СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(239)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(239)
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты развития национальной культуры у обучающихся в условиях технологического образования.
Ключевые слова: технологическое образование, национальная культура, культура, нация.
Сегодня, национальная культура считается объектом изучающего интереса историков, культурологов, а также политологов. Исследование возникновения того или иного этноса, его взаимодействия с другими народами позволяет компенсировать те пробелы, которые существуют в познании древних пластов традиционной культуры. Культура – это достаточно сложное и крайне неоднозначное явление. Понятия традиционной и этнической культуры разделяются. Первая включает в себя традиции и различные элементы духовной жизни, которые возникли с рождением народа, а вторая включает в себя новации, которые были адаптированы к ценностям этноса. Культурную жизнь России можно разделить на три пункта. Первый пункт – это национальная культура, как одна из неотъемлемых частей мировой культуры. Второй пункт – это смешанная культура, которая образуется на территории страны в ходе взаимодействия представителей разных народов и национальностей, которые здесь проживают. Третий пункт – это культура народов разных регионов. Нация является целостным организмом, социальной общностью, которая определяет своё культурное развитие. Стоит учитывать, что мировая культура непосредственно влияет на это развитие, ведь без общения и открытости нация будет обречена на ограниченность, а впоследствии на культурное обнищание. Каждая культура имеет свои плоды – открытия, потери, трагедии, видение смысла жизни и мира. Её развитие происходит не в колбе, а в реальной жизни, которая полна противоречий, а также борьбы современных прогрессивных традиций, со старыми, консервативными явлениями. В настоящее время разрабатываются крупные перспективные проекты по возрождению национальной культуры в стране; в образовательные программы внедряется основа национально-культурных традиций народов; а в высших учебных заведениях открываются новые специальности. В современных условиях поисков истоков, важно не потерять то, что уже имеется и продолжить развивать свою национальную культуру, воспитать достойную личность, которая сосредоточит в себе характер народа, которая сможет поддерживать, развивать и передавать традиции страны и своей малой родины. Способов возрождения и развития народной культуры достаточно много, но наиболее эффективным является школа – основной источник знаний и мотивации к действию. Ведь в школе учащиеся ходят в различные кружки и секции, в которых проявляют свои интересы к тем или иным предметам. Там дети получают дополнительные знания, развивают уже имеющиеся навыки, а также могут определить свою дальнейшую судьбу при выборе профессии. На уроках технологии школьники проявляют свои творческие способности, интерес к способам обработки материалов, к инструментам, к изготовлению изделий своими руками. Педагог при работе с детьми должен ставить перед собой задачу – развитие национальной культуры и на основе этого, преподносить им исторические справки, предметы сделанные мастерами. В процессе данной работы, ученики начинают интересоваться историей своего края, народным искусством и промыслами. А если есть примеры, на которые можно не только посмотреть, но и тактильно взаимодействовать, тогда некоторые учащиеся будут пытаться повторить изделия именитых мастеров. К сожалению, не всегда возможно выполнить всю полноту задуманной учителем рабочей программы. Поэтому важно создавать кружки и спецкурсы, которые будут заинтересовывать детей историей и развитием культуры. Одним из эффективных способов включения детей в образовательный процесс – является проектная деятельность, где учащиеся имеют возможность соприкоснуться с элементами народных промыслов, истоки которых не теряют своих традиций и являются одним из основных проявлений национальной культуры. При разработке и создании проекта учащиеся не только приобретают знания, умения, навыки, но и активно участвуют в поиске интересных сведений и данных, ведь любая информация, которую ученик добыл сам, является особенно ценной. Изучая символы, учащиеся смогут зашифровывать в своих работах собственные мысли, что вызывает еще больший интерес у детей.
Школьный возраст – это то самое время, когда закладываются основы духовной личности, а предмет «Технология» играет в этом формировании огромную роль. Дети в школьном возрасте более восприимчивы для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития. Все то, что было усвоено в детстве, отличается психической устойчивостью. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» обозначены принципы духовно-нравственного воспитания такие как: принцип сотрудничества, воспитание на традициях, принцип целостности учебно-воспитательного процесса,личностно-ориентированный подход, а также принцип сохранения исторической памяти. Данные принципы находят своё осуществление, в наиболее полной мере, именно на уроках технологии. Какие бы разделы технология ни рассматривала (будь то кулинария, рукоделие, дерево и металлообработка и т.д.), важным аспектом преподавания тех или иных областей, является изучение истоков происхождения ремесел и творчества. Культура народов велика и многообразна, она складывалась усилиями многих поколений на протяжении многих веков. Духовные ценности были главным ориентиром в жизни каждого человека. Без знания традиций своего народа, невозможно воспитать полноценного человека, поэтому важно воспитывать любовь к истории и культуре своего народа. На сегодняшний день, именно учителю технологии определена задача по сохранению и развитию национальной культуры края и страны.