ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию сформированности фонематического слуха у школьников с умственной отсталостью. В статье рассмотрены результаты исследования и направления коррекционной работы.
Ключевые слова: Фонематический слух, школьники с интеллектуальными нарушениями, коррекционно-логопедическая работа, диагностика.
Современные исследования (В. И. Бельтюков, Н. С. Жукова, Т. А. Ткаченко и др.) доказывают, что фонематический слух играет основополагающую роль в освоение звуковой структуры речи, формирование связной речи, освоение грамматическим строем родного языка. Фонематический слух является основой, на которой строится овладение языком как основным средством коммуникации и дальнейшей социализации. [4, с.158]
Для детей с умственной отсталостью свойственно системное недоразвитие речи, которое характеризуется недоразвитием всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями наблюдается значительно низкий уровень развития фонематического слуха, зачастую школьники не готовы к воспроизведению слов сложной слоговой конструкции, у них незначительное количество эталонов, накопленных в слухоречевом анализаторе, позволяющих им рационально воспринимать слова, сравнивать, дифференцировать и воспроизводить. Причина данных трудностей, это слабость условных связей между двигательным и речеслуховым анализаторами, неспособность ребенка ощущать свою артикуляционную позу в процессе речипроизводства, вследствие нарушений кинестетических ощущений, контролировать речь, слушая, произносимое ребенком и окружающими. У обучающихся наблюдается патологические особенности всех сторон психофизического развития: мотивационно-потребности, социально-личностной, моторно-двигательной; эмоционально-волевой сферы, а также когнитивных процессов - восприятия, мышления, деятельности, поведения.
Многие исследователи (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович и др.) отмечают, что актуальность проблемы развития фонематического слуха у обучающихся с умственной отсталостью очевидна. Во-первых, это связано с тем, что развитие фонематического слуха благоприятно сказывается на формирование всех фонематических функций, а также слоговой структуры слов. Во-вторых, дефекты фонематического развития отрицательно влияют на процессе освоения учащихся с интеллектуальными нарушениями представлений о звуковом составе языка, препятствуют усвоению навыков фонематического анализа слов, мыслительной дифференциации на ключевые элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов. [3, с.87]
Таким образом, недоразвитие фонематического слуха является серьёзным препятствием в обучении и в развитии школьников с нарушением интеллекта, и взаимосвязано с недоразвитием высших психических функций детей данной категории.
Для оценки сформированности фонематического слуха у школьников с умственной отсталостью были выделены следующие критерии обследования: артикуляционная моторика, звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Исследование проводилось на базе логопедического центра «Ассоциация логопедов Тюменской области». В исследовании приняли участие 4 школьника в возрасте 8 лет с логопедическим заключение «несформированность всех средств языка, обусловленная недоразвитием познавательной деятельности».
Диагностическое обследование проводилось по методике Москвиной. А.В. «Диагностика младших школьников с нарушением интеллекта» по следующим направлениям:1) исследование двигательных функций артикуляционного аппарата:1. Исследование двигательной функции губ, челюсти, языка. 2. Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата.3. Исследование артикуляционного строения.2) В исследовании звукопроизношения проверялось произношение звуков: изолировано, в начале, середине и конце слова, в самостоятельной речи. 3)Исследование фонематических процессов: исследование фонематического слуха. 2. Исследование фонематического восприятия (анализа, синтеза, фонематических представлений).
Полученные результаты демонстрируют следующие показатели: обследования моторной сферы и звукопроизношения, можно отметить, что для детей, имеющих выраженные нарушения моторики характерны полиморфные дефекты звукопроизношения. Фонематический слух у всех детей на низком уровне: затрудняются при выделении звуков даже в изолированном звучании, начинают ошибаться при выделении звуков из слогов. При выделении звука из слов допускают ошибки, допускают ошибок при дифференциации звонких – глухих и свистящих - шипящих звуков. При дифференциации сонорных звуков, при дифференциации твёрдых, мягких звуков фонематическое восприятие: дети плохо выделяют количество и последовательность звуков, лучше всего место звука в слове. Не понимает разницу между слогом и звуком, не могут правильно ориентироваться в их количестве.
В связи с выявленными в ходе констатирующего эксперимента затруднениями обучающихся с интеллектуальными нарушениями можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы:
1.Развитие неречевых психических процессов:
- слухового внимания, восприятия, памяти
- двигательной памяти
- самоконтроля
2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
3.Коррекция звукопроизношения.
4.Формирование фонематического слуха.
5.формирование фонематического восприятия
6. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе индивидуальных и групповых логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического слуха и восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально-психологических особенностей детей. На индивидуальных логопедических занятиях для каждого ребенка определяется содержание логопедической работы. Коррекционный процесс при этом требует длительных упражнений с многократным повторением, если материал не усваивается ребенком, то проходится повторять упражнения предыдущего этапа.
Для успешного развития фонематического слуха у школьников с интеллектуальными нарушениями в ходе коррекционно-логопедической работы предполагается создание специальных условий, а именно, обучение осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: играх, продуктивной деятельности; соблюдается принцип индивидуального и дифференцированного подходов, предполагающий индивидуально ориентированное обучение с учетом особенностей и способностей конкретного ребенка; структурная простота знаний и умений, их повторяемость; самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.
Таким образом, было установлено, что у всех испытуемых имеются взаимосвязанные нарушения артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематических процессов и познавательной активности. Недоразвития фонематических процессов у детей требует пристального внимания со стороны педагогов, желательно своевременной диагностики и коррекции в дошкольном возрасте с целью оптимизации развития речи и предупреждения дальнейших трудностей в обучении.