Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(176)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Дробатун К.Э. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 40(176). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/176/101529 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дробатун Кристина Элиясовна
студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF DEAF AND HARD OF HEARING SCHOOLCHILDREN THROUGH PROJECT ACTIVITIES

 

Kristina Drobatun

Student, Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky, Russia, Saratov

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам адаптации и формированию экологической культуры школьников, которые имеют какие-либо нарушения слухового аппарата, через проектную деятельность. В статье затрагиваются ученики как с полным, так и частичным нарушением слуха.

Abstract. This article is devoted to the issues of adaptation and formation of ecological culture of schoolchildren who have any hearing aid disorders through project activities. The article deals with students with both complete and partial hearing impairment.

 

Ключевые слова: формирование экологической культуры, слабослышащие дети, проектная деятельность.

Keywords: formation of ecological culture, hearing impaired children, project activities.

 

Формирование экологической культуры у детей нужно начинать как можно раньше. Дети школьного возраста должны приобщаться к подобному, ведь это в корне изменит их видение этого мира, отношение не только к природе, но и к другим людям, к жизни в целом.

Экологическая культура, как писал в своей работе  С.Н. Глазачев, ничто иное, как осознанность по отношению к природе, которая нас окружает и экологии у человека, который поддерживает ее на достойном уровне, тем самым, обеспечивая себе комфортные условия для собственной жизни[1].

Одной из основных задач учебных заведений (включая все этапы школьного образования) – формирование личности человека, всесторонне развитого, социально ориентированного. Именно поэтому ФГОС рекомендует задействовать проектную деятельность на всех этапах школьного образования[2].

Воспитание личности через проектную деятельность, направленную на более осознанную жизнь и отношение к окружающей нас среде, для учителей, не самый легкий процесс, ведь чаще всего проектная деятельность = вне учебная. Поэтому, учителям приходится постараться, чтобы придумать интересные для ребенка занятия, через которые он сможет познавать окружающий нас мир в лучшей степени.

Именно поэтому проектная деятельность в современных школах идет на развитие у детей и творческих способностей. Благодаря современным технологиям, многие проекты направлены на формирование целостного восприятия детьми окружающего мира, а также развитие в областях культуры, науки  [3].

Школьники с ограниченными возможностями, в нашем случае с нарушением слухового аппарата различной степени, имеют чуть меньше возможности к проектной деятельности и в целом учебному процессу, в силу своей особенности.

За счет того, что ребенок понимает свою особенность, у таких детей часто бывает завышена самооценка, вследствие чего многие дети имеют сложности в формировании морально-этических представлений и понятий. Зачастую глухие не умеют проявлять эмпатию, вставать на место другого человека. Поэтому, привить правильное отношение к окружающей среде для них крайне важно[4]

Таким образом, можем подытожить, что метод проектной деятельности в школе направлен на структурирование старых знаний и получение новых. Поэтому проектная деятельность в школе через познание себя и окружающую действительность помогает детям с нарушением слуха лучше ориентироваться и осознавать себя частью этого мира, осознавать свою причастность к состоянию окружающей среды, свою ответственность перед природой и ее состоянием в том числе.

Помимо формированию отношения к экологии через проектную деятельность ребенок  может самостоятельно анализировать уровень своих знаний по этому вопросу, уровень ориентированности его в окружающем мире и свои слабые мета, которые он может доработать самостоятельно или с помощью педагога.

 

Список литературы:
1. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова // Экологическая культура: пробное учебное пособие. – М.: «Академия», 2008 – 276 с.
2. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326), [Электронный ресурс], URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль, 2003, 16 с.
4. Алейникова С.А. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом / С.А. Алейникова, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко //Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 19-30.