Статья:

Внедрение служб медиации в системе образования РФ в целом и Свердловской области

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Воробьев В.Ю. Внедрение служб медиации в системе образования РФ в целом и Свердловской области // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(71).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Внедрение служб медиации в системе образования РФ в целом и Свердловской области

Воробьев Владимир Юрьевич
магистрант, филиал РАНХиГС Уральский институт управления, РФ, г. Екатеринбург
Чевтаева Наталия Геннадьевна
научный руководитель, д-р социол. наук, филиал РАНХиГС Уральский институт управления, РФ, г. Екатеринбург

 

Предмет исследования. Внедрение служб медиации.

Цель исследования. Характеристика внедрения служб медиации в системе образования РФ в целом и Свердловской области

Методы исследования. Изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, аналогия.

Результаты. Выявлены проблемы функционирования школьной службы медиации в Свердловской области.

Научная новизна. Систематизированы и определены основные проблемы функционирования школьной службы медиации в Свердловской области.

 

Ключевые слова: школьная служба медиации, сфера образования, диагностика, особенность функционирования, основополагающие факторы.

 

Введение

Школьная медиация (ШМ) — это инновационный метод, позволяющий охватить весь спектр институтов, принимающих участие в воспитании и оказывающих влияние на формирование личности ребенка - от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы. К школьной медиации целиком применимы все общие положения, касающиеся медиации. Однако метод ШМ имеет и свою специфику, обусловленную несколькими факторами. Во-первых, большое количество и одновременность вертикально и горизонтально организованных контактов, и коммуникаций, строящихся на взаимодействии различных участников образовательно-воспитательного процесса, как внутри однородных групп, так и межгрупповых, как индивидуальных, так и групповых.

Целью данной статьи является выявление особенностей внедрения служб медиации в системе образования РФ в целом и Свердловской области.

Объектом исследования выбраны образовательные организации в РФ

Предметом исследования является функционирование служб медиации в образовательных организациях РФ в целом и Свердловской области.

Функционирование служб медиации в образовательных организациях РФ в целом и Свердловской области

Процесс организации служб школьной медиации (далее – СШМ) в образовательных организациях Российской Федерации обусловлена общим нарастанием напряженности и конфликтности в образовательно-воспитательной среде, что в свою очередь вызвано целым рядом причин .  Усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают социальные лифты, размывается система нравственных ценностей и ориентиров, рынок заменяет ее потребительскими ценностями, деградирует культура, нарастают разобщенность и отчужденность людей. В то же время в последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков. Общество остро нуждается сегодня в способности своих граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социальное партнерство. Метод школьной медиации (далее – ШМ) способствует решению этих задач в работе с детьми и подростками, закладывая основу будущих поколений, воспитанных на гуманистических ценностях, ставящих человеческую жизнь, позитивную реализацию, благополучие личности на первое место. Позволяет найти баланс между потребностями общественными и индивидуальными, что способствует сохранению индивидуальности в многоликом социуме.

Институт ШМ опирается на прочную базу нормативно-правовых актов, которая включает: Конституцию РФ , положения Гражданского  и Семейного  Кодексов РФ, ряд Федеральных законов, определяющих и регулирующих права ребенка  в РФ, в частности, право на образование , альтернативные пути урегулирования споров . Необходимо также назвать нормативно-правовые акты исполнительной власти: Указы Президента РФ  и Правительства РФ по вопросам создания организационной структуры службы медиации в России и регулирования стандартов деятельности специалистов в области медиации . Таким образом, была подготовлена необходимая база для развития служб медиации в российской системе образования, в частности, в школах.

В целях реализации государственной политики по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, предусмотренной Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на  период 2020 г. и плана мероприятий на 2017-2020 гг. по ее реализации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р, в Свердловской области проводится работа созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях Свердловской области. Общее число СШМ в области увеличивается (Рис. 1). 

 

Рисунок 1. Организационная структура служб примирения в Российской Федерации

 

Создана 3-уровневая модель межведомственного взаимодействия служб примирения:

- региональная служба медиации;

- Информационно-методические центры - базовые площадки (образовательные учреждения, Департамент молодежной политики, территориальные службы медиации при администрациях муниципальных образований)

- службы примирения (в образовательных организациях, организациях Министерства социальной политики Свердловской области, Департамент молодежной политики при правительстве Свердловской области).

При общей численности обучающихся в общеобразовательных школах Свердловской области 394 178 человек,  на каждого специалиста СШП приходится 368 учащихся (Рис. 2).

 

Рисунок 2. Динамика роста служб школьной медиации, созданных в общеобразовательных организациях Свердловской области в 2014-2019 гг.

 

На начало 2019 г. в образовательных учреждениях Свердловской области открыто 510 служб примирения. Около 600 специалистов освоили программу дополнительного профессионального образования в объеме не менее 72 часов по основам медиации. На 1 января 2019 года в школьные службы примирения Свердловской области поступило 607 обращений, в том числе 267 (44%) обращений от детей, 183 (30%) — от родителей и 130 (26%) — от педагогов. 

В общеобразовательных школах Свердловской области, как правило, в СШМ работают педагоги, представители администрации школы, родительского и детского сообществ. В лучшем случае службу может курировать педагог, который прошел профессиональную подготовку по школьной медиации в небольшом объеме учебных часов. Функции семейной медиации частично де-факто выполняют семейные психологи и консультанты на платной основе. Однако далеко не всякий специалист, даже пройдя обучение, сможет направить родителей в нужное русло и урегулировать конфликт. И не каждая семья, особенно находящаяся в трудной жизненной ситуации, сможет найти средства на оплату услуг таких специалистов.

 

Рисунок 3. Динамика роста служб школьной медиации в Свердловской области  в 2014-2018 гг.

 

Судя по гистограмме, приведённой выше (Рис. 4), пока рост количества служб медиации в школах Свердловской области не смог повлиять не снижение родительских обращений к Уполномоченному из-за конфликтов, да и в целом – на снижение социальной напряженности. Вывод можно сделать только один: данные службы ещё не развились должным образом и не показывают свою потенциальную эффективность.

Поскольку по модели «службы школьной медиации» мониторинг с описаниями кейсов и «обратной связью сторон» вообще не ведется, систематические описания проведенных школьных медиаций в открытом доступе отсутствуют, то убедиться в наличии и практике разрешения конфликтов службами школьной медиации, а также проанализировать их деятельность не представляется возможным. Это связано со сложностью подачи данных, включающих описание кейсов. Родители чаще всего не информированы о существовании комиссии по урегулированию споров, служб медиации/примирения, поэтому при возникновении какого-либо конфликта предпочитают жаловаться в вышестоящие инстанции.

Дополнительную информацию о становлении и развитии СШМ в Свердловской области могут дать доклады Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области за 2017-2018 гг., деятельность которого также способствует развитию медиации, как щадящей и мягкой формы альтернативного урегулирования споров и конфликтов в образовательных учреждениях.

Заключение

Таким образом, в РФ и Свердловской области существует сеть СШМ, проводятся процедуры разрешения конфликтных ситуаций, восстановительные программы с привлечением взрослых и детей.  Нагрузка на работающих в данной системе педагогов-психологов очень велика. Возрастает число обращений для разрешения конфликтов. В результате стандарты и эффективность работы общеобразовательных организаций в сфере медиации не отвечают потребностям современного общества, новым проблемам и вызовам. Очевидна и проблема «лоскутного одеяла» - рассогласованности действий и многочисленности структур, отвечающих за работу с детьми. Создание на различных уровнях разнообразных межведомственных комиссий для координации их деятельности принципиально не меняет ситуацию.

Выявлены проблемы функционирования ШСМ в Свердловской области:

- недостаточное понимание администрацией необходимости ШСП в системе образования, понимания возможностей использования медиативных технологий как эффективного воспитательного и профилактического ресурса множества социальных рисков;

- недостаточный уровень профессиональной подготовки для организации эффективной работы и страх неудачи в работе по данному направлению;

- недостаточное обучением работе в восстановительных программах, использовании медиативных технологий;

- отсутствие команды единомышленников на территории и недостатком профессиональной поддержки;

- отсутствии сетевого взаимодействия между службами и координатора этого взаимодействия на территории и по России в целом.

Сейчас на первое место по актуальности вышел проблемно-ориентированный подход, основанный на упреждении социальных проблем и разработке программ и мероприятий по их устранению. Решение перечисленных проблем может быть осуществлено посредством разработки и внедрения проекта создания территориальных служб медиации, примером которого может стать проект таковой в МО г. Нижний Тагил.