Статья:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЕ

Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Черепанова А.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(210). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(210).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЕ

Черепанова Анна Александровна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Сегодня актуальной тенденцией является информатизация образования. Она обеспечивает широкий доступ к достоверным и свежим данным и к средствам, позволяющим их обрабатывать, хранить и передавать. Передача информации – основная задачей педагогической деятельности. На сегодняшний день, в сферу образования активно применяются новые информационно-коммуникативные технологии, поскольку они обеспечивают качественно иные возможности образовательного процесса [1].

В настоящее время нет окончательно оформленных положений, позволяющих подготовить будущих и опытных педагогов к эффективной и результативной командной работе в онлайн-режиме.

С целью изучения опыта работы в команде в дистанционном формате, среди педагогов г.Перми был проведен опрос с помощью сервиса Яндекс.Формы для выявления достоинств и недостатков удаленной командной работы. Опрос включал 28 вопросов открытого и закрытого типов. Участие приняли 7 респондентов.

На сегодняшний день все педагоги имеют опыт участия в командной работе. Данные показаны на рисунках 1 и 2.

 

Рисунок 1. Ответы на вопрос

"Как часто вы сталкиваетесь с командной работой в своей деятельности?"

Рисунок 2. Ответы на вопрос "Приходилось ли Вам принимать участие в удаленной командной работе?"

 

Инструменты, используемые в дистанционной командной работе, перечислены на рисунках 3-5.

 

Рисунок 3. Используемые средства в дистанционной командной работе

 Рисунок 4. Используемые мессенжеры в дистанционной командной работы

Рисунок 5. Используемые программы видеоконференций для дистанционной командной работы

 

Были сформулированы следующие цели дистанционной командной работы: обмен опытом и саморазвитие, сплочение коллектива, достижение поставленных задач и положительного результата работы. Особенностями удаленного командного взаимодействия являются: возможность работать с людьми из разных регионов, поддержка друг друга, приобретение новых знаний и опыта, проявление уважения к удаленному собеседнику, участие в принятие совместных решений на расстоянии, проявление лидерских качеств.

Свой вклад в работу команды большинство педагогов сформулировали в следующих утверждениях: «Я думаю, что способен быстро замечать новые возможности и извлекать из них выводы» и «Моя способность доводить всё до конца во многом обеспечила мою профессиональную эффективность».

Основным недостатком, проявляющимся в командной работе, педагоги видят в следующем: «Я чувствую себя неуверенно на совещании, если отсутствуют четкая повестка дня и контроль за её соблюдением». Во время участия в совместном проекте, респонденты готовы поддержать любое предложение, если оно служит общим интересам, а их врожденная осмотрительность предохраняет от ошибок, возникающих из-за невнимательности. Особенность стиля работы в команде педагоги видят в постоянном стремлении лучше узнать своих коллег. Нахождение практического решения проблем способствует получению удовлетворения от работы в команде. Если опрошенным неожиданно предложат решить трудную задачу за ограниченное время с незнакомыми людьми, то большинство бы сначала в одиночестве обдумало пути выхода из тупика, прежде чем начать действовать.

По результатам опроса, командная работа выявило следующую проблему: стремление обеспечить условия для правильного выполнения работы способствует снижению темпов выполнения задания. По мнению опрошенных педагогов, дистанционная командная работа несет следующие трудности: возможность одновременно найти свободное время для общения, занятость на работе, большой объем дополнительной работы. В очном формате взаимодействия данные трудности педагоги не называют. Таким образом, очная форма групповой работы является эффективнее дистанционной. 

Готовы ли педагоги к удаленной командной работе и как это влияет на их эмоциональное состояние показано на рисунках 6 и 7.

 

Рисунок 6. Ответы на вопрос:

Готовы ли Вы к командной работе онлайн?

Рисунок 7. Ответы на вопрос

«Как влияет дистанционная работа в команде на ваше эмоциональное состояние?»

 

Для создания психологического комфорта при дистанционном командном взаимодействии педагогам необходимо: наличие технических средств связи и опыта работы на онлайн-площадках, личное знакомство с членами группы. При возникновении конфликтной ситуации в процессе дистанционной работы в коллективе, педагоги предпочли бы следующие способы разрешения конфликта: диалог, в ходе которого необходимо прийти к компромиссу, уметь слышать друг друга и быть услышанным, уход из команды, акцентирование на развитие личностных качеств (ответственность, лидерство, умение слушать и слышать, организованность, решительность, нацеленность на результат, пунктуальность, взаимонимание)

Для улучшения работы в группе на расстоянии педагоги предложили следующие средства: улучшение скорости и качества интернет-связи и создание курсов, которые бы обучали студентов педагогических вузов навыкам дистанционной командной работы. Такие обучающие курсы включали бы в себя видеоуроки, семинарские занятия. Предполагается, что курсы будут готовить выпускников педагогических вузов к навыкам дистанционного командного взаимодействия, включающих: работу в программах видеоконференций, мессенджерах, развитие навыков общения для достижения поставленных целей, лидерских качеств, навыков рациональной организации командной работы. Все это поможет будущему педагогу уверенно чувствовать себя во время организации и участия в дистанционной командной работе

 

Список литературы: 
1. Буденкова Е.А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе: теоретические и практические аспекты: учебник / Е.А. Буденкова. В 4 т. – М.: Мир науки, 2016. – 41 с.