Статья:

Развитие интереса к чтению классической литературы у учеников начальной школы

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Овсянникова В.В. Развитие интереса к чтению классической литературы у учеников начальной школы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(50).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие интереса к чтению классической литературы у учеников начальной школы

Овсянникова Виктория Васильевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Ширванян Аревик Эрниковна
научный руководитель, доцент кафедры общей педагогики и современных образовательных технологий, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Чтение является основным средством познания, орудием, с помощью которого люди познают окружающий мир. На сегодняшний день перед учителями стоит задача вызвать интерес к чтению классической литературы у учеников начальной школы. Для того, чтобы осуществить успешную профессиональную деятельности на высоком  уровне педагог должен иметь значительную гуманитарную подготовку. Основной задачей знакомства учеников начальной школы с классической литературой, является воспитание интереса и любви к самой книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

Главным фактором отношения ребенка к чтению классической литературы, считается наличие или отсутствие интереса к чтению. Значительную роль играет интерес, который проявляется как сила, влекущая к чтению, - это основной элемент, потянув за которое, можно вытянуть всю цепочку решения проблем. Заинтересованность в прочтении классической литературы возникает в том случае, когда ученик начальной школы легко располагает осознанным чтением и у него хорошо развиты учебно-воспитательные мотивы чтения. Непосредственно, учитель начальных классов должен научить учеников с первых дней обучения получать наслаждение от чтения классической литературы, обнаруживать в книге близкое своим мыслям и чувствам.

Предъявляемые к ученику начальной школы в первоначальном периоде условия литературного образования, в основном ориентированы на умения, навыки и знания ученика, но не на его индивидуальное развитие. У учеников начальной школы происходит весьма стремительное формирование эмоциональной сферы. Учитывая эту особенность, учитель способен достичь существенной производительности  в своей работе по формированию интереса к чтению. Непосредственно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому ученики начальных классов постоянно ищут в чтении:

1. занимательности, глубочайших эмоциональных переживаний. Их воображение держат в напряжении остросюжетные произведения, доблестные поступки представляются нормой существования, а излюбленные герои – это, в первую очередь, герои действия;

2. для учеников начальной школы необходимы такие произведения, которые способны научить их удивляться, поскольку из удивления рождается интерес к самой жизни, желание к  познанию, а так же умение наблюдать прекрасное и ценить его;

3. пренебрегая литературными увлечениями учеников начальной школы, можно навсегда «уничтожить» у них любую заинтересованность не только к классической литературе, но и к чтению в целом.

Организуя независимое прочтение книг учениками начальных классов, учителю следует предлагать для самостоятельного чтения художественные произведения различных жанров. Подобное многообразие в содержании отобранных книг создаст благоприятные условия для развития умения распознавать специфические особенности различных произведений. Следует принимать во внимание степень подготовки и навыки чтения каждого отдельного ученика при выборе произведения для самостоятельного чтения. Необходимо воссоздать ситуацию непроизвольного интереса, с целью заинтересовать ребенка чтением. Необходимо учитывать возможность приучаться самостоятельно работать с книгой. Установление темы чтения путем сопоставления книг, с которыми дети познакомились на уроке, как и предопределение содержания любой незнакомой книги проводится детьми индивидуально. Достаточно трудно добиться хорошего уровня литературного развития, научить ребёнка выразительно читать, а так же понимать прочитанное,  проводить глубокий анализа текста, воспринимать нравственный потенциал классического произведения, если педагог не будет учитывать все особенности чтения классической литературы. Крайне необходимо вводить такие виды работы с произведением, которые помогут побудить ребенка вносить определённые элементы творчества, выражать свое отношение к герою (произведению), по-своему толковать текст.

Для успешной организации чтения  классической литературы учителю необходимо учитывать специфику классического произведения, психологические основы процесса чтения на разных этапах обучения, особенности восприятия и усвоения текста учениками начальной школы. Методика обучения чтению классической литературы, основываясь на литературоведческих и психологических положениях, определяет порядок и содержание работы по чтению и развитию речи в начальных классах. Она нацелена на то, чтобы каждый ребенок, обучаясь читать, освоил тип правильной читательской деятельности, для этого необходимо ввести в процесс обучения следующие методы:

  1. Метод чтения-рассматривания подробно изучала в своих работах Светловская Н.Н. Данный метод рассматривается, как постоянная цепочка взаимосвязанных умственных и практических действий, в результате которых ученик начальной школы без помощи других способен выделять внешние показатели содержания каждой книги, взаимно их соотносит и создает единый, но довольно аргументированный вывод о тематике, характере, количестве, а так же специфике помещенных в книге произведений, затем, исходя из общей предварительной оценки книги, ставит для себя цель чтения и сразу же по-настоящему включается в освоение этого содержания, подбирая оптимальный способ чтения. [1,215]
  2. Метод активизации субъектного опыта (концепция И. С. Якиманской). Учитель предлагает ученикам начальных классов представить, что они оказались в той же ситуации, как и герои произведения. При этом ученики начальных классов стараются представить себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, в следствие этого, у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. [5,56]
  3. Метод интроспективного анализа (Попова М.В.). Цель учителя – поставить перед учениками начальной школы проблему таким образом, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Например: Можно ли противостоять мнению большинства?  Таким образом, отвечая на вопросы учителя, ученики получают знания о самих себе – своем внутреннем мире. [4,288]
  4. Метод личностно ориентированной театрализации (подробно разработана И. Л. Масандиловой) нацелен  на включение учеников начальной школы в театрализацию литературного произведения. Речь идет о определенном внедрение элементов театра (или просто сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности учащихся, а так же их интереса. [3,38]
  5. Метод творческого самоутверждения (Куницына В.Н.) может помочь ученикам начальных классов найти «собственное» место в культуре, «своих» писателей и поэтов. Для этого учителю следует обеспечить учеников всей необходимой информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить учеников к достойному выступлению. [2,112]

Таким образом, развитие у учеников начальной школы интереса к чтению классической литературы является сложным процессом, включающим в себя множество аспектов. Представленные выше методы  помогают создать на уроках литературы атмосферу заинтересованности в учебном процессе, эмоциональной открытости, которая способствует развитию лучших личностных качеств учеников начальной школы, вынуждает их быть небезразличными к тому, что происходит вокруг, повышает читательский интерес, формирует интерес к чтению классической литературы. Кроме этого, так же необходимо видоизменение и доработка самого процесса преподавания литературы. Особо важных считается  создание внешних условий для развития интереса к чтению у учеников начальной школы, так как этот процесс является одним из главнейших в формировании полноценной и зрелой личности.   

 

Список литературы:
1. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с.215
2. Куницына В.Н. Методика исследования мотивации самоутверждения//Социальная психология: диалог: Сборник. Спб.-Якутск, 2002. В.Н. Куницына
3. Масандилова И.В. Театрально-импровизационная деятельность как средство обучения и развития подростков на уроках литературы и во внеурочное время»
4. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-288 с.-(Воспитание и доп.образование детей)
5. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. – 144с. – (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).