Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4-Х КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Прохорова В.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4-Х КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/116004 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4-Х КЛАССАХ

Прохорова Виктория Анатольевна
магистрант, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево

 

THE RESEARCH OF THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF MULTIMEDIA PRESENTATIONS IN ENGLISH LESSONS IN 4TH GRADES

 

Victoria Prokhorova

Master student, State University of Humanities and Technology, Russia, Orekhovo-Zuyevo

 

Аннотация. В данной статье рассматривается эффективность применения такого мультимедийного средства, как презентации, на уроках английского языка в начальной школе. Приводятся статистические данные на начало и конец исследования, процентное соотношение прироста показателей.

Abstract. This article examines the effectiveness of using such a multimedia tool as presentations in English lessons in a primary school. The article provides statistical data at the beginning and at the end of the study and the percentage ratio of the increase in indicators.

 

Ключевые слова: мультимедиа технологии; презентации; английский язык; эффективность применения презентаций; начальная школа; улучшение качества знаний; улучшение СОУ.

Keywords: multimedia technologies; presentations; English language; effective use of presentations; primary school; improvement of the quality of knowledge; improvement of SOW.

 

Известно, что сегодня повышения эффективности в образовательном процессе можно добиться с помощью применения мультимедиа технологий. Эти технологии включают в себя использование компьютера и возможности сети Интернет, мультимедийного проектора (презентации) и интерактивной доски, видео- и аудиомагнитофонов, что особенно актуально на уроках английского языка. В данной статье будет рассматриваться то мультимедийное средство, которое было доступно в школе, а также которое возможно использовать для работы с учениками 4-х классов общеобразовательной школы, – мультимедийный проектор как средство демонстрации учебных презентаций.

Актуальность использования проектора на уроках английского языка объясняется тем, что информация, представления в графическом виде (картинки, схемы) усваивается в разы лучше, чем та же самая информация, рассказанная словами или прочитанная в виде текста. Визуализация информации для школьников младших классов позволяет сохранить интерес к занятию и учёбе в целом, улучшить прочность усвоения материала, создаёт условия для творчества и проявления инициативы как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.

Презентации на занятиях могут быть составлены в двух вариантах:

- статическая (такие презентации демонстрируют информационный материал, но никто не имеет возможности его изменить, перенести, записать верный ответ, открыть ячейку и т.д.). Также в статических презентациях очень важна жёсткая последовательность слайдов, которая будет заранее продумана педагогом.

- интерактивная (открывает возможность для учащихся взаимодействовать с объектом – презентацией). Так, возможна динамично изменяющаяся последовательность слайдов, которая определяется уже учениками во время выполнения учебных заданий.

Выбирая тип презентации, педагогу всегда необходимо ориентироваться не только на сам изучаемый материал и возможность его представления в статической или интерактивной форме, но и на успеваемость класса. Кроме того, подготовка грамотной и действительно полезной на занятии презентации требует от педагога высокого уровня мастерства, творчества и поиска качественных электронных материалов.

При исследовании эффективности применения презентаций на уроках английского языка использовались только статические презентации, так как ограниченное время на уроке и уровень подготовки класса не позволяли включить в занятия интерактивные презентации, которые отнимают больше времени на уроке, ведь всем ученикам хочется «поиграть» в учебную презентацию. В исследовании участвовало два 4-х класса общеобразовательной школы г. Павловский Посад во время 3-го триместра обучения. В одном классе (4 А) на каждом занятии – уроке совершенствовании знаний, изучения нового материала, систематизации знаний – учебный материал был представлен в виде презентации, а в другом (4 Б) – в традиционной форме (без использования мультимедийных технологий, только с помощью материалов учебника УМК Spotlight 4).

За исходные данные были взяты результаты обучения 2-го триместра (Рисунок 1), они же и были опорой для выбора класса. Так, мы видим, что 4 Б класс по успеваемости выше, чем 4 А класс, поэтому есть необходимость улучшить результаты 4 А класса и подвести их как минимум к результатам 4 Б.

 

  

Рисунок 1. Показатели успеваемости 4 А и 4 Б классов во 2-м триместре

 

Хоть и в обоих классах процент успеваемости (количество учеников, освоивших образовательную программу) равен 100 %, качество знаний (процент учеников с оценками «отлично» и «хорошо») находится на оптимальном (выше среднего) уровне по критериям оценки показателей обучения (Таблица 1), а СОУ (степень обученности учащихся) и в 4 А, и в 4 Б – на допустимом уровне (ниже среднего). Средний балл 4 А находится в границе допустимого уровня, а средний балл 4 Б – в оптимальном. Также необходимо сказать о том, что разница в успеваемости классов на данном этапе: 11 % – качество знаний, 10 % – общий СОУ, 3,8 % – средний балл.

Таблица 1.

Критерии оценки показателей обучения

Уровень

Качество, %

СОУ, %

Средний балл

Критический

< 33

< 60

< 3,5

Допустимый

33–49

60–74

3,5–3,99

Оптимальный

50–74

75–84

4,0–4,49

Высокий

75–100

85–100

4,5–5

 

Введение презентаций на занятиях положительно сказалось на мотивации и обучении: ученики стали задавать больше вопросов, лучше понимать темы и закреплять их. Стало намного меньше вопросов по домашнему заданию. Конечно, увеличилось время подготовки к уроку: подготовка качественной презентации отнимает большое количество времени у педагога, но результат таких усилий можно увидеть на рисунках ниже.

 

Рисунок 2. Показатели успеваемости в 3-м триместре

 

Рисунок 3. Средний балл 4 А и 4 Б во 2 и 3 триместрах

 

Из данных, продемонстрированных на Рисунке 2 и Рисунке 3, мы можем сделать следующие выводы о результатах учебной деятельности в 3-м триместре:

- качество знаний: +55 % (4 А) и +50 % (4 Б), уровень – высокий;

- общий СОУ: +33 % (4 А) и +22 % (4 Б), уровень – оптимальный;

- средний балл: +16 % (4 А) и +12 % (4 Б), уровень – оптимальный/высокий.

Однако эти результаты не дают нам возможность оценить реальную эффективность применения презентаций на занятиях, так как в 3 триместре актуальным становится вопрос выведения итоговой оценки, а значит, практически все ученики будут стараться получить оценку выше, чтобы была возможность и годовую оценку вывести выше.

Поэтому необходимо оценить результаты классов относительно друг друга. Так мы увидим, улучшились ли знания 4 А класса относительно 4 Б, в котором не использовались презентации на протяжении всего 3-го триместра. Таким образом:

- качество знаний: 7 % (4 А < 4 Б);

- общий СОУ: 2 % (4 А < 4 Б);

- средний балл: 0,06 балла или 1,3 % (4 А < 4 Б).

Улучшение качества знаний в 4 А классе на 4 %, общего СОУ на 8 %, среднего балла на 2,5 % относительно другого класса даёт сделать вывод о том, применение мультимедийных презентаций на уроках английского языка в начальной школе за один триместр даёт положительную динамику результатов. Необходимо практически с первого урока по английскому языку использовать мультимедийные презентации, возможно, даже интерактивные (к концу 4-го класса), чтобы улучшить не только результаты обучения, но и повысить заинтересованность в изучении иностранного языка.

 

Список литературы:
1. Катаева О.А. Мультимедийные презентации в учебном процессе: Методические рекомендации по разработке и применению для преподавателей (Подготовлено на основании Методических рекомендаций по разработке и применению для преподавателей, ГПОАУ АКСТ, 2016) [Электронный ресурс] / сост.: О.А. Катаева – Благовещенск: ГПОАУ АКСТ, 2016. – 23с. – Электрон. версия печ. публ. – Режим доступа: https://amurkst.ru/upload/doc/metodical_work/branch1/metod.pdf, свободный. Загл. с тит. экрана (дата обращения: 15.06.2022).
2. Оценка качества образования. Выпуск 19 / Основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Под общей ред. А.Н. Дегтярёва. – М.: Издание Государственной Думы, 2013. – 56 с. – Электрон. версия печ. публ. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/media/files/W74XmLilFUB4jYudAuNPI5DRM¬P0q¬-IAic.pdf, свободный. Загл. с тит. экрана (дата обращения: 17.06.2022).