МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЕ
Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ДИСТАНЦИОННОЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЕ
Сегодня актуальной тенденцией является информатизация образования. Она обеспечивает широкий доступ к достоверным и свежим данным и к средствам, позволяющим их обрабатывать, хранить и передавать. Передача информации – основная задачей педагогической деятельности. На сегодняшний день, в сферу образования активно применяются новые информационно-коммуникативные технологии, поскольку они обеспечивают качественно иные возможности образовательного процесса [1].
В настоящее время нет окончательно оформленных положений, позволяющих подготовить будущих и опытных педагогов к эффективной и результативной командной работе в онлайн-режиме.
С целью изучения опыта работы в команде в дистанционном формате, среди педагогов г.Перми был проведен опрос с помощью сервиса Яндекс.Формы для выявления достоинств и недостатков удаленной командной работы. Опрос включал 28 вопросов открытого и закрытого типов. Участие приняли 7 респондентов.
На сегодняшний день все педагоги имеют опыт участия в командной работе. Данные показаны на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1. Ответы на вопрос "Как часто вы сталкиваетесь с командной работой в своей деятельности?" |
Рисунок 2. Ответы на вопрос "Приходилось ли Вам принимать участие в удаленной командной работе?" |
Инструменты, используемые в дистанционной командной работе, перечислены на рисунках 3-5.
Рисунок 3. Используемые средства в дистанционной командной работе |
Рисунок 4. Используемые мессенжеры в дистанционной командной работы |
Рисунок 5. Используемые программы видеоконференций для дистанционной командной работы |
Были сформулированы следующие цели дистанционной командной работы: обмен опытом и саморазвитие, сплочение коллектива, достижение поставленных задач и положительного результата работы. Особенностями удаленного командного взаимодействия являются: возможность работать с людьми из разных регионов, поддержка друг друга, приобретение новых знаний и опыта, проявление уважения к удаленному собеседнику, участие в принятие совместных решений на расстоянии, проявление лидерских качеств.
Свой вклад в работу команды большинство педагогов сформулировали в следующих утверждениях: «Я думаю, что способен быстро замечать новые возможности и извлекать из них выводы» и «Моя способность доводить всё до конца во многом обеспечила мою профессиональную эффективность».
Основным недостатком, проявляющимся в командной работе, педагоги видят в следующем: «Я чувствую себя неуверенно на совещании, если отсутствуют четкая повестка дня и контроль за её соблюдением». Во время участия в совместном проекте, респонденты готовы поддержать любое предложение, если оно служит общим интересам, а их врожденная осмотрительность предохраняет от ошибок, возникающих из-за невнимательности. Особенность стиля работы в команде педагоги видят в постоянном стремлении лучше узнать своих коллег. Нахождение практического решения проблем способствует получению удовлетворения от работы в команде. Если опрошенным неожиданно предложат решить трудную задачу за ограниченное время с незнакомыми людьми, то большинство бы сначала в одиночестве обдумало пути выхода из тупика, прежде чем начать действовать.
По результатам опроса, командная работа выявило следующую проблему: стремление обеспечить условия для правильного выполнения работы способствует снижению темпов выполнения задания. По мнению опрошенных педагогов, дистанционная командная работа несет следующие трудности: возможность одновременно найти свободное время для общения, занятость на работе, большой объем дополнительной работы. В очном формате взаимодействия данные трудности педагоги не называют. Таким образом, очная форма групповой работы является эффективнее дистанционной.
Готовы ли педагоги к удаленной командной работе и как это влияет на их эмоциональное состояние показано на рисунках 6 и 7.
Рисунок 6. Ответы на вопрос: Готовы ли Вы к командной работе онлайн? |
Рисунок 7. Ответы на вопрос «Как влияет дистанционная работа в команде на ваше эмоциональное состояние?» |
Для создания психологического комфорта при дистанционном командном взаимодействии педагогам необходимо: наличие технических средств связи и опыта работы на онлайн-площадках, личное знакомство с членами группы. При возникновении конфликтной ситуации в процессе дистанционной работы в коллективе, педагоги предпочли бы следующие способы разрешения конфликта: диалог, в ходе которого необходимо прийти к компромиссу, уметь слышать друг друга и быть услышанным, уход из команды, акцентирование на развитие личностных качеств (ответственность, лидерство, умение слушать и слышать, организованность, решительность, нацеленность на результат, пунктуальность, взаимонимание)
Для улучшения работы в группе на расстоянии педагоги предложили следующие средства: улучшение скорости и качества интернет-связи и создание курсов, которые бы обучали студентов педагогических вузов навыкам дистанционной командной работы. Такие обучающие курсы включали бы в себя видеоуроки, семинарские занятия. Предполагается, что курсы будут готовить выпускников педагогических вузов к навыкам дистанционного командного взаимодействия, включающих: работу в программах видеоконференций, мессенджерах, развитие навыков общения для достижения поставленных целей, лидерских качеств, навыков рациональной организации командной работы. Все это поможет будущему педагогу уверенно чувствовать себя во время организации и участия в дистанционной командной работе