Статья:

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(289)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бегинина К.Ю. РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 22(289). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/289/150910 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Бегинина Ксения Юрьевна
студент, Саратовский государственный университет, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены ключевые аспекты цифровой грамотности у обучающихся на уроках, проанализированы методы развития цифровой грамотности и выявлена основная роль цифровой грамотности у обучающихся на уроках технология.

 

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая экономика, технология, школьники.

 

В настоящее время использование различных информационных ресурсов стало неотъемлемой частью жизни. В связи с этим цифровые компетенции молодежи и взрослых, и обеспечивает технологическое развитие общества и государства. Несмотря на широкое распространение информационно-коммуникационных технологий и увеличение числа интернет-пользователей, люди с низким уровнем цифровой грамотности становятся жертвами кибермошенников. Поэтому пользователи интернета, включая школьники, молодёжь, студентов и пенсионеров, находятся в зоне риска и нуждаются в образовании по цифровым технологиям. Обеспечение всеобщей цифровой грамотности становится национальной задачей.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью [1].

Цифровая грамотность – это способность использовать те возможности, которые открывает современное общество со всеми его технологиями, умение коммуницировать с людьми в новом социальном формате и быть этичным и внимательными друг к другу [5]. Цифровая грамотность охватывает широкий спектр навыков, от оценки достоверности веб-сайтов до создания и обмена медиаконтентом.

В современном обществе развитие цифровой грамотности стало необходимостью. Если человек не обладает навыками работы с цифровыми технологиями, он упускает множество возможностей. Цифровые технологии проникают во все сферы жизни, тем самым цифровая грамотность становится все более важной. Она позволяет людям эффективно общаться, находить информацию, решать задачи и развиваться профессионально.

Цифровая грамотность уже прочно вошла в нашу жизнь. Теперь знание информационных технологиях необходимо не только для работникам, но и студентам и даже школьникам. В настоящее время, обладая цифровой грамотностью, мы можем покупать товары в интернете, использовать социальные сети, изучить основы кибербезопасность и защиты от мошенников, собирать и обрабатывать информацию и многое другое.       

Цифровая грамотность помогает людям достичь успеха и стать конкурентоспособными в современном информационном обществе. Вот несколько причин, почему она является важной:

  • В большинстве профессий необходимы навыки работы с компьютером и цифровыми инструментами для успешной карьеры. Цифровая грамотность помогает быть более продуктивным, обрабатывать информацию, выполнять задачи эффективно и взаимодействовать с коллегами;
  • Цифровые технологии упрощают множество повседневных задач, таких как коммуникация, покупки, банковские операции и многое другое. Владение цифровыми навыками позволяет легко выполнять эти задачи и получать максимальную выгоду от доступных возможностей;
  • В сфере образования сегодня множество учебных программ и курсов предлагают возможность онлайн-обучения и использования цифровых инструментов. Овладение цифровой грамотностью позволяет студентам эффективно учиться, находить необходимую информацию, сотрудничать с другими студентами и преподавателями;
  • Наличие навыков цифровой грамотности также обеспечивает безопасность от различных интернет-угроз, таких как вирусы, мошенничество, фишинг и другие виды киберпреступлений [6].

В современном мире цифровая грамотность играет важную роль, поскольку технологии и цифровые инструменты становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Она предполагает умение эффективно использовать и взаимодействовать с различными цифровыми технологиями, такими как компьютеры, интернет, социальные сети, мобильные устройства и программное обеспечение.

Программа по Цифровой грамотности на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Изучение Цифровой грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации [7].

Ученикам необходима цифровая грамотность по различным причинам. Во-первых, в современном цифровом мире знание технологий имеет важную роль для успеха в учебе и будущего трудоустройства. Цифровая грамотность помогает учащимся освоить навыки онлайн-исследований, эффективного использования инструментов для повышения производительности и взаимодействия с цифровыми образовательными ресурсами. Во-вторых, цифровая грамотность необходима для правильной оценки информации. Ученики должны уметь определять достоверность онлайн-источников, различая правдивую информацию от ложной. Этот навык критического мышления и формирования обоснованного мнения является важным как для учебы, так и для жизни.

В-третьих, важность онлайн-коммуникации подчеркивает необходимость цифровой грамотности для эффективного и ответственного взаимодействия. Ученики должны знать правила онлайн-этикет, осознавать последствия своего цифрового поведения и использовать социальные сети ответственно. Это немаловажная часть создания положительного имиджа в Интернете и развития здоровых цифровых отношений. Кроме того, цифровая грамотность способствует творчеству и инновациям. Ученики, владеющие цифровыми навыками, могут выражать себя через мультимедийные проекты, сотрудничать на цифровых платформах и быстро адаптироваться к новым технологиям [4].

Современные школьники отлично владеют навыками использования смартфонов, находят нужную информацию в интернете, а также знают, как игры и приложения с одного телефона перенести на другой. Однако, хотя они могут находить информацию в сети, но все ещё учатся работать с ней.

На уроках сейчас активно обсуждают важность защиты своих данных и проверку информации в нескольких источниках при работе в интернете. Цифровая среда и цифровые технологии все боьлше внедряются в образование. Для педагога важно иметь высокий уровень цифровой грамотности, чтобы обеспечить учащимся среду для развития этого навыка. Кроме того, развитие цифровой грамотности педагога позволяет ему быть более эффективным и успешным в своей профессии. Он может использовать различные инструменты и технологии для индивидуализации обучения, создания интерактивных заданий и оценки успеваемости учащихся. Это способствует созданию интересной и эффективной учебной среды, способствующей развитию учащихся.

Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол также используют ИТ. Это включает создание слайд-шоу, презентаций и видео мастер-классов. В ходе обычного занятия, педагог может использовать фильм, чтобы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, а в классе помогает ребенку, у которого возникают затруднения. Тот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал [2].

Федеральная программа по учебному предмету «Технология»:

  1. интегрирует знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания;
  2. знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения программы по технологии происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности;
  3. раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов.

Программа по технологии построена по модульному принципу. Модульная программа по технологии – это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов, предусматривающая разные образовательные траектории её реализации. Таким образом, занятия по определенным модулям и темам из рабочей программы «Технология», способствуют развитию цифровой грамотности у обучающихся[8].

Изучение предмета «Технология» в школе частично способствует развитию цифровой грамотности у человека. Это не только расширяет их образовательный опыт, но и подготавливает их к быстро меняющемуся рынку труда. Понимание работы цифровых систем, осведомленность о кибербезопасности и участие в онлайн-дискуссиях являются важными элементами ответственного цифрового гражданства. В целом, цифровая грамотность необходима для приобретения учащимися навыков и знаний, необходимых для успешной адаптации в эпоху цифровых технологий.

Таким образом, основываясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что цифровая грамотность является неотъемлемой частью XXI века. Она является языком, на котором общаются все - как люди, так и машины. Качество жизни современного человека напрямую зависит от его умения находить информацию в интернете, знания о системах родительского контроля, умения отличать недобросовестные источники информации и защищать свои личные данные. В школах особое внимание уделяется развитию мышления цифрового гражданства. Это включает обучение учеников этичному использованию технологий, правилам поведения в онлайне и последствиям их действий в Интернете. Школы играют важную роль в формировании ответственных цифровых граждан, которые вносят позитивный вклад в онлайн-сообщество, прививая им чувство ответственности и осведомленности [3].

 

Список литературы: 
1. Аймалетдинов Т. А., Баймуратова Л. Р., Зайцева О. А., Имаева Г. Р., Спиридонова Л. В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. / Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с.
2. Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна Характеристика и уровневая оценка цифровой грамотности школьников // ПНиО. 2021. № 2 (50). 
3. Воронина Ю. В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. — 2018. № 2 (26). — С. 232–245.
4. Корчагина, М. Ю. Анализ цифровой грамотности в школе / М. Ю. Корчагина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 387-390. 
5. Кузьмина М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с. 
6. Петров Б.В. Формирование цифровой грамотности в образовательных учреждениях. // Педагогика и психология. 2019. № 3. С. 112-125.
7. Савенкова Т.Г. Рабочая программа внеурочной деятельности «Цифровая грамотность» для обучающихся 7 классов. П. Малиновка, 2023. С. 2-3.
8. Федеральная рабочая программа основного общего образования «Технология».  Москва, 2023.