Статья:

Особенности формирования словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Жиденко А.Ю. Особенности формирования словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80379 (дата обращения: 19.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности формирования словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией

Жиденко Анастасия Юрьевна
студент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ г. Брянск
Крамарева Инна Евгеньевна
научный руководитель, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, РФ г. Брянск

 

FEATURES OF FORMATION OF A DICTIONARY OF ADJECTIVES AT THE CHILD OF SENIOR PRESCHOOL AGE WITH RHINOLALIA

 

Zhidenko Anastasia

Student, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, Russia, Bryansk

Inna Kramareva

Senior teacher, Bryansk state University named after academician I. G. Petrovsky, Russia, Bryansk

 

Аннотация. Достаточная сформированность словарного запаса является необходимой для успешного овладении ребенком связной речью и грамматикой. В научных трудах основное внимание уделяется развитию существительных и глаголов, в связи с этим в своей работе мы уделим внимание изучению не глубоко изученной части речи – имени прилагательному. Цель исследования: определить уровень сформированности словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией. Для успешного осуществления исследования была использована методика обследования лексики у детей Е.Ф Архиповой.

Abstract. The formation of an adequate vocabulary is necessary for a child to successfully master coherent speech and grammar. In scientific works, the main attention is paid to the development of nouns and verbs, in this regard, in our work we will pay attention to the study of the not deeply studied part of speech – the adjective. The aim of the study was to determine the level of completeness of the dictionary of adjectives in pre-school age with rhinolalia. For the successful implementation of the study, the method of studying vocabulary in children by E. F. Arkhipova was used.

 

Ключевые слова: старший дошкольник; ринолалия; словарь; прилагательное; исследование.

Keywords: older; preschooler; rhinolalia; glossary; adjective; research.

 

Актуальность данного вопроса сохраняется в настоящем времени. Достаточная сформированность словаря является необходимой при овладении ребенком связной речью и грамматикой. Так же «слабый словарь» создаст помеху при обучении в школе.

В научных исследованиях достаточно часто затрагивается специфика формирования словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией, но этот вопрос остаётся слабо изученным. Не сформирован четкий путь коррекционной работы, не обозначены особые педагогические условия, которые содействовали бы успешному формированию словаря прилагательных. Большая часть научных трудов направлена на исследование развития словаря существительных и глаголов. В связи с этим, очевидно, что выбранная нами тема исследования является актуальной и требует глубокого научного теоретического и практического изучения.

Цель исследования: определить уровень сформированности словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией.

Задачи исследования:

  1. Обследовать состояние словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией.
  2. Выявить характер нарушений словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией.
  3. Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Решение задач исследования осуществлялось посредством методики обследования лексики у детей Е.Ф Архиповой.

Для исследования пассивного словаря прилагательных ребенку было предложено выполнить задания, разработанные Архиповой Е.Ф.

При выполнении задания №1, целью которого было выявление уровня сформированности понимания названий формы, цвета, величины и веса, ребенок столкнулся со сложностью в показе предмета, соответствующего прилагательному средний, попытка подтолкнуть размышления ребенка в сторону требуемого прилагательного, не увенчалась успехом, ребенок не смог использовать данное прилагательное.

Во время проведения задания №2, целью которого было выявление уровня сформированности понимания названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений к прилагательному горький ребенок не подбирал подходящее изображение. Выбрать предлагалось картинку перца, но ребенок не выбрал ни одной. После показа изображения и вопроса «Какой перец на вкус?», последовал ответ: «сладкий». Таким образом, добиться подбора изображения к прилагательному горький не удалось.

В результате выполнения задания №3, целью которого было выявление сформированности понимания названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину у ребенка не возникло трудностей подбора соответствующих изображений к названным прилагательным, задание выполнено полностью.

Результаты исследования пассивного словаря прилагательных у ребенка с ринолалией представим на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Уровни сформированности пассивного словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией

 

Для исследования активного словаря ребенок выполнял задания также из методики Архиповой:

Были отмечены следующие недочеты в выполнении задания №1, целью которого является выявление уровня сформированности употребления слов, обозначающих вес, цвет, форму, величину предметов: слову кирпич давалось прилагательное квадратный, а не прямоугольный; ребенок не смог определить название пальца (средний); перо пушистое, а не легкое; камень не тяжелый, а большой, хотя была дана подсказка: какой по весу; изображению корабля подобрано прилагательное деревянный, вместо большой (была дана подсказка: какой он по размеру).

В ходе выполнения задания №2, целью которого является выявление уровня сформированности употребления слов, обозначающих вкус, температуру, тактильные ощущения,  обнаружены следующие недочеты: изображению варенья, не смотря на подсказку: «скажи какое на вкус», давалось прилагательное вкусное, вместо сладкого; слову лед подбиралось прилагательное холодный, вместо гладкий, не смотря на подсказку, «какой лед на ощупь, а не температуре»; существительному перец названо прилагательное сладкий, ребенок настаивал на том, что перец сладкий и не может быть горьким.

Выполнение задания №3, целью которого является выявление уровня сформированности употребления слов, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину. выявило у ребенка такие пробелы в формировании активного словаря прилагательных, как: изображения домов ребенок назвал большой – маленький, а не высокий – низкий.

Результаты исследования активного словаря прилагательных у ребенка с ринолалией представим на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Уровни сформированности активного словаря прилагательных у ребенка с ринолалией

 

Представив задания, используемые для обследования словаря прилагательных, представим полученные результаты исследования в таблице на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Уровни сформированности словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией

 

Анализ рисунка 3 показывает, что у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией преобладает развитие пассивного словаря прилагательных.

На основе приведенных результатов исследования словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией мы можем выделить следующие особенности пассивного словаря:

  1. не сформировано понимание слов – признаков, обозначающих величину;
  2. нарушено понимание и употребление прилагательных, обозначающих вкус и тактильные ощущения;

На основе приведенных результатов исследования словаря прилагательных у ребенка старшего дошкольного возраста с ринолалией мы можем выделить следующие особенности активного словаря:

  1. трудности употребления прилагательных, обозначающих вес, форму, величину;
  2. нарушение использования в речи прилагательных, обозначающих высоту.
  3. ошибки в подборе антонимов к словам – признакам.

Отсюда следует вывод, что в содержание индивидуальной работы по коррекции лексико – грамматического строя речи должна обязательно включаться работа, направленная на обогащение словаря прилагательных как активного, так и пассивного.

 

Список литературы: 
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — Москва: Издательский центр «Академия», 2018. - 448 с. ISBN 978-5-4468-7254-1
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. вузов – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 324 с. ISBN 978 5-17-038373-3
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Москва: Просвещение, 2017. – 207 с. ISBN 978-5-09-016714-7