Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Фролова А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114644 (дата обращения: 22.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Фролова Анастасия Николаевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Сазанова Татьяна Винальевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию сформированности фонематического слуха у школьников с умственной отсталостью. В статье рассмотрены результаты исследования и направления коррекционной работы.

 

Ключевые слова: Фонематический слух, школьники с интеллектуальными нарушениями, коррекционно-логопедическая работа, диагностика.

 

Современные исследования (В. И. Бельтюков, Н. С. Жукова, Т. А. Ткаченко и др.) доказывают, что фонематический слух играет основополагающую роль в освоение звуковой структуры речи, формирование связной речи, освоение грамматическим строем родного языка. Фонематический слух является основой, на которой строится овладение языком как основным средством коммуникации и дальнейшей социализации. [4, с.158]

Для детей с умственной отсталостью свойственно системное недоразвитие речи, которое характеризуется недоразвитием всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями наблюдается значительно низкий уровень развития фонематического слуха, зачастую школьники не готовы к воспроизведению слов сложной слоговой конструкции, у них незначительное количество эталонов, накопленных в слухоречевом анализаторе, позволяющих им рационально воспринимать слова, сравнивать, дифференцировать и воспроизводить. Причина данных трудностей, это слабость условных связей между двигательным и речеслуховым анализаторами, неспособность ребенка ощущать свою артикуляционную позу в процессе речипроизводства, вследствие нарушений кинестетических ощущений, контролировать речь, слушая, произносимое ребенком и окружающими. У обучающихся наблюдается патологические особенности всех сторон психофизического развития: мотивационно-потребности, социально-личностной, моторно-двигательной; эмоционально-волевой сферы, а также когнитивных процессов - восприятия, мышления, деятельности, поведения.

Многие исследователи (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др.) отмечают, что актуальность проблемы развития фонематического слуха у обучающихся с умственной отсталостью очевидна. Во-первых, это связано с тем, что развитие фонематического слуха благоприятно сказывается на формирование всех фонематических функций, а также слоговой структуры слов. Во-вторых, дефекты фонематического развития отрицательно влияют на процессе освоения учащихся с интеллектуальными нарушениями представлений о звуковом составе языка, препятствуют усвоению навыков фонематического анализа слов, мыслительной дифференциации на ключевые элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. [3, с.87]

Таким образом, недоразвитие фонематического слуха является серьёзным препятствием в обучении и в развитии школьников с нарушением интеллекта, и взаимосвязано с недоразвитием высших психических функций детей данной категории.

Для оценки сформированности фонематического слуха у школьников с умственной отсталостью были выделены следующие критерии обследования: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Исследование проводилось на базе логопедического центра «Ассоциация логопедов Тюменской области». В исследовании приняли участие 4 школьника в возрасте 8 лет с логопедическим заключение «несформированность всех средств языка, обусловленная недоразвитием познавательной деятельности».

Диагностическое обследование проводилось по методике Москвиной. А.В. «Диагностика младших школьников с нарушением интеллекта» по следующим направлениям:1) исследование двигательных функций артикуляционного аппарата:1. Исследование двигательной функции губ, челюсти, языка. 2. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.3. Исследование артикуляционного строения.2) В исследовании звукопроизношения проверялось произношение звуков: изолировано, в начале, середине и конце слова, в самостоятельной речи. 3)Исследование фонематических процессов: исследование фонематического слуха. 2. Исследование фонематического восприятия (анализа, синтеза, фонематических представлений).

Полученные результаты демонстрируют следующие показатели: обследования моторной сферы и звукопроизношения, можно отметить, что для детей, имеющих выраженные нарушения моторики характерны полиморфные дефекты звукопроизношения. Фонематический слух у всех детей на низком уровне: затрудняются при выделении звуков даже в изолированном звучании, начинают ошибаться при выделении звуков из слогов. При выделении звука из слов допускают ошибки, допускают ошибок при дифференциации звонких – глухих и свистящих - шипящих звуков. При дифференциации сонорных звуков, при дифференциации твёрдых, мягких звуков фонематическое восприятие: дети плохо выделяют количество и последовательность звуков, лучше всего место звука в слове. Не понимает разницу между слогом и звуком, не могут правильно ориентироваться в их количестве.

В связи с выявленными в ходе констатирующего эксперимента затруднениями обучающихся с интеллектуальными нарушениями можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы:

1.Развитие неречевых психических процессов:

- слухового внимания, восприятия, памяти

- двигательной памяти

- самоконтроля

2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

3.Коррекция звукопроизношения.

4.Формирование фонематического слуха.

5.формирование фонематического восприятия

6. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе индивидуальных и групповых логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического слуха и восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально-психологических особенностей детей. На индивидуальных логопедических занятиях для каждого ребенка определяется содержание логопедической работы. Коррекционный процесс при этом требует длительных упражнений с многократным повторением, если материал не усваивается ребенком, то проходится повторять упражнения предыдущего этапа.

Для успешного развития фонематического слуха у школьников с интеллектуальными нарушениями в ходе коррекционно-логопедической работы предполагается создание специальных условий, а именно, обучение осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: играх, продуктивной деятельности; соблюдается принцип индивидуального и дифференцированного подходов, предполагающий индивидуально ориентированное обучение с учетом особенностей и способностей конкретного ребенка; структурная простота знаний и умений, их повторяемость; самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Таким образом, было установлено, что у всех испытуемых имеются взаимосвязанные нарушения артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематических процессов и познавательной активности. Недоразвития фонематических процессов у детей требует пристального внимания со стороны педагогов, желательно своевременной диагностики и коррекции в дошкольном возрасте с целью оптимизации развития речи и предупреждения дальнейших трудностей в обучении.

 

Список литературы:
1. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В. И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 2010. - 176 с.
2. Жукова, Н. С. Логопедия: Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
3. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: мето-дическое пособие для учителя-логопеда / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2004. - 223 с.
4. Лалаева, Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников / Р.И. Лалаева // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 29-34.
5. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с интеллектуальными нарушениями и моторной алалией) / Е.Ф. Собо-тович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.