Статья:

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Адгамова М.А. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123304 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Адгамова Маргарита Алиевна
студент, кафедра теории и методики преподавания филологических дисциплин, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

THE MAIN WAYS TO ACTIVATE THE EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE LESSONS OF LITERARY READING IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Margarita Adgamova

Student, Department of Theory and Methodology of Teaching Philological Disciplines, Branch of the SSPI in Essentuki,  Russia, Essentuki

 

Аннотация. Исследование посвящено проблеме активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе. Выявлены основные цели, методы и формы развития учебно-познавательной активности у младших школьников в психолого-педагогической литературе.

Abstract. The study is devoted to the problem of activating the educational and cognitive activity of younger schoolchildren in the lessons of literary reading in elementary school. The main goals, methods and forms of development of educational and cognitive activity in younger schoolchildren in the psychological and pedagogical literature are revealed.

 

Литературное чтение - это учебная дисциплина, в результате освоения которой  учащиеся активно приобщаются  к миру художественного слова, обучаются  грамотному, осмысленному и выразительному чтению, а так же учатся правильно  понимать замысел автора текста  и формировать собственное мнение.

Используя пространство урока литературного чтения, педагогу необходимо развивать у младших школьников интеллект, эмоциональность, чувство прекрасного и разнообразные творческие способности.[2]

Основной целью развития учебно-познавательной активности у младших школьников является формирование таких качеств, как:  любознательность, оригинальность мышления, фантазия, изобретательность, толерантность, самостоятельность, креативность, умение мыслить.

Под приемами обучения принято понимать часть метода педагога, его элементарное действие. Приемы обучения тесно связаны с логическими приемами. Среди логических приемов в качестве основных выделяются:

1. Анализ

2. Синтез

3. Сравнение

4. Обобщение

5. Группировка

6. Классификация

Эти понятия приобретают статус приемов обучения в том случае, когда их использует педагог для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Метод обучения – это вид деятельности педагога, организующий познавательную деятельность младших школьников на уроке.[5]

Метод обучения  представляет собой систему специальных действий педагога, способ управления учебно-познавательной деятельностью учеников. В результате этой деятельности педагог достигает цели, добивается усвоения детьми содержания образования [6].

Активными методами обучения являются те, которые максимально увеличивают  уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному и осмысленному обучению.

Методы обучения традиционно подразделяются на:

- словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение)

- наглядные (использование наглядных пособий, демонстрация опытов)

- практические (лабораторные и практические работы).

Каждый из них бывает как более активным, так и менее активным, пассивным [1].

Психолингвист Леонтьев А.А. пришел к выводу о том, что на уроке литературного чтения в начальной школе необходимо использовать самые разнообразные методы и формы обучения, направленные на разностороннее развитие личности учащихся.

Непосредственное чтение литературных произведений гармонично сочетается с прослушиванием музыкальных произведений, рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Такого рода задания заставляют детей проявлять активность, пробуждают интерес к самостоятельному творчеству,  развивая воображение и фантазию, способствуя эмоциональной отзывчивости [3].

Приведем подобранные нами методы, способствующие развитию учебно-познавательной активности учащихся:

1. Дискуссия (используется при изучении тем, требующих самостоятельных размышлений учащихся, дает возможность ребенку высказывать свое мнение, выслушивать мнение товарища, обмениваться мнениями и отстаивать свои убеждения).

2. Самостоятельная работа на уроке (с целью наиболее оптимального усвоения материала детям дается задание самим записать изучаемого художественного произведения  или план-конспект с выполнением определенной установки, например, минимум текста - максимум информации).

Используя такие методы, педагогу необходимо учитывать следующие факторы:

- индивидуальные физиологические и психологические особенности школьников;

- тип организации деятельности (какая форма будет наиболее оптимальной для выполнения поставленных задач);

- методы (какими именно методами можно добиться намеченной цели);

- средства, необходимые для достижения намеченной цели;

- время, в течение которого происходит подготовка и организация выбранных форм активизации учебного процесса.[7]

Наиболее эффективными  на уроках  в начальной школе являются ситуации, в которых дети сами должны:

- отстаивать собственное оригинальное мнение;

- принимать участие в групповых дискуссиях и обсуждениях;

- задавать  вопросы своим одноклассникам и педагогам;

- рецензировать и комментировать ответы товарищей;

- оценивать письменные работы товарищей;

- заниматься обучением отстающих учащихся;

- самостоятельно объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

- самостоятельно выбирать для себя посильное задание;

- находить различные варианты решения проблемы;

- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

- решать познавательные задачи с помощью комплексного применения знакомых  методов решения.[1]

Огромна роль художественной литературы в общем развитии учащихся. Литература способна дать ребенку широкую картину окружающего его мира, показать внутреннюю жизнь человека, обогатить его духовно, нравственно и эмоционально, способствовать развитию его воображения, речи, способности выразить себя в слове [4].

Одним из показателей развития учебно-познавательной активности школьников являются их творческие способности. Детям очень нравится творить, выдумывать, проявлять оригинальность мышления, а не шаблонность. Например, нарисовать сказочный персонаж, придумать новое имя отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, назвать его, придумать вредные советы. Всякая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного [5].

Находясь на уроке литературного чтения, младший школьник постоянно создает  что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс проходит определенные этапы. Если ребенок  понял, что и как нужно выполнить, попытался решить проблему самостоятельно, то он получит положительный результат, который обязательно должны увидеть его одноклассники и позитивно оценить педагог. Если ребёнок уверен, что педагог с результатами его работы познакомит одноклассников, родителей, то ему обязательно захочется самому придумать и создать что-то новое. Ученики развиваются только в активной деятельности, когда они сами ищут, добывают знания [1].

Задача педагога контролировать и стимулировать этот процесс при изучении произведений различных жанров. Так, при изучении  литературных сказок  мы предлагали детям следующие задания, стимулирующие творческую активность:

1) нарисовать иллюстрацию к изучаемому  произведению;

2) вылепить понравившегося героя из пластилина или глины;

3) поставить сценку из понравившегося произведения;

4) вместе с мамой смастерить костюм лавной героини;

5) рассказать о событиях, описываемых в сказке от имени автора и др.

При изучении сказок народов мира мы предлагали следующие задания:

1) собрать материал о стране, из которой "родом" сказка;

2) выбрать из текста примеры необычных предметов быта;

3) с помощью словесного рисования описать главных героев и др.

При изучении жанра басни, учащимся можно предложить следующие задания:

1) прочитать басню по ролям;

2) подобрать к басне подходящую по смыслу пословицу;

3) составить литературную мозаику;

4) составить характеристику героев басни, опираясь на выборочное чтение;

5) разгадать кроссворд.

Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения можно стимулировать с помощью подобных заданий:

1) самостоятельно придумай рассказ на заданную тему;

2) в предложенном тексте подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Очень эффективно использовать на уроке творческие пересказы, воспроизводящие текст с какими-либо изменениями. Детям можно дать подобные задания:

- придумать то, что могло произойти перед ситуацией, изображенной в книге;

- рассказать историю от имени автора;

- сочинить, как события будут развиваться далее.

Такой творческий пересказ текста тренирует гибкость читательского взгляда, приучает ребенка оценивать позицию разных героев, сопереживать им.

Также мы предлагаем использовать следующие виды работы:

1) подготовить интересное сообщение об авторе книги;

2) организовать в классе выставку книг одного из авторов;

3) найти интересный  материал об изучаемом произведении в энциклопедии;

4) самостоятельно сочинить сказку, стихотворение, потешку, считалку и др.

Такие виды работ дают возможность учащимся самореализоваться, развивают их творческую активность, эмоциональность и образное мышление. Регулярно проводимая на уроках литературного чтения работа по активизации познавательной активности младших школьников дает свои результаты. Ученики находят индивидуальные творческие, креативные решения стоящих перед ними задач.[3]

Работа по формированию и развитию учебно-познавательной активности младших школьников осуществляется не только на уроках литературного чтения, но и на разнообразных праздниках и внеклассных мероприятиях. Проведение школьных и городских конкурсов «Мама, папа, я - читающая семья», совместные с библиотеками и читальными залами мероприятия, предметные недели и многое другое служит развитию познавательной активности учащихся. Учащимся младших классов, как правило, нравятся нестандартные задачи и различные  задания творческого характера. Дети обычно стараются сами доходить до верного ответа, отвечать на каверзные вопросы. Начиная с первого класса, педагогу необходимо всемерно стимулировать развитие учебно-познавательной деятельности, постоянно наполнять ее оригинальным содержанием, с целью сформировать у учащегося стойкое желание познавать новое. Важно, чтобы на это была направлена его активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей [3].

 

Список литературы:
1. Занков Л.В. Система начального образования. Литературное чтение // Начальная школа. - 2002. - №5. - С. 10-11.
2. Короткова Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2004. - №11. - С. 76-80.
3. Кошкина И.В., Целимбровская Г.Б. Интеграция в начальной школе: Уроки изобразительного искусства // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 82-85.
4. Леонтьев А.А. Чтение как понимание // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих.-соц.ин-т. - М., 2001. – 314 с.
5. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка / Н.А. Менчинская. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 448 с.
6. Панфилова И.П. Элементы лингвистического анализа текста в обучении младших школьников // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 15-17.
7. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению // Начальная школа. - 2005. -№4; 5; 6.