Статья:

ЛОГОРИТМИКА В КОМПЛЕКСНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(272)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Подшивалова О.А. ЛОГОРИТМИКА В КОМПЛЕКСНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 5(272). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/272/144570 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛОГОРИТМИКА В КОМПЛЕКСНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Подшивалова Ольга Александровна
магистрант, Томский государственный педагогический университет, РФ, г. Томск

 

Ключевые слова: задержка речевого развития, ранний возраст, логопедическая ритмика.

 

Задержка речевого развития является широко распространенным диагнозом среди детей раннего возраста. Н.В. Нищева говорит о том, что в последнее время количество детей с задержкой речевого развития различного генеза значительно выросло и составляет 87% от общего числа детей этого возраста. Этот термин используется для обозначения отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста (до 3х лет), когда ребенок не достигает уровня развития речи для своего возраста. Термин «задержка речевого развития» указывает на то, что ребенок в развитии речи отстает от своих сверстников, но конкретный тип речевых нарушений не установлен. Для определения типа речевого нарушения и разработки индивидуальной коррекционной программы может потребоваться детальное обследование.

Т.В. Волосовец, М.Ф. Фомичева, Е.Н. Кутепова [1] считают, что задержка речевого развития – понятие условное, его используют для обозначения атипичного развития речи. При этом отставание этой функции во всех его структурных компонентах, независимо от степени, носит временный характер и сравнительно легко устраняется при применении специально разработанной методике. Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина Д.Б. Эльконин подчеркивают, что формирование речи в первые три года жизни ребенка не только количественное накопление лексического словаря, это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми. Развитие речи у ребенка происходит под влиянием речи взрослых и требует достаточной речевой практики, поддержки и стимуляции от близких ему людей. Важна организация поддерживающей среды, в которой ребенок будет иметь достаточно возможностей для взаимодействия с другими людьми и использования речи в реальных коммуникативных ситуациях.

По мнению Н.Н. Малафеевой, Ю.А. Разенковой, Н.Д. Шматко ранняя и адекватная помощь позволит эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и предупредить или смягчить вторичные отклонения. Учитывание закономерностей раннего возраста имеет особое значение для специальной психологии и педагогики. Пластичность и компенсаторные возможности детского мозга в раннем возрасте, а также сензитивные периоды предоставляют большие возможности для коррекционной работы.

По мнению Г.Р. Шашкиной к коррекционным задачам по преодолению и профилактике задержки речевого развития относятся развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Большое количество задач в общей системе коррекционо – логопедической работы, решает применение логопедической ритмики. Изучением логопедической ритмики в разное время занимались такие авторы как В.А. Гриннер, Н.А. Александрова, Г.А. Волкова, Н.А. Рычкова.

Логоритмика является интеграционной деятельностью. Использование в процессе логоритмических занятий речевых упражнений, пения, пальчиковых, подвижных и сюжетно-ролевых игр способствует развитию речевого дыхания, координации деятельности всех отделов периферического речевого аппарата, подвижности и активности речевой моторики.

Многие исследователи подчеркивают значимость ритмического и логоритмического воздействия на детей. В.М. Бехтерев и В.А. Гиляровский выделили различные цели и эффекты, которые могут быть достигнуты через такое воздействие. В.М. Бехтерев считал, что ритмические упражнения позволяют выявить у ребенка ритмические рефлексы, научить организм откликаться на такие раздражители как звуковые и зрительные стимулы. Также через ритмическое воздействие можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокоить слишком возбужденных детей и стимулировать более заторможенных.

В.А. Гиляровский отмечал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус организма, моторику и настроение. Она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы и активации коры головного мозга.

Также исследования Г.А. Волквой и М.М. Кольцовой показывают, что чем лучше у ребенка развитие моторной сферы, тем лучше у него будет развитие речи. Уровень развития речевой моторики в значительной степени связан с уровнем сформированности тонких движений пальцев рук (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, И.П. Павлов), что обусловлено анатомической близостью мозговых зон, регулирующих движения руки и движения артикуляционных органов.

Таким образом, логоритмическое воздействие на детей имеет целый ряд положительных эффектов, включая улучшение ритмических рефлексов, регуляцию нервной системы, повышение активности и подвижности мозговых процессов. Это воздействие может быть особенно полезно в комплексном подходе к логопедической работе при помощи детям с задержкой речевого развития.

 

Список литературы:
1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец