Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(328)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Седенков Д.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 19(328). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/328/173481 (дата обращения: 18.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ

Седенков Дмитрий Алексеевич
студент, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, филиал в г. Новозыбкове, РФ, г. Новозыбков

 

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные подходы к формированию личностных результатов у учащихся 7 класса на уроках истории. Проводится комплексный анализ психолого-педагогических особенностей подросткового возраста, современных требований ФГОС и эффективных педагогических методик. Особое внимание уделяется роли исторического образования в формировании гражданской идентичности, нравственных ценностей и критического мышления учащихся. Исследуются теоретические основы формирования личностных результатов, анализируются практические аспекты их реализации в образовательном процессе.

 

Ключевые слова: Личностные результаты, ФГОС, Подростковый возраст, Инновационные методики, идентичность.

 

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает формирование личностных результатов учащихся. Предмет истории обладает уникальным воспитательным потенциалом, позволяющим не только передавать знания, но и формировать целостную картину мира, развивать аналитические способности и нравственные ориентиры учащихся 13-14 лет [1].

Личностные результаты включают:

  • Сформированность российской гражданской идентичности [1]
  • Развитость этических чувств и нравственных ориентиров [1]
  • Готовность к саморазвитию и самообразованию [1]
  • Сформированность ответственного отношения к учению [1]
  • Развитие эстетического сознания [1]

Важно отметить, что формирование этих результатов происходит в тесной взаимосвязи с познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями, что создает основу для целостного развития личности школьника [1].

Возрастные особенности подростков 13-14 лет характеризуются:

  • Интенсивным формированием самосознания и самооценки [2]
  • Развитием критического мышления и аналитических способностей [2]
  • Стремлением к самостоятельности и независимости [6]
  • Повышенной эмоциональной восприимчивостью [6]
  • Потребностью в социальной активности[6]

Эти особенности необходимо учитывать при планировании учебного процесса, так как они определяют выбор методов и форм работы на уроках истории.

Современные подходы к организации учебного процесса включают:

  • Проблемное обучение с использованием исторических источников [3]
  • Междисциплинарные проекты [3]
  • Ролевые игры на основе исторических событий [3]
  • Дискуссионные технологии [5]
  • Метод исторических параллелей [5]

Особенно эффективным является использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая позволяет формировать аналитические навыки и способность к самостоятельной оценке исторических событий.

Анализ эффективности педагогического опыта [7, 8]. Современные практики включают:

  • Интеграцию урочной и внеурочной деятельности
  • Использование цифровых образовательных ресурсов
  • Организацию групповой работы
  • Применение технологии развития критического мышления
  • Формирование метапредметных связей

Практика показывает, что наиболее результативным является сочетание различных методик, учитывающих индивидуальные особенности учащихся и их познавательные интересы.

Система оценки эффективности включает:

  • Диагностические инструменты [7]
  • Портфолио достижений учащихся[7]
  • Мониторинг личностного роста [8]
  • Анализ результатов проектной деятельности [8]
  • Самооценку и взаимооценку [8]

Важно отметить, что оценка личностных результатов должна носить комплексный характер и учитывать динамику развития каждого учащегося.

Формирование личностных результатов на уроках истории требует системного подхода, включающего инновационные методики, учет возрастных особенностей учащихся и межпредметную интеграцию. Успешность процесса зависит от профессиональной компетентности педагога и системного характера работы [1].

Перспективные направления включают разработку новых оценочных инструментов и адаптацию методик к цифровой образовательной среде, что позволит повысить эффективность образовательного процесса и обеспечить более качественное формирование личностных результатов учащихся [3].

 

Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Выготский Л.С. Психология развития человека - М.: Эксмо. – 2005. – 1131 с.
3. Степанов Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГОС - Волгоград: Учитель, 2016. - 91 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология - М.: Логос, - 2005. – 384 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - Издательский центр «Академия»; Смысл, - 2004. – 352 с.
6. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы социализации растущего человека // МПГУ. -Проблемы современного образования – 2011. - №6 – С. 8-22.
7. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека – М. – Смысл. – 2019. – 448 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результат современного образования // Высшее образование сегодня // Высшее образование сегодня. – 2003. - №5 – С. 34-42.