которые соответствуют культурным ожиданиям.

Опытно-поисковый этап нашего исследования был посвящён проверке успешной работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования современных мультфильмов. Опытно-поисковая работа проводилась на базе детского сада № 155 МАДОУ «Радость» города Нижний Тагил. В экспериментальной работе приняло участие 30 воспитанников 6-7 лет.

Опытно-поисковый этап развернулся в два важных этапа: констатирующий и формирующий.

Констатирующий этап был призван не просто измерить уровень сформированности основ безопасного поведения у дошкольников, но и заглянуть глубже — понять, как дети осознают и интерпретируют саму идею безопасности в мире, полном неожиданных ситуаций. Ведь что такое безопасность для ребёнка? Это не только знание правил, но и способность применять их в динамике жизни, в постоянном столкновении с новыми обстоятельствами. Чтобы разобраться в этом, исследование опиралось на три диагностических методики: методику «Здоровый образ жизни», разработанную В. Г. Кудрявцевым, методику «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) и методику Т. И. Даниловой «Динамика знаний детьми правил дорожного движения».

Анализируя собранные данные, можно заметить интересную закономерность: дети демонстрируют фрагментарное знание ключевых концепций, но зачастую их понимание остаётся поверхностным и декларативным. Они усваивают отдельные правила, но не всегда могут обосновать их важность или применить в реальной жизни. На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлён формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте приняли участие 30 воспитанников. На формирующем этапе нашего эксперимента мы поставили перед собой задачу использовать современные мультфильмы как инструмент для формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры безопасного поведения. Мы понимали, что мультфильм может стать мощным средством влияния, так как дети воспринимают его как увлекательную и доступную форму обучения. Основой для практической работы с мультфильмами послужили теоретические исследования Ю. Н. Усова и О. В. Куниченко, которые предложили четкую модель проведения таких занятий. Сначала детям показываются мультфильмы, затем выбираются те эпизоды, где герои в доступной и яркой форме рассказывают о правилах безопасного поведения. После просмотра мы организуем обсуждение, делая акцент на том, чтобы дети могли осмыслить и проанализировать происходящее, а затем задаем проблемно-проверочные вопросы, которые позволяют нам понять, насколько глубоко они усвоили полученную информацию.

Нами было разработано содержание организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе. Было разработано 17 занятий с использованием мультфильмов, которые способствуют формированию основ безопасного поведения дошкольников. Важно было выбрать не просто мультфильмы, а такие, которые отвечают требованиям, позволяющим эффективно работать с детьми, развивать их, и при этом отражать современные тенденции в анимации. Мультфильмы, которые были выбраны для работы с дошкольниками, преимущественно отечественного производства, что также имеет свою значимость. Ведь именно в них часто можно увидеть актуальные темы, близкие нашему обществу, а также лучше передается культурный контекст, с которым дети начинают знакомиться еще с ранних лет.

В ходе апробации методической разработки был проведен контрольный этап исследования. Повторно были проведены методики В. Г. Кудрявцева, Т. И. Даниловой и Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой и Р. Б. Стеркиной.

Методическая разработка показала свою эффективность, поскольку результаты старших дошкольников заметно улучшились, но её ценность будет по-настоящему раскрыта только при условии постоянной поддержки и интеграции в жизнь ребёнка. В целом, роль современной мультипликации является неоднозначной. С одной стороны, мультипликационные фильмы формируют эталоны безопасного поведения, представления о добре и зле, ребенок учится воспринимать себя позитивно, преодолевать свои страхи и трудности, с уважением относиться к окружающим, то есть мультфильм выступает как одно из эффективных средств воспитания ребенка. С другой стороны, современные мультфильмы нередко лишены той основы, которая способна благотворно влиять на успешное формирование культуры безопасного поведения ребенка. Таким образом, к выбору мультфильмов необходимо подходить очень тщательно.

 

Список литературы:
1. Бажина Е. С. Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. – №4. – URL: http://sibac.info/archive/humanities/4.pdf
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика синтез, 2020. – 64 с.
3. Голицына Н. С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. / Голицына Н. С., Люзина С. В., Бухарова Е. Е. – М.: Скрипторий, 2019. – 112 с.
4. Козачёк О. В. Мультфильмы: их влияние на психику ребенка / О. В. Козачёк // Здоровье и экология. – 2007. – № 4. – С. 64-73.
5. Короткий В. И. Основы семейной психопедагогики: курс лекций / В. И. Короткий. – Архангельск: Март, 2023. – 178 с.
6. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2021. – 480 с.
7. Олейник Н. В. Педагогические возможности использования мультфильма в воспитательно-образовательном процессе детского сада: теория и практика. // Наука и образование: новое время. – 2015. – №5 (10). – С. 420-427.
8. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей дошкольного возраста: направления взаимодействия семьи и ДОО //Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. – 2023. – С. 426-431.