Статья:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ишкова И.Ю. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 12(235). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/235/124873 (дата обращения: 27.02.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ишкова Ирина Юрьевна
магистрант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

LIBRARY AND INFORMATION ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IS THE BASIS OF RESEARCH ACTIVITIES

 

Irina Ishkova

Master’s student, Academies of Psychology and Pedagogy Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. Актуальность представленной темы статьи заключается в том, что информационное пространство вузовских научных библиотек является базой информационной среды университета и основой для проведения обучающимися своей научно-исследовательской деятельности. Занятие научно-исследовательской деятельностью стимулирует рост новых навыков и знаний по использованию библиотечно-информационных ресурсов и сервисов.

Аbstract. The relevance of the presented topic of the article lies in the fact that the information space of university scientific libraries is the base of the information environment of the university and the basis for students to conduct their research activities. Engaging in research activities stimulates the growth of new skills and knowledge in the use of library and information resources and services.

 

Ключевые слова: научные библиотеки, тьютор, тьюторское сопровождение, библиотечно-информационная среда, научно-исследовательская деятельность, дети с выдающими способностями, ЭБС, Цифровой репозиторий, библиотечный фонд, алгоритм поиска информации, СУНЦ ЮФО, ЗНБ им. Ю.А. Жданова.

Keywords: scientific libraries, tutor, tutor support, library and information environment, research activities, children with outstanding abilities, ELS, Digital Repository, library fund, information retrieval algorithm, SSC SFD, ZNB named after. Yu.A. Zhdanov.

 

Научная библиотека является ведущим структурным подразделением вуза, которая обеспечивает литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования. «Информационная система вуза может обеспечить доступность информации, разнообразие форм и качества информационных услуг, полноту, оперативность и достоверность получаемой информации. Информационная среда научной библиотеки – это часть информационно-образовательной среды вуза, которая является основной базой для реализации эффективной научно-исследовательской деятельности в учебном заведении». [3]

Естественными составляющими трансформации научной библиотеки университета в основной информационный центр ресурсной поддержки образовательного процесса являются:

- постепенное создание и наращивание информационной базы;

- наполнение контентом (создание учебно-методических комплексов по изучаемым дисциплинам, систематизация и каталогизация ресурсов по профилю вуза);

- подписка на предметно-ориентированные электронные библиотечные системы;

- повышение эффективности использования информационных ресурсов в образовательном пространстве на основе принципа взаимодействия библиотеки и университета.

Учебный процесс и научные исследования не будут успешными без всестороннего и оперативного обеспечения информацией. Для такого обеспечения необходим поиск источников информации, ее отбор, классификация, хранение, а также возможность свободного доступа к ней. Эта задача наиболее успешно решается научными библиотеками университетов, которые обеспечивают создание мощного массива документных и электронных ресурсов научной и учебной направленности, соответствующих профилю образовательных программ.

В рамках национального проекта «Наука» в 2020 году на базе Южного федерального университета создан Специализированный учебный научный центр Южного федерального округа. Целью деятельности СУНЦ ЮФО является раннее выявление, отбор и обучение одаренных детей и талантливой молодежи, проявивших выдающие способности в учебе, науке и творчестве, а также создание условий для поддержки исследовательской траектории и личностно-профессионального развития обучающихся. В рамках своей деятельности СУНЦ ЮФО обеспечивает ведение научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся под руководством ведущих ученых и формирование нового поколения молодых исследователей Юга России.

Для успешной реализации целей и задач деятельности СУНЦ ЮФО важной платформой является Зональная научная библиотека имени Ю.А. Жданова Южного федерального университета. На сегодняшний день ЗНБ ЮФУ предоставляет «доступ к контенту и современные технологии информационного обеспечения пользователей университета». [1]

Фонд библиотеки составляет     экземпляров, из них     научной литературы. В фонде имеется доступ к русскоязычным базам данных: Polpred.com, Научная электронная библиотека - elibrary.ru, Научная электронная библиотека "КиберЛенинка", Национальная электронная библиотека, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина, ЭБС "Университетская библиотека on-line", ЭБС издательства ЮРАЙТ, ЭБС ЛАНЬ и база данных периодических изданий «ИВИС».

«В 2014 году был создан Цифровой репозиторий – это централизованное хранилище научно-образовательных и учебных материалов, создаваемых в процессе деятельности университета. Контент репозитория распределяется по четырем коллекциям в зависимости от типа издания или публикации: научная, образовательная, студенческая и вспомогательная». [2]

В настоящее время научная библиотека ЮФУ располагает не менее уникальным собранием литературы XVI-XVIII вв., которым могут пользоваться пытливые исследователи.

Библиотека оказывает серьезную поддержку научно-исследовательской работе, осуществляет мониторинг состояния науки в вузе, продвигает библиотечно-информационные ресурсы и сервисы. Следовательно, библиотека одновременно выступает как структурный элемент образования и как инструмент научных исследований.

При поиске и оценке источников литературы для научно-исследовательской работы могут возникнуть ряд вопросов: как искать необходимую литературу, как пользоваться электронными ресурсами, с чего начать при изучении литературы и каким образом оценивать ее. «Лоцман в мире информации» - тьютор, обладающий компетентностями библиотекаря способен дать обучающимся в руки инструмент и алгоритм поиска и оценки информации.

 

Список литературы:
1. Дудникова О.В. Роль библиотеки в информационно-аналитическом сопровождении научно-публикационной деятельности вуза/ О.В. Дудникова, А.А. Богомолов, О.А. Смирнова// Университетская книга. – 2018. – № 2. – С. 60-63.
2. Дудникова О.В., Богомолов А.А. Цифровой репозиторий Южного федерального университета в научном и учебном пространстве вуза/О.В. Дудникова, А.А. Богомолов// Наука и научная информация. –  2021. – 4(3). – С. 82–93.
3. Редькина, Н.С. Библиотека и открытая наука: векторы взаимодействия//Научные и технические библиотеки. – 2022. – №3. – С.105-126.