ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
Когнитивные задачи очень важны для активизации познавательной деятельности. Если ученик воспринимает задание как проблему и самостоятельно решает его, это главное условие развития его умственных способностей. Итак, мы начинаем работать над задачей…
Работая с текстовой информацией, здесь также очень полезна технология "смыслового чтения". Необходимо понимать, "кто" являются участниками задания и "какие" связи существуют между ними. А это значит, что текст нуждается в анализе.
Далее, для решения проблемы часто необходимо представить информацию из проблемы в виде схемы или таблицы. Кроме того, делайте записи, используя специальные символы и иероглифы. То есть на занятиях используется семиотический подход.
Для решения задачи создается «модель» - уравнение, решение которого требует уже исключительно предметных знаний.
Полученный результат следует интерпретировать в зависимости от состояния задачи или жизненного опыта.
Для работы с текстовыми задачами я нашла для себя оптимальный способ, который помог мне легче их решать.
1. Задачи с практическим содержанием
Тема «Периметр прямоугольника».
Сколько рулонов обоев понадобится для оклейки комнаты, если длина 5 метров, а высота 2.5 м. Ширина обоев 1.06 м, длина 10 м
Типология задач.
2. Задачи с несформулированным вопросом.
Пример. Один кг бананов стоит 79 руб., один кг яблок 65 руб. Задайте все возможные вопросы по условию данной задачи.
3. Задачи с излишними данными.
Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.
Два друга вышли навстречу к друг другу, скорость первого 5 км/ч. До места встречи он шел 15 минут. Второй передвигался на велосипеде, что заняло 20 минут, со скоростью 11 км/ч. На сколько скорость первого меньше, чем у второго
4. Задачи с несколькими решениями.
Пример. За четыре дня в магазине продано 1300 кг груш. В первый день продали 20% всех груш, а во второй день – 52% всех яблок. Сколько килограммов груш продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.
5. Дивергентные задачи.
Пример. Из пункта А в пункт В вышли одновременно два пешехода. Скорость одного пешехода равна 6 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч меньше. Какое расстояние будет между пешеходами через 40 минут?
Учащимся задаются вопросы:
Какой ответ на вопрос задачи вы дадите?
Чего не хватает в условии задачи?
Что нужно добавить?
Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?
А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?
Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?
Работая с текстовым заданием, у учеников формируют как предметные, так и метапредметные компетенции. Чтобы найти ответ на вопрос задачи, часто приходится использовать свой жизненный опыт и хорошие знания математики. Но какие методы и технологии можно использовать для достижения определенных результатов? В своей работе я использую интерактивный метод обучения.
Понятие «интерактивный». В переводе с английского inter – взаимный, toact – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ученик не потребитель, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлектировать.
Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен идеями, знаниями, способами действия. Каждый волен высказывать свое, приобретённое через личный опыт, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и исправление собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания - через взаимодействие – к взаимному обогащению.
Интерактивые формы, которые я использую в своей педагогической деятельности, в частности, при решении текстовых задач, нацелены на:
- стимулирование учебно-познавательной мотивации;
- развитие самостоятельности и активности;
- воспитание аналитического и критического мышления;
- формирование коммуникативных навыков;
- саморазвитие учащихся.
При интерактивном обучении учитываются потребности учащегося, привлекается его личный опыт, осуществляется целенаправленная адаптация знаний, достигается оптимальный результат за счет сотрудничества, сотворчества, независимости и свободы выбора, ученик анализирует свою деятельность. Схема взаимоотношений между участниками образовательного процесса существенно меняется, ученик чувствует себя более комфортно в контакте с учителем и сверстниками.
Таким образом, налицо признаки системно-деятельностного подхода.
Осуществляя обучение в режиме интерактива я использую специальные упражнения, приемы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно.
«Два, четыре – вместе»
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обсуждение вопроса.
«Микрофон»
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
«Синтез идей»
Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.
Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.
«Мозговой штурм»
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обсуждение.
Таким образом, применение интерактивных методов и приёмов обучения на уроках математики создают атмосферу повышенного интереса, ситуацию диалога, ученик оценивается по процессу деятельности и т.п.